Найти в Дзене
Грамматика легко

Бытие как философская категория

Онтология - философская теории бытия. Онтос - бытие, логос - наука. Онтологические концепции подразумевают некоторые высказывания о том, как устроен мир. Какого его структура, что он из себя представляет.

Все остальные науки (физика биология и др) изучают фрагмент реальности, а философия пытается описать его в цельности. Елейская школа в этот термин вкладывала значени, что бытие - это все то, что существует. Существующее как целое (существует во взаимосвязях).

Первый философ Елейскй школы - Парменид, который первым так сказать аналитиком этой категории, то он бытие представлял скульптурно в виде шара. Это для него был символ совершенства бытия.

Сложность определния бытия - это то, что когда дается определение термина, мы обозначаем. То есть сначала мы дается интенсионал - зебра- это млекопитающее животное, Потом уже мы обращаемся к сигнификату - имеющий черно-белый характерный окрас. Забавный факт,что это семантическая терминология была введена именно философом Карнапов в 50х годах прошлого века. Но как определить бытие - если оно уже есть всё?

В таких случаях прибегают к определению через антонимы, о чего семантика старается избавиться сейчас. Но какова пртивоположность бытия? Ничто. То есть небытие.

За катеогрией бытия лежит некое всеединство, мы не можем это всеединсво доказать, но мы интуинтивно его понимаем. Далее идет аналитика, когда мы выделяем разные виды бытия. Индивидуальное/общественное бытие, материальное/духовное, субъективное/объективне. То есть мы либо выделяем части, либо мы выделяем сущности, которые скрываются за разнообразием. И далее мы обращаемся к переходу категории субстанции. Бытие есть некая данность. Но философские системы ведь не только констатируют данность, они пытаются решить вопрос о его происхождении.

Если мы используем в качестве субстанции, образ объективного духа (Бог), Гегель говорил абсолютный дух, Идея субстанции рассматривается как порожающая, как первопричина, Как то, что породило все последующее разнообразие. НО никто не запрещает думать, что это существовало вечно. Тогда и субстанция и мир известных нам вещей - это мир вечный, но субстанция это скрытая сущность лежит в основании.

С платона и Аристотеля возникает традиция, когда в качетсве субстанции, рассматривается материя. Субстанция - то, что для своего существования не нуждается ни в чем ином. Материальная субстанция и идеальная субстанция (эйдос).

В категории субстанции мы не просто производим категорию существиющего, но мы этот признак, который мы нашли у одной части бытия, мы начинаем мыслить, как особую реальность. Вот она материя. Материя - это абстракиция, но Платон, Аристотель, средневековые философы и все метафизики нового времени считали, что материя - это особая реальность. Какая модель мира - истинная? Отнологические учения - чаще всего типологизируют именно по отношению к этой категории субстанции. Некоторые философы выделяли одну субстанцию в своем онтологическом учении, (монистические учения), котрые выделяли две субстанции(дуаличтисеские учения), Лейбниц выделял больше субстанций (возмонжо Эмпидокл) - плюаристическое учение. Монистические учебния бывают двух видов - в качестве субстанции выделяем либо материю, либо дух, идеальное и тогда мы получает две формы монизма - материалистический монизм (матеариализм). и идеальистический монизм (идеализм).

_________________________________________

Понятие бытия является одним из основных понятий в философии и играет ключевую роль в рассмотрении различных аспектов человеческого существования и познания. Философы разных времен и направлений по-разному интерпретировали и анализировали понятие бытия, предлагая свои теории и концепции.

Одной из первых попыток размышлений о бытии можно считать философское направление онтологии, занимающееся изучением фундаментальных аспектов реальности. В древней греческой философии философы Парменид и Гераклит были представителями онтологического подхода к понятию бытия. Парменид полагал, что бытие является неизменной и неделимой реальностью, в то время как Гераклит считал, что бытие постоянно изменяется и представляет собой процесс постоянного движения и противоречия.

С другой стороны, существует также метафизическое понимание бытия, которое делает упор на его абстрактную и неизменную природу. Представители метафизической школы, такие как Платон и Аристотель, разработали свои концепции бытия, основываясь на понятиях идеи и сущности. Платон считал, что реальность представляет собой мир идей, которые являются идеальными формами, в то время как Аристотель предполагал, что сущность предметов можно понять и изучить через наблюдение и анализ.

Со временем, понятие бытия стало анализироваться и интерпретироваться и в рамках различных философских течений. В эпоху средневековой философии ученые-схоластики, такие как Томас Аквинский, развивали понятие бытия, основываясь на христианской теологии и философии Аристотеля. Они различали различные уровни бытия, такие как существование, сущность, акциденция и др., и изучали отношения между ними.

Энциклопедисты, такие как Дидро и Д'Аламбер, в свою очередь, анализировали понятие бытия как нечто всеобъемлющее и включающее в себя все аспекты мира. Они пытались создать систему знаний, описывающую все возможные формы бытия и связи между ними.

С развитием научного метода и эмпирического подхода, философы нового времени стали рассматривать понятие бытия с более конкретной стороны. Джон Локк считал, что бытие состоит из восприятий и опыта, а Давид Юм считал, что мы можем знать только то, что основано на наблюдении и связях между вещами.

В XX веке разработка понятия бытия получила новый импульс с развитием феноменологии и экзистенциализма. Феноменология, основанная на работах Эдмунда Хуссерля, изучает сознание и опыт как источники понимания бытия. Она пытается описать, как мы воспринимаем и осмысливаем мир, а также какие значения мы придаем различным явлениям.

Экзистенциализм, представленный философами, такими как Жан-Поль Сартр и Мартин Хайдеггер, считает, что бытие определяется свободой индивида и его выбором. Человек создает свое собственное существование, а не просто существует в мире. Понятие бытия становится связанным с понятием аутентичности и свободы.

В современной философии концепция бытия возникает также в контексте постструктурализма и постмодернизма. Философы, такие как Жак Деррида и Жан-Франсуа Лиотар, отрицают идею о единственном и универсальном бытии и пытаются раскрыть различные формы понимания бытия, существующие в разных культурах и дискурсах.

Таким образом, понятие бытия в философии имеет множество толкований и косвенно или прямо влияет на понимание мира, реальности и человеческого существования. Различные философы разработали свои теории и концепции, основываясь на различных подходах и методах исследования. Несмотря на разности и разнообразие точек зрения, изучение понятия бытия является фундаментальным для понимания мира и нашего места в нем.

____________________

Иммануил Кант считал, что бытие является идеальной и априорной категорией мышления, которая помогает организовать и понять ощущения и опыт субъекта познания. Однако Кант также признавал существование "вещей в себе" - скрытой сущности вещей. Его дуализм вызывал критику со стороны других философов.

Иоганн Готлиб Фихте стремился преодолеть дуализм Канта, признавая существование только одного абсолютного "Я", которое порождает бытие путем идеальных полаганий мысли.

У Фридриха Шеллинга бытие также выражается через мысль, оно равносильно познанию и деятельности.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель полагал, что сущность бытия может быть раскрыта только через систему всех категорий диалектики. Он разворачивает понятие бытия от самой пустой категории небытия, переходящей в противоположность - категорию бытия.

Мартин Хайдеггер утверждал, что бытие возникает из ничто и раскрывается в сущем через существование (экзистенцию).

В экзистенциализме 20 века осмысление обыденного существования человека превратилось в особую "философию существования". Наиболее развитыми были французский, русский и немецкий экзистенциализм. Философы, такие как Жан-Поль Сартр, Николай Бердяев, Лев Шестов, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и другие, занимались изучением понятия бытия.

В диалектическом материализме 20 века проблема бытия была решена путем признания существования конкретных вещей и всеобщности движущейся материи. Проблема отношения материи и сознания и тождества бытия и мышления была рассмотрена с учетом идей французского материализма и данного областью науки. Таким образом, мышление рассматривается как отражение действительности.