Авторы статьи: Андрей Сергеевич Василевский, Ксения Сергеевна Попова
Аннотация. В статье предлагается рассмотреть коучинг как процесс сопровождения человека в определении и достижении своих целей с использованием знаний о мышлении и поведении, что дает достаточно ясное представление о сути коучингового процесса как для коуча, так и для клиента. Гармоничное сочетание трех составляющих этого процесса (эвристической, фасилитационной и психологической, реализуемых в формате направляемого открытия) и формирует тот уникальный синергетический эффект коучинга. Когнитивно-поведенческий подход рассматривается в качестве психологической составляющей и включает системное использование трех компонентов: концептуализации кейса клиента (когнитивной карты), когнитивной модели и когнитивно-поведенческих техник. В рамках практической модели когнитивно-поведенческого коучинга рассмотрен авторский вариант табличного представления концептуализации кейса.
Ключевые слова: коучинг, когнитивно-поведенческий коучинг, концептуализация кейса, методология, практическая модель, когнитивная карта, когнитивные уровни и поля, личностный смысл, ценности, значимая цель, когнитивная модель, эвристика.
Когнитивная модель, концептуализация кейса клиента (когнитивная карта) и когнитивно-поведенческие техники как основа методологии и практической моделикогнитивно- поведенческого коучинга
Реализация когнитивно-поведенческого подхода (далее КПП) в коучинге включает системное использование как минимум трех компонентов: концептуализации кейса клиента (для клиента: «когнитивная карта», далее КК), когнитивной модели (далее КМ) и когнитивно-поведенческих техник. Целесообразность использования этих компонентов задается принципами, а их грамотная реализация компетенциями когнитивно-поведенческого коучинга (далее КПК). Важной отличительной чертой КПК от многих других направлений коучинга является прозрачность его психологической системы, методов и техник для клиента; более того, в процессе КПК коуч стремится делегировать клиенту самостоятельную работу с ними.
Почему совместное открытое использование когнитивной модели, концептуализации кейса и когнитивно-поведенческих техник помогает клиенту в определении и достижении своих целей? На материале практического мышления А. Е. Фомин описывает процесс решения проблемы следующим образом: «Когда специалист осознал проблему, он находится в положении сказочного героя, которому надо «пойти туда, не знаю, куда, и найти то, не знаю что». Вот почему при разрешении проблемы профессионалу нужно обязательно выяснить то, что ему известно, и то, что он должен найти. Тогда проблема становится задачей, в которой определено данное (известное) и искомое (неизвестное). Переход проблемы в задачу в мышлении специалиста предполагает постановку им целей своей работы. Процесс формулирования целей деятельности является неотъемлемым звеном в работе профессионала- практика. Неслучайно практическое мышление, которое регулирует такого рода деятельность, рассматривается в психологических исследованиях как процесс создания планов, поиска схем действий, разработки целей деятельности» [27, с. 52].
Мы выделяем следующие принципы КПК, которые определяют необходимость использования КК, КМ и когнитивно-поведенческих техник:
- Ориентация на цели: коучинговый процесс направлен на решение задач или проблем, на определение и достижение целей клиента.
- Эмпирический подход: сверка с реальностью в процессе исследования опыта и мышления.
- Прагматичность: выбор методов и структуры коучингового процесса, которые помогут привести к ощутимому результату наиболее быстрым и легким путем.
- Директивность: помощь клиенту в определении цели и следовании по направлению к ней до тех пор, пока он не захочет осознанно изменить направление или цель.
- Структурированность: наличие когнитивной карты, целеполагания, повестки сессии, плана действий.
- Операционализация: концентрация на фактах и конкретных действиях, а не на общих рассуждениях, намерениях, метафорах, а также измеримость результата, чтобы изменения были заметны для клиента.
- Гармоничное сочетание трех составляющих: эвристической, фасилитационной и психологической в строгом следовании за интересом, уровнем готовности и осознанности клиента.
- Ответственность и активность клиента: необходимое условие для сохранения коучингового формата взаимодействия коуча и клиента. Коуч открывает и делегирует клиенту все механизмы коучинга в рамках дидактического элемента, преследуя стратегическую цель коучинга — приобретение клиентом коучингового стиля мышления, который будет помогать ему в решении многих последующих сложностей без коуча.
Соблюдая принцип ответственности и активности клиента, коуч в начале работы с клиентом (обычно на ознакомительной сессии и до контракта) знакомит его с КМ, принципами КПК и порядком работы на сессии с использованием КК.
Системообразующим элементом КПК является концептуализация кейса клиента (КК). Структура и принцип карты используется для того, чтобы представить коучинговый процесс не как линейный алгоритм с четко определенной последовательностью и направленностью этапов и задач, а как поле для активного и самостоятельного исследования, верификации и осознания клиентом в той очередности и полноте, которая для него удобна и возможна. С нашей точки зрения, метафора когнитивной карты весьма уместна, так как отражает то, что реальность и мышление невероятно сложны, в них переплетаются одновременно огромное количество схем, реализуется, сменяя друг друга, масса динамических механизмов. Вот почему более эффективная стратегия для достижения «внешних» целей — это исследование карты во всей ее неограниченной широте и сложности без фокусирования на какой-то общей доминирующей схеме или значимой информации, но исходя из контекстуальной и ситуативной значимости.
В рамках практической модели КПК, предложенной авторами этой статьи, можно рассмотреть табличный вариант представления КК, как на схеме 1. Вертикально расположенные поля этой таблицы представляют когнитивные уровни, а горизонтально расположенные — процесс перехода от текущей ситуации к значимой цели в будущем.
Клиент заинтересован в том, чтобы коуч помогал ему замечать моменты, когда в его словах, эмоциях и поведении проявляются убеждения, ценности и личностный смысл. Это помогает клиенту выстроить целостную и непротиворечивую КК не только в горизонтальном разрезе (ситуация — образ желаемого будущего — цель — действия/ресурсы/препятствия), но и в вертикальном (образ желаемого будущего/цель — знания — ценности — личностный смысл). Если на этих уровнях нет согласованности и вся система не целостна, то это отрицательно влияет на уровень мотивации и уверенности клиента. Коучу не стоит акцентировать внимание клиента на каком-либо когнитивном аспекте больше, чем в этом заинтересован клиент при решении своей задачи.
Верхние уровни карты — личностный смысл и ценности. Они соотносятся, с одной стороны, с Я-концепцией и потребностями человека (уровни выше, не указанные в этой таблице), с другой — со знаниями, желаемым будущем и значимой целью (уровни ниже). Формулировки личностного смысла и ценностей очень важны для проверки аутентичности целей, приобретения мотивации и уверенности в правильности своего выбора. Перефразируя известную фразу В. Э. Франкла, можно сказать так: «Если знаешь, в чем смысл и что действительно ценно для тебя, то всегда найдешь способы, как этого добиться». Наиболее близко для понимания этой карты определение личностного смысла, данное Д. А. Леонтьевым:
«Личностный смысл — это индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение для меня» [17].
Содержательно ценности очень тесно связаны с личностным смыслом. Процесс осознания и формулирования клиентом своих ценностей в коучинге имеет такое же значение, как и в терапии принятия и ответственности: «Терапевт, ведомый ценностями, работает с клиентами, пытаясь помочь им выстроить жизнь со смыслом и предназначением, вступая в связь с самым важным» [28, с. 44]. В терапии принятия и ответственности ценности — это «свободно выбранные, вербально конструируемые последствия непрерывных, динамических, эволюционирующих моделей поведения, которые в основном и подкрепляют это поведение, являясь неотъемлемой частью ценностного поведенческого паттерна» [29, с. 64].
Нижний уровень карты — ситуативный. На этом уровне происходит исследование текущей ситуации и желаемого будущего. Помимо логических и эвристических техник, здесь уместно применение когнитивной модели в виде разбора ситуаций, которые во временной перспективе направлены от настоящего (ситуация сложности) к ближайшему будущему (ситуация действия) и более отдаленному будущему (ситуация достижения цели). Коуч помогает клиенту вообразить будущие ситуации, что обычно не представляет сложности, так как у любого человека есть опыт, на который он может опереться. Таким образом, эти ситуации представлены по горизонтали в виде временных срезов, каждый из которых имеет связь с вышерасположенными когнитивными уровнями. Использование когнитивной модели в каждом из этих полей позволяет клиенту расширить исследование ситуации, повысить осознанность, усвоить эту модель и осуществить когнитивную реструктуризацию.
Средний уровень карты (уровень 2) — это то, что либо способствует, либо мешает реализации ценностей и личностного смысла. Мы намеренно не используем такие слова-ярлыки убеждений, как дисфункциональные — функциональные, адаптивные — дезадаптивные, рациональные — иррациональные, расширяющие — ограничивающие.
Маркировка подобными ярлыками, с нашей точки зрения, не отвечает целям коучинга по следующим причинам:
- Данные слова обладают оценочностью, а значит, противоречат нейтральной безоценочной позиции коуча.
- Данная маркировка может способствовать сверхобобщению и ригидности мышления, если применяется механистически и внеситуативно. Пояснение клиенту ситуативности этой маркировки может быть слишком сложным для восприятия и понимания.
- Сочетание слова убеждение (англ. belief — также вера) со словами рациональный/функциональный/расширяющий/адаптивный звучит абсурдно, так как убеждение/вера по своему значению уже предполагает иррациональность и ограниченность мышления, что в одних ситуациях будет помогать, а в других мешать, снижая адекватность действий и эмоций, адаптацию и скорость реакции.
Альтернативой убеждениям может быть такое понятие, как «знание», в котором учитывается контекст, вариативность и многоаспектность ситуаций, основой которых являются проверяемые факты, рациональное мышление, результаты экспериментов и которые эмоционально нейтральны.
В левой части карты указываются убеждения, так как они больше соответствуют сложившейся ситуации (на основе опыта прошлого и настоящего), в правой — верифицируемые знания, которые помогут достижению цели. Знание в силу своей опоры на логику и факты способствует приобретению клиентом уверенности в правильности и успехе своих действий, но не благодаря слепой вере, а благодаря лучшему видению и пониманию ситуации. Во многом данное разграничение можно рассматривать как результат работы мышления в одной из двух систем обработки информации, которые Д. Канеман назвал Системой 1 и Системой 2 [30].
Клиенту можно предложить следующие метафоры для облегчения восприятия табличного представления когнитивной карты:
- 1- й уровень — путь: вы прокладываете его на своей карте из точки А (аспекты текущей ситуации) к точке С (значимая цель в желаемом будущем) через промежуточные точки В (препятствия, ресурсы, действия).
- 2- й уровень — убеждения и знания: оптика, через которую вы рассматриваете территорию, то есть ситуацию (факты и интерпретация).
- 3- й уровень — ценности: источники света, которые освещают эту территорию и помогает на ней ориентироваться.
- 4-й уровень — личностный смысл: маяк, который задает направление вашего движения (почему это важно для вас).
Следует заметить, что предложенная схема не является моделью личности и не стремится к исчерпывающему описанию кейсов клиентов. Она выполняет прагматическую, процессуальную, контекстуальную задачу коучинга — помочь клиенту исследовать свою картину мира и свое текущее положение в ней, а также свериться с «территорией» в точках, которые наиболее значимы для определения и достижения своей цели. Этими точками могут быть сформулированные:
- задача и ее сложность;
- образ желаемого будущего;
- значимая цель;
- ресурсы, препятствия и варианты действий (план);
- ближайшая задача/первый шаг;
- ценности;
- личностный смысл.
Задача коуча — помогать клиенту в исследовании и лаконичной формулировке этих моментов и занесении их в КК.
Важным аспектом исследования ситуации клиента в КПК является применение КМ в каждом из полей нижнего уровня КК — это ситуативные срезы, но направленные не в прошлое, как в концептуализации когнитивной терапии, а в будущее.
Поле A: исследование КМ позволяет клиенту не только более полноценно понять текущую ситуацию или состояние «здесь-и-сейчас» (если что-то происходит прямо на сессии), но и определить, какой аспект КМ является для клиента ведущим: когнитивный, эмоциональный/ физиологический, поведенческий.
Поле С: позволяет сформировать полноценный образ желаемого будущего, начиная исследование КМ с ее ведущего аспекта. Например, если ведущей для клиента является эмоциональная сторона, то можно предложить клиенту представить, что он уже находится в желаемом эмоциональном состоянии, и задать вопросы: «Какие мысли будут способствовать этим эмоциям или сопровождать их?», «Что вы будете делать для того, чтобы эти эмоции появились?»
Поле B: для успешного коучинга очень важна готовность клиента совершить первый шаг в направлении к своей цели, поэтому для повышения вероятности этого шага важно, чтобы клиент представил его в виде КМ. Спросите, какие мысли помогут клиенту совершить действия, какие мысли и эмоции последуют после этого.
Задача коуча как «топографа» в процессе исследования клиентом полей А, В и С — замечать, отражать и заносить в карту когнитивные и поведенческие аспекты (особенности мышления, убеждения, когнитивные искажения, противоречия, стереотипы и т. п.), которые он замечает у клиента. Наиболее вероятно, что при исследовании текущей ситуации клиент будет проговаривать убеждения, при исследовании образа желаемого будущего — ценности и личностный смысл, при исследовании вариантов действий, с одной стороны, убеждения, ограничения, препятствия, сложности, с другой — ресурсы, знания, возможности, источники поддержки. Коуч отражает их клиенту, способствует лаконичным формулировкам и заносит в карту.
Итог работы клиента — приобретение когнитивной и поведенческой целостности. В движении к образу желаемого будущего, к своим ценностям, к личностному смыслу человек реализует свои потребности.
При использовании КМ и КК важно учитывать принцип прагматичности, а также принцип ответственности и активности клиента. Если какие-то поля остаются незаполненными или применение КМ мешает поиску решения, эвристике, динамике сессии, позитивному и активному настрою клиента, то приоритет за сохранением коучингового формата и коучинговых отношений.
Эти поля могут быть заполнены или уточнены позже как самим клиентом, так и с помощью коуча на следующей сессии. Цель коучинга — не заполнить когнитивную карту исчерпывающими и точными данными, а использовать ее лишь как вспомогательный инструмент для отражения значимых моментов и дальнейшей верификации с клиентом. Коуч — это «топограф», задача которого вносить данные, обнаруженные и сформулированные клиентом, и постоянно верифицировать их с ним.
При этом мы считаем, что использование когнитивной модели должно быть компонентом каждой сессии КПК и самым важным приобретением клиента в коучинге.
Выводы
Высокоразвитая психика людей позволяет активно исследовать среду, создавать образ желаемого будущего, определять цели, задачи и совершать последовательные действия в соответствии со своими убеждениями, ценностями, личностным смыслом и потребностями. Это позволяет человеку не просто адаптироваться к изменениям среды, а обеспечивать опережающую экспансию в этой среде и саморазвитие. Возможно, именно эти качества психики обусловлены «рефлексом цели», про который говорил И. П. Павлов, и соответствуют режиму саморазвития по А. Беку и Э. Хэйг [14].
Когнитивно-поведенческий коучинг ценен как инструмент не только определения и достижения своих целей, но и формирования метакогнитивных навыков, расширения поведенческого репертуара, активизации творческого мышления, приобретения уверенности в себе, в людях, в позитивном будущем. Во многом это происходит благодаря смене контекста, в котором происходит коучинг, когда человек:
- переосмысливает проблемы и препятствия в значимые цели и возможности;
- меняет убеждения на знания в результате гибкого творческого рационального мышления;
- использует прагматичный подход;
- задумывается о ценностях и о позитивном восприятии себя, мира и будущего;
- находит личностный смысл в своих действиях;
- разбивает путь на реалистичные, но достаточно сложные действия и фокусирует внимание на первом шаге.
Как правило, для серьезных и устойчивых изменений в мышлении и поведении требуется многосессионный подход. Не у всех клиентов может быть целевая потребность, временные и финансовые ресурсы для многосессионного индивидуального коучинга, поэтому стоит рассмотреть возможности вынесения дидактических элементов, процесса формирования метакогнитивных навыков, создания позитивного деятельностного контекста в формат групповой работы и поддержки, тогда коучинг может стать элементом более комплексной и доступной услуги, направленной на то, чтобы помогать людям реализовать свой потенциал и вести более полноценную жизнь.
В настоящий момент авторами данной статьи проводится апробация вышеописанной методологической разработки в рамках написания магистерской диссертации программы «Психология в бизнесе» (НИУ ВШЭ, Москва) под руководством Н. В. Антоновой.
Апробация методологической разработки в бизнес-среде происходит в рамках исследования (№ проекта 22-00-014) в рамках программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 2022 г.
Список литературы
- Павлов И. П. Рефлекс свободы. СПб.: Питер, 2001. 432 с.
- Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 400 с.
- Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 496 с.
- Субботин В. Е. Контроль и планирование поведения // Современная психология / под ред. В. Н. Дружинина. М., 1999. С. 373–396.
- Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Академия, 2002. 288 с.
- Ждан А. Н. История психологии. От Античности до наших дней: учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2004. 576 с.
- Дернер Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997. 243 с.
- Тихомиров О. К. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977. С. 5–20.
- Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000.
- Леонтьев Д. А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях: вызовы и ресурсы // Культурно-историческая психология. 2014. № 3. C. 97–106.
- Carver C., Scheier M. On the Self-Regulation of Behavior. N.Y.: Cambridge University Press, 1998.
- Carver C. Self-regulation of Action and Affect // Handbook of Self-Regulation: Research, Theory, and Applications / R. Baumeister, K. D. Vohs (Eds.). N.Y.: Guilford, 2004. P. 13–39.
- Csikszentmihalyi M., Nakamura J. Emerging goals and the self-regulation of behavior // Advances in social cognition. Vol. 12: Perspectives on behavioral self- regulation / R. S. Wyer (Ed.). Mahwah (NJ): Erlbaum, 1999. Р. 107–118.
- Beck A. T., Haigh E. A. P. Advances in Cognitive Theory and Therapy: The Generic Cognitive Model // Annual Review of Clinical Psychology. 2014. Vol. 10. P. 1–24.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. — 352 с.
- Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002. — 592 с.
- Леонтьев Д. А. Цель в структуре регуляции деятельности // Современная психология мышления: смысл в познании: тезисы докладов научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения О. К. Тихомирова. М.: Смысл, 2008. С. 66–68.
- Аверина А. Ж., Александрова Л. А., Васильев И. А., Гордеева Т. О., Гусев А. И., Дергачева О. Е., Г Иванченко. В., Калитеевская Е. Р., Курганская М. В., Лебедева А. А., Леонтьев,Д. А. Мандрикова Е. Ю., Митина О. В., Осин Е. Н., Плотникова А. В., Рассказова Е. И., Фам А. Х., Шапкин С. А.. Личностный потенциал. Структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 607 с.
- Григорьев Д. А. Бизнес-тренинг: как это делается. М.:Манн, Иванов и Фербер, 2014. 216 с.
- Попов А. Ю., Вихман А. А. Когнитивные искажения в процессе принятия решений: научная проблема и гуманитарная технология // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2014. Т. 7, №. 1. С. 5–16.
- Korzybski A. Science and Sanity: An Introduction to Non-Aristotelian Systems and General Semantics. N.Y.: Institute of General Semantics, 1994.
- Аверкин Р. Г., Александров И. О. Психология: учебник для техн. вузов
/ Р. Г. Аверкин, Н. А. Алмаев, И. О. Александров и др.; под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. 608 с.
- Нерсесянц, В. С. Сократ. [Текст] / В. С. Нерсесянц. М.: Изд. Группа
«ИНФРА М»; Норма, 1996. 305 с.
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психологический словарь: научное издание / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., исправ. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.
- Прохазка, JO; Норкросс, JC. Системы психотерапии: транстеоретический анализ. 6-й редактор Австралия: Thomson/Ручьи; 2007. ISBN 978-0-495-00777-7.
- Palmer S., Whybrow A. Handbook of Coaching Psychology: A Guide for Practitioners. London and New York: Routledge, 2018.
- Фомин А.Е. Ум практика: от проблемы к плану, от плана к действию. Калуга: КГПУ, 2007. 368 с.
- Дженна Лежен, Джейсон Луома. Ценности в терапии. Практическое руководство для терапевта: как помочь клиенту исследовать ценности, повысить психологическую гибкость и жить более осмысленной жизнью. Киев: Диалектика, 2022. 336 с.
- Wilson, K. G., & DuFrene, T. (2009). Mindfulness for two: An acceptance and commitment therapy approach to mindfulness in psychotherapy. Oakland, CA: New Harbinger Publications.
- Канеман Д. Думай медленно… Решай быстро. М.: АСТ, 2013. 710 с.
Хотите познакомиться с коучинговыми техниками, чтобы расширить границы своей практики? Регистрируйтесь на интенсив “Психология коучинга”, который стартует уже 2 сентября 2023 года.