Если норма не работает, значит она не нужна. Такова логика наших депутатов, к сожалению, во многом. Сейчас она касается поправок в закон «О психиатрической помощи». 100 000 человек и 151 НКО просят наложить вето на эти изменения. Но поправки уже прошли обе палаты парламента.
Самое важное — из закона исключается статья 38, по которой государство обязано создавать независимые службы защиты прав граждан с психическими расстройствами. Депутаты считают, что эта норма нерабочая, а потому вместо того, чтобы ее развивать, надо ее просто исключить. Повсеместно таких служб не было, но почему никто не добивался исполнения закона? Например, в Нижегородской области такая служба была, она работала, у нее были реальные результаты.
Закон не предусматривает выписку пациента ПНИ, если у него нет родных, которые могут за ним ухаживать, а решение о способности человека проживать самостоятельно принимают только врачи интерната. То есть если такого заключения нет, то пациента не могут забрать в дома сопровождаемого проживания, где он действительно может получить возможность социальной и бытовой адаптации.
Со всеми этими поправками и без того закрытые ПНИ станут совершенно неприступными. Зачем кому-то знать о том, что дети и взрослые гибнут там от истощения? Что их связывают, бьют? Ведь запрет на физическое насилие в ПНИ тоже отказались включать! Депутаты игнорируют реальные фотографии людей, привязанных веревками и колготками — «такого не может быть», твердят они. Как не может быть там и смертей от истощения, видимо.
Нюта Федермессер сравнивает систему интернатов с тюрьмой, где у тюрьмы намного больше плюсов: «Из тюрьмы можно выйти. В тюрьме ты знаешь, за что ты там находишься. В тюрьме ты имеешь право на адвоката. В тюрьму приходят общественные наблюдательные комиссии. Самое страшное, что в интернатах не только нет адвокатов и наблюдательных комиссий — там нет виноватых».