Экзистенциализм – это философское направление, которое появилось в 1940-х годах и активно развивалось во второй половине XX века. Главная идея экзистенциализма заключается в том, что сущность человека определяется его существованием, а не его сущностью или предопределенным значением. Экзистенциалисты утверждают, что каждый человек имеет свободу выбирать и определять свою судьбу, несмотря на ограничения и сложности внешнего мира.
Ниже перечислены некоторые из основных представителей экзистенциализма и их идеи:
1. Сёрен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ, считается одним из основателей экзистенциализма. Его идеи основаны на религиозном опыте и предполагают, что вера и стремление к богу являются основными аспектами человеческого существования.
2. Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий философ, который проповедовал "смерть бога" и призывал к преодолению традиционных ценностей и установленных норм. Его идеи о превосходстве индивидуальности и "надчеловеке" сильно повлияли на последующих экзистенциалистов.
3. Мартин Хайдеггер (1889-1976) – немецкий философ, чья философия основана на идее о "бытии". Он считал, что человек находится в ситуации беспокойства, из-за которого необходимо постоянно рассматривать свое существование и его значение.
4. Жан-Поль Сартр (1905-1980) – французский философ и писатель, один из наиболее известных и важных представителей экзистенциализма. Он обосновывал идею свободы и ответственности каждого индивидуума за свои действия и отвергал идею существования бога.
5. Альбер Камю (1913-1960) – французский писатель и философ, чьи работы основаны на идее "абсурдности" человеческого существования. Он утверждал, что люди должны принять абсурдность своей жизни и все равно стремиться к свободе и созданию смысла.
Однако, экзистенциализм имеет множество других представителей и разнообразных идей. Каждый из них вносит свой вклад в понимание человеческого существования и призывает к индивидуальному поиску смысла жизни.
Экзистенциали́зм (от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля).
Экзистенциальная философия — это философия бытия человека.
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном итоге, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.
Ма́ртин Ха́йдеггер (нем. Martin Heidegger, 26 сентября 1889 — 26 мая 1976) — немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах. Философия Хайдеггера заново ставит вопрос о смысле бытия. Опираясь на феноменологический метод (Гуссерль), Хайдеггер последовательно проводит различие сущего и бытия, онтического и онтологического способа подхода к миру. Как философ Хайдеггер сформировался под влиянием своего учителя Гуссерля. Разрабатывая его идеи, ранний Хайдеггер развил некоторые мысли, которые в дальнейшем вдохновили Сартра на создание экзистенциализма. Однако сам Хайдеггер к этому направлению не примкнул, а вместо этого, находясь целиком в «лаборатории» Гуссерля, приступил к созданию т. н. фундаментальной онтологии. Развитием её он занимался до конца своих дней.
Автор: Анастасия А. Витвицкая