Найти в Дзене

Восточная (Крымская) война (1853 - 1856 гг.). Балканский фронт. VI. Опасения князя Паскевича о вступлении в войну Австрии

После переправы русских войск через Дунай дальнейшее наступление на Силистрию задержалось из-за нерешительности командующего князя Горчакова, а также из-за опасений князя Паскевича о вступлении Австрии в войну на стороне Османской Империи. Прибыв 3 апреля 1854-го года в Фокшаны, князь Паскевич получил первым же известием угрозу Австрии, что привело его в удручающее состояние. Под этим впечатлением он немедленно отозвал агента Фонтона из Сербии, а генералу Липранди отдал приказ отойти к Краиову. В то же время Паскевич пытался изобразить бурную деятельность под Силистрией, делая вид, что планирует её штурмовать. После того, как князь Паскевич объехал Нижний Дунай, он прибыл в Бухарест, откуда он 16 апреля 1854 года отправил записку о состоянии дел не Балканском фронте. Он сделал вывод, что противник, имея сообщение с морем мог свободно действовать в низовьях Дуная. К тому же он считал крепость Измаил беззащитной, а потому позицию в низовьях Дуная он считал откровенно слабой. Паскевич с
И. Ф. Паскевич
И. Ф. Паскевич

После переправы русских войск через Дунай дальнейшее наступление на Силистрию задержалось из-за нерешительности командующего князя Горчакова, а также из-за опасений князя Паскевича о вступлении Австрии в войну на стороне Османской Империи. Прибыв 3 апреля 1854-го года в Фокшаны, князь Паскевич получил первым же известием угрозу Австрии, что привело его в удручающее состояние. Под этим впечатлением он немедленно отозвал агента Фонтона из Сербии, а генералу Липранди отдал приказ отойти к Краиову.

В то же время Паскевич пытался изобразить бурную деятельность под Силистрией, делая вид, что планирует её штурмовать. После того, как князь Паскевич объехал Нижний Дунай, он прибыл в Бухарест, откуда он 16 апреля 1854 года отправил записку о состоянии дел не Балканском фронте. Он сделал вывод, что противник, имея сообщение с морем мог свободно действовать в низовьях Дуная. К тому же он считал крепость Измаил беззащитной, а потому позицию в низовьях Дуная он считал откровенно слабой. Паскевич считал, что французы могут высадить в Константинополе или Бальчике группировку в 30-40 тысяч человек, которые соединившись с 70-80 тысяч турецких войск, могут составить внушительную 100-тысячную группировку. Этой группировкой, как считал Паскевич, он могли раздавить небольшой русский отряд у Гирсова и сравнительно быстро достигнуть Браилова, где могли захватить огромные запасы хлеба. Одновременно, по мнению Паскевича, в войну могла вступить Австрия, которая бы угрожала российской армии с правого фланга и тыла. Он писал: "В предупреждение столь тяжёлого положения благоразумнее требовало бы теперь же оставить Дунай и княжества и стать в другой позиции, где мы можем быть так же сильны, как теперь слабы на Дунае". Он предлогал отойти за Серет или даже за Прут.

Тем временем, до получения приказа отойти за Прут Паскевич решил обозначить движение к Силистрии, что якобы исполняет волю царя. С этой целью генералу Лидерсу были приданы 3 батальона из отряда Ушакова, которых он оставил в Гирсовом укреплении, а сам 18 апреля двинулся в Черноводы. Через 10 дней отряд Лидерса двинулся вверх по Дунаю и 4 мая 1854 года наконец достиг Силистрии.

Тем временем отходивший к Краиову Мало-Валахский отряд получил дальнейшее распоряжение отходить за реку Ольту чтобы быть ближе к Бухаресту. С фронта турки нападали на отступающую группировку довольно слабо и попытки выманить их в чистое поле чтобы там их разбить были тщетны. Однако, не решившись атаковать русских с фронта, турки решили выдвинуться от Никополя на Турно. Эта попытка закончилась для них неудачно. В ходе боя турки потеряли 800 человек и 123 были взяты в плен. Российские войска потеряли 18 рядовых убитыми и 60 солдат и офицеров ранеными.

Оставшийся в Краиове отряд генерала Липранди постепенно растаскивался по различным группировкам. 19-го апреля 1854 года казаки из отряда Липранди успешно атаковали турецкую конницу, выдвинувшуюся к Радовану. Произведённая 20 апреля разведка выявила что 15-тысячная турецкая группировка вышла из укреплённого лагеря и расположилась у Быйлешти. В итоге была начата новая перегруппировка Мало-Валахского отряда. Генералу Липранди было приказано отойти на левый берег реки Ольты с расчётом прибыть 3 мая в Слатин, что он успешно выполнил и 3 мая 1854 года выставил наблюдательные посты на всём течении реки Ольты от Рымника до Турно. Между тем разведка выявила, что турки не предполагали развивать наступление на правом фланге российской группировки.