Найти в Дзене
Кавказ Сегодня

Репатриация черкесов. Повод для конфликта

В Адыгее 1 августа отметили День репатрианта – малоизвестную дату в масштабах страны, но важную для определенной части наших граждан. В первую очередь, для тех малочисленных групп черкесов по происхождению, что 1 августа 1998 года и год спустя были вывезены в Россию с территории воюющего с Сербией при попустительстве и прямом вмешательстве НАТО, погрязшего в этнических чистках Косово.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

До определенного времени Косово являлось неотъемлемой частью Сербии в составе Югославии. Некоторое время стране удавалось держать в узде косовских албанцев. Возможно, так бы всё и продолжалось, если бы не англосаксы. Сначала они науськали власть имущих в Албании, и там всерьез заговорили о необходимости присоединения к себе новой территории с целью создания моноэтнического государства.

Затем создали все условия, чтобы в Югославии появилось несколько групп влияния, начавших бороться за выход Косова из состава страны. В 1989 году к власти в Сербии пришел Слободан Милошевич, который, пытаясь интегрировать многочисленную этническую группу в общесербское бытие, инициировал референдум, значительно урезавший автономию Косово. Подчеркнем, что на тот момент большинство проживающих в Косово являлись албанцами, настроения среди которых бродили отнюдь не мирные.

Наконец, девяностые, разрушительно сказавшиеся не только на СССР. Заражённые идеей независимости косовары в сентябре 1991 года провели свой референдум, итогом которого стало голосование за отделение.

Югославия результаты референдума не признала, зато это сделала Албания. Были и другие вдохновляющие факторы для формирования вооружённой «Армии освобождения Косово» (АОК) из разрозненных групп сторонников независимости – с параллельным усилением гонений на всех не албанцев.

Официальные власти Сербии и Югославии некоторое время мирились с самоуправством, но в 1998 терпение лопнуло, и 28 февраля того же года во имя сохранения территориальной целостности они вступили в вооруженный конфликт.

Тут и начинается тема, напрямую связанная с появившимся в Адыгее Днём репатрианта. Если и ранее албанцы, одержимые националистической идеей построения моноэтнического государства, вытесняли с обжитых земель всех, имевших иные родовые корни, то во время конфликта ситуация стала невыносимой. Рождённые не албанцами априори находились под страхом кровавой расправы, невзирая на пол и возраст.

Среди подвергшихся гонениям по национальному признаку оказались и косовские черкесы. Именно тогда, в самый страшный для граждан другой страны момент, им гостеприимно протянула руку помощи Россия.

Всего было три волны прибытия косовских адыгов. Первая – в самый разгар Сербско-косовского конфликта, когда 1 августа 1998 года в Россию приехали первые 76 человек (более 20 семей). Новоприбывшие, обосновавшись на нашей территории, с тревогой следили за событиями на их бывшей Родине. Возможно, со временем у них и была возможность вернуться когда-нибудь домой, если бы не прямое вмешательство НАТО.

Весной 1999 года Югославия подверглась массовым бомбардировкам: так натовские вояки потакали сепаратистским настроениям в Косово и давили на власть (вот бы такое они проделали с Украиной, заступившись за стремящийся к суверенитету Донбасс!). Была атакована с воздуха и столица Сербии город Белград. Погибли несколько тысяч мирных граждан. Именно это вынудило тогдашнего лидера Милошевича согласиться с требованиями НАТО и подписать 11 июня 1999 года так называемое Кумановское соглашение.

Югославская армия была выведена с территории Косово, а этническое большинство на территориях продолжило с утроенным упорством строить некое продолжение Албании, но со своим суверенитетом. Известно, что уже после войны около 200 тысяч сербов, цыган и представителей других национальностей были вынуждены бежать, а многие из оставшихся гражданских лиц стали жертвами жестокого обращения. Так оказались в России косовские черкесы второй волны, которые до этого выехали в Турцию и оттуда уже переселились в Адыгею.

В конце 1999 года был третий поток из числа остававшихся в Косово адыгов. Первых счастливцев заселили в новые дома 7 апреля 2000-го в созданном с ноля под нужды репатриантов ауле Мафэхабль. Позже всех прибывших компактно поселили в том же ауле. При этом каждой семье под фермерское хозяйство было выделено по три с лишним гектара земли, ещё по 28 гектаров можно было взять в аренду.

Так появился в Адыгее День репатрианта - в память о знаковом и беспрецедентном шаге со стороны российских властей

РЕПАТРИАЦИЯ – ПРОВОКАЦИЯ?

Спустя два с лишним десятилетия смысл памятной даты оказался «заболтан», а шаг милосердия и человеколюбия со стороны нашего государства обесценивается под натиском русофобской пропаганды.

Для определенной группы лиц тема репатриации является всего лишь благодатной почвой для деления нашего общества по принципу «свой-чужой». Проще – для разжигания межнациональной розни в отдельных регионах России, на территории которых проживают черкесы.

В первую очередь, мы говорим о зараженных русофобией и идеей сепаратизма национал-провокаторах в рядах лидеров так называемого «черкесского движения».

Есть ещё и свято верящие в светлые идеи слепцы, не понимающие, что их используют втёмную в большой игре, ставкой в которой является развал России.

Уж слишком близко к сердцу таковые принимают простой нарратив, навязываемый им извне: мол, «плохие русские» не пускают в страну потомков черкесов, в XIX (!) веке оказавшихся на территории бывшей Османской империи. И да, события более чем 150-летней давности до сих пор так неистово волнуют наших врагов, что именно в них они и в девяностых прошлого столетия и сейчас, в 21 веке ищут многочисленные поводы для разжигания ненависти ко всему российскому. Делают это так навязчиво и системно, что в рядах черкесов то и дело появляются новообращенные фанатики типа М. Кочесокова, И. Яганова и прочих, то заявляющих о геноциде, то строящих «независимую Черкесию», то всерьез утверждающих, что адыги в России якобы до сих пор подвергаются гонениям.

Цель как доморощенных, так и закордонных черкесских активистов всё та же: построение отдельного моноэтнического государства. Для этого, по версии подобных «идеалистов», надо сделать всё, чтобы адыги мира захотели массово переселиться в РФ. Те, естественно, не особо хотят – обжились, корни пустили… Но всегда найдется некто, рисующий картины с молочными реками и кисельными берегами, говорящий о том, что на новой земле полно ресурсов и возможностей, чтобы создать для адыгов процветающую страну.

О чём не говорят слащавые шептуны? О том, что регионы, куда, согласно безумным идеям, должны заселиться десятки тысяч репатриантов, в основном, многонациональные, многоконфессиональные и дотационные. Провокаторам это на руку: главное – создать зону напряжённости. А там, глядишь, кавказский взрывной темперамент в какой-то момент и сыграет свою роковую роль.

Однако черкесы в нашей стране привыкли жить в мире и согласии с представителями различных национальностей и конфессий. Они отнюдь не рады тем, кто пытается вбить клин в сложившиеся десятилетиями добрососедские отношения.

Знают ли об этом самые рьяные и громогласные сторонники репатриации по принципу «потому что адыг»? Конечно! За их спинами как раз и стоят силы, кровно заинтересованные в подрыве социальной, экономической и политической ситуации внутри России. Однако стоит им напомнить о примерах, когда страны с пресловутой открытостью и «демократичностью» отказываются от переселения к себе коренных народов. Например, та же Германия отказывается переселять потомков славян-лужичан, Израиль не переселяет палестинцев. Так почему же им не предъявляются претензии со стороны так называемого «прогрессивного человечества»? Это «другое» или речь всё-таки идет о двойных стандартах?

ПРАВО НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

В апреле 2023 года в Нальчике секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, говоря о Северном Кавказе, констатировал активизацию в регионе пропагандистской и вербовочной деятельности со стороны международных экстремистских и террористические организаций, подконтрольных западным спецслужбам. Все происходящее четко вписывается в стратегию англосаксов в отношении России.

Тайн больше нет. Желание разжечь внутри нашей страны ряд кровопролитных конфликтов – по типу тех, которые наблюдались в девяностых – открыто обсуждается в Польше, Турции, Грузии, США и других странах. Цель раздробить Россию на удельные княжества хорошо известна.

Находясь непосредственно на северокавказской территории и наблюдая за внутренними процессами, мы можем констатировать, что в ход идут все средства для расшатывания ситуации. И речь уже не идёт о подобных черкесскому националисту Кочесокову, чья организация «Хабзэ» была ликвидирована в апреле 2023 года Верховным судом КБР, или поддерживающему терроризм Яганову (оба сбежали за кордон и ведут оттуда активную антироссийскую деятельность). Мы прямо говорим о подыгрывающих провокаторам деятелям внутри РФ. Даже не скрываясь, они не гнушаются использовать трагические события, как повод протащить на нашу территорию потенциальную угрозу внутренней безопасности.

Но почему кто-то думает, что Россия должна быть заинтересована в массовом прибытии на нашу территорию людей, не проявляющих готовности понимать и принимать принципы межнационального согласия, носителей менталитетов стран, в том числе и зараженных русофобией? Мы, родившиеся и живущие в России граждане, имеем полное право оценивать способность к адаптации к нашей реальности тех, кто желает к нам переехать. Мы имеем право предъявлять особые к ним требования и оценивать риски угроз внутренней безопасности. Если кто-то использует шантаж, жонглирует фактами, манипулирует общественным сознанием для того, чтобы надавить на власть, то всем стоит задуматься об истинных целях, преследуемых провокаторами.

В нашем законодательстве есть нормы, согласно которым проходит процесс репатриации. И он, поверьте, идет. По данным на 2022 год только в Адыгее проживали около 2000 граждан черкесского происхождения, вернувшихся на историческую родину из Турции, Сирии, Иордании, Израиля, Европы. Вчитайтесь в законы. Наша страна – не монстр, каким рисуют её русофобские пропагандисты. Мы имеем право на дифференцированный подход ко всем вопросам, касающимся нашей внутренней политики и процессов. И всегда готовы прийти на помощь остронуждающимся. Но именно остронуждающимся! И именно на помощь.

ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ?

Вернёмся к Косово. Репрессии, угроза жизни, выдавливание… И пусть албанцы с черкесами единоверцы, но это отнюдь не сыграло в пользу адыгов. Просто одни строили свое моноэтническое государство, в котором не было места никому, кроме них самих. Черкесы Турции, Иордании, США, Сирии и других стран сейчас не находятся в такой же ситуации. Пусть реалии и разные (от мирных до конфликтных), но людей вроде бы никто не гонит с насиженных мест лишь потому, что они иного происхождения. Но именно Турцией и Западом активно лоббируется репатриация адыгов в РФ. Зачем? Как фактор возможного ослабления России. Что касается англосаксов, тут всё ясно. А вот по Турции стоит пройтись отдельно.

Не стоит забывать, что именно турецкие власти в свое время приложили немалые усилия в создании того самого косовского конфликта, с которого мы начали. И они уже успели предать адыгов… дважды. В самый разгар исхода черкесов с исторических земель турецкие власти поселили новоприбывших на небезопасной пограничной территории – в надежде, что те станут влиять на сербов. Однако новоявленные граждане хотели лишь одного: покоя. Быстро найдя общий язык с соседями (так же, как когда-то с русскими), они стали жить с ними мирно и дружно. Но, когда экспансию затеяли албанцы, турки вмиг переобулись, напрочь забыв о черкесах. Теперь целью стало вооружение албанцев с натравливанием их на всех иных. Что из этого вышло, мы знаем.

В новейшей истории, если вспомнить о тех же массовых акциях 21 мая, различных конференциях по «независимости», спокойном отношении к созданию различных черкесских образований русофобского толка, пертурбациях в Каффед со сменой лояльного к России руководства на радикальное и т.д. – речь всё так же идет о манипуляциях, желании давить на российское руководство, об использовании определенной категории граждан в своих интересах. Но где же тут истинно черкесские интересы? Их нет. У каждой из сторон – и у англосаксов, и у турков – сугубо свои цели. На интересы адыгов им глубоко плевать.

Что тут сказать? Двойные стандарты. Ничего более.