Барон Унгерн – одна из самых противоречивых фигур среди военачальников времен Гражданской войны в России.
Кто он: «бог войны», безбашенный командир, мудрый буддист или кровавый палач? Личность вождя Белого движения волнует людей и в наши дни. Так, в 2006 году один из депутатов Государственной Думы добивался реабилитации барона.
Несмотря на спорные оценки деятельности Унгерна, он стал единственным генералом, чья жестокость вызвала восстание подчиненных.
Как и почему это произошло, рассказываем в нашей статье.
Об авантюрной судьбе видного деятеля Белого движения написано немало исследований и выпущено несколько фильмов.
Барон Роман Фёдорович Унгерн фон Штернберг с детства отличался нестандартным мышлением, на которое повлияли дед и отец, проповедовавшие буддизм.
Однако Роман Фёдорович по-своему осмыслил мирную религию. Он использовал первую же возможность оказаться на фронте, записавшись в армию в 16 лет.
Во время первой мировой войны молодой барон отличился в бою. Его храбрость была замечена будущим атаманом Семеновым. Вскоре друзья окажутся в Забайкалье, где будут активно готовить бурятов и монголов для борьбы с Красным движением.
Захватническая идея
Барон Унгерн в то время уже выносил план колонизации диких просторов Монголии и Маньчжурии. Он активно вел переписку с монархистами из разных стран о создании транссибирской империи.
Народы Забайкалья были настроены антибольшевистски, так как новая власть разрушала их традиционный уклад жизни. Стараясь сохранить свою культуру, буддистскую и мусульманскую религию, люди шли за Унгерном.
Военачальник полагался не только на свой ум и проницательность советников, он интересовался мистикой и астрологией, окружил себя свитой тибетских астрологов.
Вскоре ему удалось реализовать коварный план – захватить будущую столицу Монголии – Улан-Батор.
В конце 1920-го года он заручился поддержкой монгольских князей и благодаря 1,5-тысячной армии освободил из китайского плена монгольского монарха – Богдо-гэгэна Восьмого.
Освобожденный правитель пожаловал Унгерну титул хана, ведь ему удалось прогнать из монгольских земель в 15-20 раз более сильную армию и вернуть народу независимость.
В то же время он использовал кровавые методы, которые были ничем не лучше действий красной армии. Историки спорят о том, сколько человек было убито при взятии Улан-Батора. Некоторые источники говорят об истреблении всего еврейского населения – 368 человек, не считая жертв среди монголов и русских жителей, которые поддерживали большевиков.
С этого момента началось мистическое восхождение барона к военному Олимпу. О нем начали слагать легенды, а монголы прозвали Романа Фёдоровича «богом войны».
Историки утверждают, что такое восхваление главнокомандующего только укрепило в нем идею по созданию империи Чингисхана от Тихого океана до Каспия.
Новый план белого генерала
Барона Унгерна описывают как приверженца войны и насилия. Он был сторонником жестоких казней и открытых грабежей состоятельных семей в Забайкалье и в Улан-Баторе.
Отсутствие дисциплины и долгое нахождение в Монголии медленно разрушали войско белого генерала. Устраиваемый им террор настраивал против белых местное население.
Все чаще барона преследовали вспышки неконтролируемой агрессии, он мог избить своих подчиненных, жестоко наказать за небольшую провинность.
Фридрих Горенштейн, советский драматург, опубликовал об Унгерне роман «Под знаком тибетской свастики», так он писал о бароне:
«Некоторые считают его маньяком. Я с этим не согласен, хотя, безусловно, он человек параноического склада... Во всяком случае, невзирая на жестокость, трагическая попытка барона в одиночку бросить вызов большевикам здесь, на границе Монголии, делает его героем. Конечно, демоническим героем».
21 мая Унгерн решил двигаться и приказом № 15 объявил о начале похода на советскую территорию. Он верил, что противники красного режима примкнут к нему.
1 августа 1921 года его войско одержала победу у Гусиноозёрского дацана. Однако становилось понятно, что вскоре придется отступать. Большевики подтягивали тяжелую артиллерию и новые силы.
Но барон Унгерн не слушал своих командиров и вскоре потерпел поражение на подходе к столице провозглашенного большевиками буферного государства – Дальневосточной республики (ДВР).
Несмотря на многочисленные потери, барон Унгерн не отрекся от своей идеи по созданию империи Чингисхана. Он повторил вторжение в ДВР еще два раза.
Тем временем в оставленном им гарнизоне в Улан-Баторе начался мятеж. Солдаты считали, что барон потерял рассудок. Они отказались подчиняться его приказам. Вскоре барон Унгерн был арестован собственными офицерами, которые хотели отступить в Маньчжурию и не понимали рвения командира.
Роман Фёдорович был выдан правительству Дальневосточной республики, а его войско в итоге разгромлено.
Ленин потребовал провести публичный суд над Унгерном «с максимальной скоростью и расстрелять». Так закончился жизненный путь второго Чингисхана.
Больше о жизни и личности барона Романа Федоровича Унгерна фон Штернберга расскажут исследования «Барон Унгерн и Гражданская война на Востоке» и «Унгерн Штернерг. Черный Барон».
–50% на первую покупку на десятки тысяч топовых книг! Активируйте промокод dzen50 по ссылке. Предложение актуально только для новых пользователей.
Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!