Найти тему

Без права на забвение: 23 года назад погибла подводная лодка «Курск»

23 года назад, 12 августа 2000 года во время учений Северного флота в Баренцевом море погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск» (командир – капитан 1-го ранга Г.П. Лячин). Весь экипаж, находившийся на борту – 118 человек - погиб. Эта страшная трагедия потрясла всю Россию и до сих пор отзывается болью в наших сердцах.

АПЛ «Курск» //ria.ru/
АПЛ «Курск» //ria.ru/

Подводная лодка была заложена в Северодвинске в 1990 году. В 1993-м, в 50-ю годовщину Курской битвы, она получила почётное наименование «Курск», а в 1994-м вошла в состав ВМФ России. Это была одна из самых совершенных подводных лодок, стоявших на вооружении в нашей стране в то время. В августе-октябре 1999 года она участвовала в большом морском походе, пройдя из Атлантического океана в Средиземное море. По словам командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова, «Командиру „Курска“ удалось полностью реализовать наш замысел. Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. Это был не прорыв, а песня!». Геннадий Лячин пользовался заслуженным авторитетом на всем флоте. Его подлодка была признана лучшей в 7-й дивизии.

АПЛ «Курск» //ria.ru/
АПЛ «Курск» //ria.ru/

На осень 2000 года был запланирован новый большой поход в Средиземноморье. А в августе начались учения, ставшие роковыми. В них участвовали 5 подводных лодок, 9 надводных кораблей, 9 вспомогательных судов, 22 самолета, 11 вертолетов, а также 10 береговых частей. 12 августа в 6:00 «Курск» занял отведенное ему по плану место. На борту атомного подводного ракетного крейсера находились 24 ракеты «Гранит», две из которых были практические (то есть учебные, без боевой части), 20 боевых и одна практическая торпеда калибра 533 миллиметра, а также две боевые и одна практическая торпеда калибра 650 миллиметров. Подводная лодка должна была стрелять торпедами без боевого заряда по условному противнику, в роли которого выступал отряд кораблей, возглавляемый ракетным крейсером «Петр Великий».

Последний снимок экипажа АПРК «Курск» на параде в День ВМФ. 30 июля 2000 года //lenta.ru/
Последний снимок экипажа АПРК «Курск» на параде в День ВМФ. 30 июля 2000 года //lenta.ru/

Сначала все шло нормально, однако в 11 часов 28 минут 26 секунд приборы на крейсере «Петр Великий» зафиксировали сильный подводный взрыв. Он произошел на глубине 40 метров, его мощность составила 150–200 кг в тротиловом эквиваленте. В 11 часов 30 минут 42 секунды, на том же месте был зафиксирован второй взрыв — на глубине 100 метров мощностью 5 тонн в тротиловом эквиваленте. В установленное время «Курск» не выпустил торпеды. На связь команда также не вышла. Тем не менее, учения продолжились. В 15:25 «Петр Великий» пытался вызвать подлодку по звукоподводной связи. В воду стали сбрасывать взрывпакеты — это был сигнал подводникам об экстренном всплытии в надводное положение. Ответа не последовало.

И только в 23:30, когда с момента аварии прошло почти 12 часов, адмирал Попов объявил боевую тревогу: «Курск» на связь по-прежнему не выходил. В ночь с 12 на 13 августа радисты с разных кораблей зафиксировали сигналы SOS в зоне, где находился «Курск».

Что же произошло в тот трагический день? Как позднее было официально объявлено, в первом отсеке взорвалась практическая торпеда калибра 650 миллиметров, которую приготовили к учебной стрельбе и загрузили в торпедный аппарат №4. Через пробоину в отсек под огромным давлением хлынула вода, и «Курск» стремительно пошел ко дну. Через открытые переборочные захлопки системы вентиляции пошел мощный пневмоудар, который вывел из строя всех, кто находился на главном командном посту. Некому было провести аварийное продувание цистерн главного балласта, чтобы поднять лодку на поверхность. Вслед за тем сдетонировало около 10 боевых торпед. Все, находившиеся во 2-м и 3-м отсеках, погибли. Вскоре погибли те, кто находился в четвертом, пятом и пятом-бис отсеках. Уцелевшие собрались в девятом кормовом отсеке. Командование принял на себя капитан-лейтенант Дмитрий Колесников.

Моряки до последнего боролись за жизнь. При этом, предчувствуя гибель, они писали записки своим родным и близким: «Милые мои Наташа и сынок Саша! Если у вас это письмо, значит, меня нет. Я вас обоих очень люблю. Наташа, прости меня за все. Сашуля, будь мужчиной. Я вас крепко целую. Борисов А.М.». «Олечка, люблю тебя и прошу сильно не переживать. Передай моим привет. Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов, похоже, нет, процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м, и будут стараться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».

В это время на поверхности разворачивалась спасательная операция. Она осложнялась сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды, волнением моря и большим креном «Курска» – примерно 60 градусов. К сожалению, даже к концу 16 августа ни одному из двух работающих в Баренцевом море российских спасательных аппаратов не удалось закрепиться на корпусе субмарины. Российские власти вынуждены были обратиться за помощью к Великобритании и Норвегии. 20-21 августа норвежские водолазы-глубоководники смогли открыть люк 9-го отсека, но выяснилось, что он был уже весь заполнен водой, и все находившиеся там моряки погибли. 21 августа штаб Северного флота официально подтвердил факт гибели экипажа «Курска». 23 августа в России был объявлен общенациональный траур.

Фрагмент корпуса АПЛ «Курск» поднятый со дна Баренцева моря //www.amic.ru/
Фрагмент корпуса АПЛ «Курск» поднятый со дна Баренцева моря //www.amic.ru/

Знаете ли вы, что:

- Катастрофа на подлодке «Курск» стала второй по масштабу в послевоенной истории российского ВМФ после взрыва боеприпаса на подлодке Б-37 в 1962 году (по разным источникам, тогда погибли от 79 до 122 человек).

- Всего было 18 версий того, что стало причиной катастрофы (вплоть до взрыва мины времен Второй мировой войны, внезапной атаки американских подводных лодок и самоподрыва внедренного в состав экипажа террориста-смертника). Ни одна из них не подтвердилась.

- Спасательная операция «Курска» стала первой в истории отечественного атомного подводного флота, по итогам которой не спасли ни одного человека.

- В соответствии с указом президента РФ от 26 августа 2000 года № 1578 командиру корабля посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации, а все остальные находившиеся на борту были посмертно награждены орденом Мужества.

- 20 октября 2000 года начался подъем тел подводников. 22 октября 2001 года со дна моря была поднята сама подводная лодка без сильно поврежденных передних отсеков. Подъём «Курска» стал первой операцией по подъёму затонувшей на глубине атомной подводной лодки.

- Были опознаны тела 115 погибших подводников. Тела трех человек (матросов Дмитрия Коткова, Ивана Нефедкова и главного специалиста завода «Дагдизель» Мамеда Гаджиева) обнаружить не удалось.

- 12 августа 2002 года в Москве около здания Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации был открыт памятный знак, посвященный погибшему экипажу атомного подводного крейсера «Курск», созданный скульптором Л.Е. Кербелем.

- 15 июня 2009 года фрагмент рубки АПЛ «Курск» был установлен в Мурманске на смотровой площадке у храма Спаса на Водах, а 26 июля того же года состоялось открытие памятника, ставшего частью мемориала «Морякам, погибшим в мирное время».

- В деревне Герасимово Суворовского района Тульской области построена часовня, которая посвящена памяти погибших на «Курске» моряков. При входе находится траурная мемориальная доска, а внутри стенд с фотографиями 118 подводников.

- В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в нашем музее был создан экспозиционный комплекс, посвященный памяти погибшего экипажа АПРК «Курск». Его можно увидеть в зале № 23. Ежегодно в день памяти подводников сюда приходят их родные и близкие.

Фрагменты экспозиции ЦМВС РФ (зал №23)
Фрагменты экспозиции ЦМВС РФ (зал №23)
Фрагменты экспозиции ЦМВС РФ (зал №23)
Фрагменты экспозиции ЦМВС РФ (зал №23)
Фрагменты экспозиции ЦМВС РФ (зал №23)
Фрагменты экспозиции ЦМВС РФ (зал №23)
Фрагменты экспозиции ЦМВС РФ (зал №23)
Фрагменты экспозиции ЦМВС РФ (зал №23)