#культурныйкод
9 августа — Всемирный день библиофила. Россия остается одной из самых читающих стран в мире, пройдя путь от первых собирателей книг и до массового увлечения чтением.
Какие книги были у Петра I
Первые книги в свою библиотеку Петр I получил от отца, Алексея Михайловича. Библиотека активно пополнялась во время Великого посольства — Петр приобретал книги по математике, анатомии, позднее заказывал во Франции и Голландии. Известно, что в 1716 году за купленные «у инженеров» книги 28 названий было заплачено 928 гульденов.
На некоторых книгах Петра сохранились пометы. В «Romanae historiae scriptores...» (Frankfurt, 1590), «Isidori Opera» (1605) стоит пометка «Куплена в Дрездене» (август, 1710). Много книг Петр получал в подарок. Так, в Париже ему преподнесли 12 книг с гравированными изображениями походов Людовика XIV, королевских садов и строений в Версале. В 1717 году судья города Кале подарил Петру издание произведений Юлия Цезаря. Часть книг Петр передал в первую государственную публичную библиотеку (библиотеку Академии наук), но большую оставил себе.
Специального библиотечного помещения Петр I не имел — книги, карты, гравюры он хранил «в казенных его императорского величества палатах», «в конторе его императорского величества», «в зимнем доме, в конторке». Наиболее ценные книги император держал рядом со спальней.
40 тысяч книг Екатерины II
Страстным библиофилом была императрица Екатерина II. Новые книги она чуть не еженедельно заказывала по каталогам. «Я страстно увлекаюсь книгами по архитектуре, — писала она своему корреспонденту Гримму. — Вся моя комната ими наполнена, и этого для меня недостаточно». Она владела большим собранием архитектурных фантазий Пиранези, Клериссо, Гонзаго. В Эрмитаж были перемещены библиотеки Петра III и историка князя М. М. Щербатова. Однажды Екатерина приобрела у Дидро его библиотеку и оставила в Париже, назначив Дидро библиотекарем с годовым жалованьем в 1000 ливров в год. К концу правления библиотека Екатерины II насчитывала 40 тысяч наименований.
Дворянские собрания
Книгособирательство в России широко распространилось в первой половине XVIII века. Большие собрания книг имели Яков Брюс и Василий Татищев, Голицыны и Шереметевы.
Яркий тип российского библиофила-дворянина ХIХ века — граф Николай Румянцев. Николай Петрович служил дипломатом за границей, где с азартом приобретал старинные предметы русской и мировой культуры, в том числе и рукописные книги. В коллекции Румянцева оказались 104 инкунабулы (книги, изданные до 1 января 1501 года), первое издание «Слова о полку Игореве» (1800), первое и второе издания Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера.
Перед смертью Николай Петрович завещал создать музей из своего собрания произведений искусств и книг, которых насчитывалось более 28 тысяч. В 1831 году открылся первый в России частный публичный музей. Позднее его коллекции легли в основу собраний Российской государственной библиотеки и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Книголюбы-старообрядцы
Представителем другого многочисленного и не менее яркого типа библиофилов — старообрядческого — был Алексей Хлудов. Его отец Иван Иванович начинал с производства кушаков и поясов. В 1817 году Хлудовы из деревни Акатово Егорьевского уезда перебрались в Москву. В 1827 году Иван Иванович Хлудов стал купцом III гильдии, приобрел для торговли пряжей лавки в Гостином дворе и в городских рядах. Когда дело перешло в руки сыновей, Алексей Хлудов отправился в Англию и изучил фабричное производство, затем с братом открыл в Егорьевске текстильную фабрику с паровыми машинами и газовым светом. Алексей Хлудов был крупным коллекционером, собирал старопечатные книги на пергаменте, иконы, памятники славянской письменности. В коллекцию он приобрел собрания старообрядца А. Н. Озерского, купца А. И. Лобкова, этнографа А. Ф. Гильфердинга. Так, в собрании Хлудова были «Псалтырь» конца XIII века, «Лобковский пролог» (1262), «Евангелие» (1323), Сборник слов и поучений XIV века.
Золотой век
Вторую половину ХIХ века называют золотым веком российского библиофильства. Резко выросло число книжных коллекций, возник новый тип собирателей — библиофилами-библиографами были П. П. Пекарский, Е. И. Якушкин. Появились первые объединения: Общество любителей книжных знаков, Русское библиографическое общество, Русское библиофильское общество. Возникает традиция дарения книжных собраний государственным и общественным организациями. В эти годы складываются богатые собрания старообрядческих купеческих родов — Бахрушиных, Рябушинских, Рахмановых.
Советское библиофильство
Тяжелый период для книголюбов наступил после революции — частные библиотеки конфисковывали, погибло около 200 книжных собраний, книжные богатства продавали за границу, фонды чистили от запрещенных книг, а само собирательство называли барской забавой.
Возрождение библиофильства началось после войны. В 1959 году при Центральном доме работников искусств в Москве был организован клуб любителей книг, клубы книголюбов возникли при Московском доме ученых и Центральном доме литераторов. В 1971 году был опубликован труд П. Н. Беркова — «История советского библиофильства». В 1974 году создано Всесоюзное добровольное общество любителей книги.
В семидесятые годы в Советском Союзе начался бум любви к книгам: по ночам выстраивались очереди в магазины подписных изданий, читатели охотились за сборниками стихов Евтушенко и Вознесенского, фантастикой Стругацких, детективами Чейза. У букинистических происходил полулегальный обмен и продажа редкостей, в пригородах возникали барахолки, продавцов гоняла милиция.
ДК Крупской
Центром книжной торговли в 1990-е годы стал Дворец культуры им. Крупской. В здании архитектора Сергея Овсянникова с чертами конструктивизма и театральным залом в стиле сталинского ампира с мраморными пилястрами, богатой лепкой и живописными вставками разместилась книжная ярмарка. В эти годы одновременно заново рождалось коммерческое книгоиздание и частная книжная торговля. ДК Крупской — или попросту Крупа — стало главным местом паломничества книголюбов. Читатели везли с ярмарки рюкзаки новинок литературы. Тысячные тиражи разлетались за месяц.
Сейчас, спустя тридцать лет, книжная ярмарка стала новым культурным пространством. Теперь тут проводят экскурсии, мастер-классы, для детей организуют квесты.
Сегодня движение библиофилов многообразно: одни коллекционируют детские книги начала ХХ века, другие — издания блокадного города, третьи — книги с иллюстрациями художников 1970-х. Есть увлеченные советскими журналами мод, кто-то собирает старые газеты. У букинистов можно найти недорогие собрания сочинений классиков и первые издания шестидесятников. И даже некоторые книги 1990-х успели стать предметом собирательства.
«Книжная страсть — высокая страсть, — писал историк библиофильства Павел Берков. — Но собирание книг — не предмет необузданного влечения. Оно должно носить осмысленный подход к книгам, чтению и их использованию».
Золотые слова, которые очень кстати вспомнить у книжного развала.
Текст Михаила Борисова