Это место очень душевное: красивый старинный парк и прекрасный музей встречают нас в усадьбе "Пенаты" в Репино. Сейчас это Курортный район Санкт-Петербурга, а до революции в XIX веке была территория Финляндии. В парке можно просто гулять, но если воспользоваться аудиогидом, бродить будет гораздо интереснее. Музей Репина можно посещать только с экскурсией по записи, для пенсионеров вход бесплатно.
В "Пенатах" Илья Ефимович Репин жил со своей гражданской женой Наталией Нордман, хотя с официальной женой и матерью своих детей он так и не развелся. Изначально "Пенаты" покупались в качестве дачи для Норман. Вряд ли кто-то мог предположить, что художник сам поселится в этой усадьбе и проведет там все последние 30 лет своей жизни. Писательница Наталия Нордман была младше художника на 19 лет, но скончалась значительно раньше Репина: она умерла от туберкулеза в Швейцарии, когда ей был всего 51 год.
Усадьба в Куоккале стала для Репина особенно дорогим и близким местом. Даже после его смерти, художник остался связанным с "Пенатами": в соответствии с его желанием, Репин был похоронен в созданном им парке, а его дом стал музеем Репина.
"Пенаты" находились на побережье Финского залива, в 45 км от Петербурга. Участок составлял около 2 гектаров и находился в запущенном состоянии. Чтобы осушить заболоченную местность и придать участку порядок, было принято решение вырыть пруды в самых низких участках (всего было создано пять прудов, связанных между собой). Земля, извлекаемая из прудов, использовалась для создания холмов, которые подпиралась найденными на месте валунами.
Репин часто сам участвовал в работах с лопатой. Таким образом, вокруг усадьбы был создан небольшой, но разнообразный парк с природными каменными группами, цветущими клумбами, дорожками, прудами, деревянными мостиками, скамейками, беседками, березами, елями и яблонями.
Изначально Репин часто посещал "Пенаты", но жил в Петербурге (в профессорской квартире Академии художеств). К тому времени он был известен своими портретами и такими произведениями, как "Бурлаки на Волге", "Иван Грозный", "Крестный ход в Курской губернии", "Не ждали".
Летом того же 1903 года Репин, завершив работу над проектом "Торжественное заседание Государственного совета", окончательно переехал из Петербурга в Куоккалу.
После переезда в загородную усадьбу, Репин принялся за перестройку дома с целью сделать его более подходящим для комфортной жизни и работы. Постепенно изначально скромный и довольно темный одноэтажный дом начал пополняться пристройками, балконами и верандами, превратившись в двухэтажный особняк-терем.
В конце 1917 года Финляндия обрела независимость, и в апреле 1918 года граница с советской Россией закрылась. Карельский перешеек, включая местность Куоккала, стал частью зарубежной территории. Так Репин, неожиданно для себя, оказался на территории чужого государства.
Несмотря на приглашения вернуться на родину, художник Репин решительно не собирался переезжать в советскую Россию. Он стал чрезвычайно религиозен и отрицательно относился к новой власти. Это отношение обусловлено конкретными причинами, так как в другой его усадьбе, Здравнёво под Витебском, власти предприняли попытки подвергнуть репрессиям его младшую дочь, Татьяну, и её семью.
Репин также не стал принимать финское гражданство, оставаясь таким образом оторванным от родины. Несмотря на это, он продолжал активно трудиться. В этот период художник переживал новый творческий подъем и создал серию картин на евангельские темы.
Репин скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет. До последних вздоха он продолжал работать. Похоронен он там, где завещал – в глубине им же созданного парка.
После смерти Репина в усадьбе продолжили жить его сын Юрий и дочь Вера до 1939 года. Однако перед началом Зимней войны в ноябре 1939 года, когда приближалась угроза на границе, местным жителям приграничных поселков было предложено эвакуироваться. В результате этого дети художника уехали в Хельсинки.
После ремонтных работ музей был открыт относительно быстро, а именно 18 июня 1940 года. Немедленно он завоевал огромную популярность - только за первые два месяца работы его посетило более 40 тысяч человек.
Однако с наступлением Великой Отечественной войны летом 1941 года, пришлось срочно эвакуировать содержимое дома. Картины, рисунки, личные вещи Репина и даже костюмерная коллекция – все это во время блокады было сохранено в подвалах здания Академии художеств на Васильевском острове.
Увы, дом Репина и беседки в парке были уничтожен во время войны.
В 1948 году поселок Куоккала получил новое название – Репино, в честь художника. Было принято решение о восстановлении усадьбы "Пенаты" и открытии здесь мемориального музея Ильи Ефимовича Репина. Чертежей дома не сохранилось, поэтому при восстановлении использовали фундамент и старые фотографии. Реставрационные работы в "Пенатах" начались в 1955 году.
Часть предметов была передана в музей от дальних родственников Репина, у которых остались оригинальная мебель и предметы из его петербургской квартиры, такие как инкрустированный восточный столик, нотная этажерка с автографом Репина и другие.
Те вещи, которые не удалось приобрести, были воссозданы благодаря усилиям художников и архитекторов. Например, при восстановлении знаменитого обеденного стола с вращающейся серединой, архив Русского музея помог с чертежами его конструкции.
В процессе восстановления печей и каминов в "Пенатах" использовались фотографии, рисунки и картины Репина, а также других художников. Например, портрет Репина, созданный И.И. Бродским, изображал большой желтый камин в мастерской усадьбы. Для восстановления печи в столовой использовали фрагменты кафельной плитки, найденные на развалинах дома в 1944 году.
Светлый и уютный сказочный терем – так выглядят сейчас восстановленные Пенаты. Самое примечательное, что дом по средам открывал свои двери таким потрясающем людям, как Есенин, Маяковский, Чуковский, Куприн и многим другим известным людям того времени. Здесь художник написал знаменитые картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Внутри на экскурсии атмосфера того времени чувствуется в каждой детали. В мастерской Репина на втором этаже можно легко представить, как художник творил свои шедевры, преподавал ученикам, как у него собиралась вся творческая элита.
Если будете в Петербурге, обязательно приезжайте в Репино-Куоккалу, чтобы посмотреть как жил знаменитый художник.
Поехали без чемодана! Спасибо за 🧡 и подписку!