Найти тему

Вера первобытного человека, или как зарождались представления о сакральном.

Вера, явление столь древнее по своей сути, стол фундаментальное для человека и общества в целом, что у многих из нас вызывает неподдельный интерес вопросы, связанные с зарождением, становлением и эволюцией такого понятия, как религиозная мысль человечества. Когда и как мы начали верить, как формировалось, эволюционировало и развивалось наше представление о сакральном? Что послужило уходу от политеизма и приходу к монотеистической парадигме? Все эти вопросы волнуют очень многих людей, вызывают не просто праздный интерес, а являются искреннем желанием разобраться, отследить, понять для себя те точки перехода от простых, примитивных культов, до очень сложной системы мифо-религиозных обрядов и практик и в последствии, монотеистическим мировым религиям.

Вера первобытного человека (фото из свободных источников)
Вера первобытного человека (фото из свободных источников)

Постепенно, шаг за шагом, мы постараемся ответить на все эти вопросы и дать вам более или менее правдоподобную картину не только в области формирования и развития этапов религиозной мысли, но и важных точках перехода, тех периодов в истории человечества, тех факторов, которые оказали существенное влияние на это формирование.

В процессе повествования, мы будем руководствоваться той исторической моделью, которая признается официальной наукой. Возможно, это вызовет определенное недовольство у сторонников альтернативной истории и тех, кто верит в существование пришельцев и древних могущественных и технологически развитых цивилизаций. Данные концепции в расчет не принимаются, да простят нас все несогласные. Тем не менее, даже сторонникам альтернативной истории и тем, кто уверен, что землю посещали пришельцы и заселяли «сверхлюди» будет небезынтересно ознакомиться с позицией официальной науки именно в вопросе истории веры и религиозных идей.

Разумным, как нам кажется, будет начать, или правильнее будет сказать, попытаться вычленить тот самый момент, когда человек, пришел для себя к такому понятию, как сакральное. Когда пусть и слабо, но уже осознанно, он обозначил для себя понятия «верю», «делюсь», «прошу» и «получаю».

Позвольте нам столь смелое предположение, но момент этот, возможно, только возможно, настал, а точнее начал формироваться в осознанное психическое действие, тогда, когда человеческое тело приобрело вертикальное положение в пространстве. В этот самый миг, когда окружающая действительность для первобытного человека получила векторы вперед, назад, вправо, влево, вверх и вниз, то и сознание его стало, если так можно выразиться, бдящим, постоянно функционирующим. Любое движение, любое действие стало носить осознанный характер, а как мы знаем, любому осознанному действию, необходима точка опоры, способная дать первобытному человеку, ввергнутому в невообразимую беспредельность бытия, полного опасностей, неожиданностей и неизвестности, возможность на что-то опереться в совершении практически любого действия: движения, взаимодействия с себе подобными, животными, да и окружающим миром в целом, в том числе организации жилища, охоты, производства и т.д.

Предположительно, именно осознанность и есть та самая отправная точка, которая позволила страхам и представлениям человека эпохи палеолита о хоть и удивительном, но в то же время, огромном, непонятном и опасным мире начать обретать форму осознанных верований и культов.

Таким образом, смеем предположить, что именно образ жизни прямоходящего человека в пространстве и задаёт ту самую отправную точку, определяющую дальнейшее развитие верований и культов, как явление сознательное, носящее характер центричности, следствия: человек-мир и наоборот. Это прослеживается, например, в вопросах разбивки территорий и организации жилища и стоянок. Взгляд в небо, созерцание звёзд, опасных, неизвестных и бесконечно далеких, позволило зародиться первым представлениям о космогонии, а точнее будет сказать, космогоническом символизме. Позже, мы подробнее коснёмся темы космогонического символизма.

Сейчас же, давайте немного поговорим о таких явлениях, как производство орудий труда и приручение огня. Именно два этих фактора не просто положили начало качественному развитию человеческой цивилизации и как следствие, стали катализатором зарождения целой системы культов и верований, которые в последствии, в уже куда более развитом виде, вобрали в себя крупнейшие монотеистические религии. И прежде, чем мы коснемся таких понятий, как религиозная составляющая изготовления орудий труда и приручения огня, стоит сразу оговориться, что процесс этот, занимал не одну сотню тысяч лет, да и момент так называемого сознательного перемещения в пространстве на двух конечностях, обрел форму «движения сознательного» далеко не сразу. Говоря о моменте, мы говорим не о ежесекундной трансформации, мы говорим о целом процессе. Это очень важно понимать, чтобы у вас не возникло ложного ощущения некого провидения, или откровения.

Процесс «выпрямления», формирование нервной системы и особенностей психики первобытных людей до той стадии, когда можно было бы говорить о наличии хоть и примитивного, но все же сознания, с огромной долей вероятности, длился сотни тысяч лет. Как и процесс создания орудий труда в рамках системы, с заготовками впрок, также был далеко не быстрым, как и овладение огнем, его приумножения и перемещения.

Итак, производства орудий труда, в том числе, стало кардинальным отличием человека эпохи палеолита, от образа жизни антропоидов (человекообразной обезьяны). Несмотря на то, что некоторые виды обезьян используют различные предметы в качестве орудий, а иногда, даже подправляли для своих целей, именно человек эпохи палеолита начал использовать орудия для изготовления других орудий, а также начал запасать их впрок, т.е. предполагал их дальнейшее использование, не ограничиваясь отдельно взятой ситуацией.

Процессы приручения огня и изготовления орудий труда, длившиеся не одну тысячу лет, в совокупности с бессознательными процессами (снами, фантазиями, попытками мифотворчества) влекло формирование первых верований и культов.

Ещё одним аспектом, о котором стоит упомянуть, является охота. Убийство ради жизни. Пожалуй, ритуальная составляющая охоты, мистической связи охотника и жертвы – одно из самых древних проявлений веры человека в сакральное, которое в той или иной форме существует и по сей день. Мы говорим о некой форме жертвоприношения, даже в контексте современного общества, дани уважения традиции и системе взаимоотношений охотник-жертва. Разумеется, сегодня они существуют в ином виде, нежели в эпоху палеолита, но все же существуют.

Тем самым, после занятия вертикального положения в пространстве и в процессе овладения огнём, изобретения орудий труда и становления института охоты, сознание первобытного человека стало формировать, видоизменять и дополнять такое понятие, как вера.

В работе над статьей использовались материалы из книги М. Элиаде: История веры и религиозных идей, том 1.