9 августа отмечается всемирный день книголюбов. Предлагаем вам подборку художественных произведений о театре, персонажи которых - артисты, режиссеры, закулисные работники, зрители.
👉 Пишите в комментариях, какие книги о театре ваши любимые и дополняйте наш список!
1.
Главная героиня романа — Джулия Лэмберт. Ей 46 лет.
Любовь — это боль и мука, стыд, восторг, рай и ад, чувство, что ты живешь в сто раз напряженней, чем обычно, и невыразимая тоска, свобода и рабство, умиротворение и тревога.
Она самая знаменитая театральная актриса Англии, жизнь которой удалась. У неё есть семья: успешный муж Майкл, владелец и режиссёр театра «Сиддонс», где играет Джулия, взрослый сын Роджер. Она купается в лучах славы и имеет богатых поклонников и поклонниц. Свои чувства героиня проявляет в основном на сцене. Но в какой-то момент личная жизнь перестает устривать Джулию и она заводит роман с молодым бухгалтером Томасом Феннелом.
2.
Неоконченный роман Михаила Булгакова. Написан от имени писателя Сергея Леонтьевича Максудова, прототипом которого является сам Булгаков, и повествует о театральном закулисье и писательском мире СССР в 1930-х годах. Герои романа - пародии на реальных людей - актеров, режиссеров, литераторов. Директор Иван Васильевич со своей странной теорией – это Станиславский; другой директор Аристарх Платонович, вечно занятой в разъездах по миру, - это Немирович-Данченко; а сам Независимый Театр – это МХАТ.
3.
«Призрак Оперы». Одно из самых ярких явлений массовой культуры ХХ, а потом и ХХI века. Его множество раз экранизировали, ему посвящали бессчетные рок-композиции, баллады и альбомы... И, наверное, нет человека, который бы ни разу в жизни не слышал или не смотрел написанного по его мотивам гениального мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера. Со дня первой публикации «Призрака Оперы» прошло уже больше столетия, а таинственная и мрачная история юной оперной певицы Кристины, благородного виконта Рауля и жестокого и несчастного гения по прозвищу Призрак Оперы по-прежнему остается одним из культовых произведений в жанре «готического романа»...
4.
Роман о приключениях группы бродячих артистов, принесший его автору настоящую известность. Компания "Добрых друзей" совершает концертный тур по провинциальной Англии, то попадая в неприятности, то срывая аплодисменты...
5.
Повесть-сказка - литературная обработка сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Изначально Толстой планировал просто выпустить свой собственный перевод оригинала, но потом увлёкся оригинальной идеей и создал собственный сюжет, добавив историю очага, нарисованного на старом холсте, и золотого ключика. В конечном итоге он довольно далеко ушёл от исходного сюжета.
В театральной среде бытовало мнение, что книга является пародиейй на театральную жизнь Москвы 1920-х и 1930-х годов. В частности, Фаина Раневская писала:
Я сама бы не догадалась, но мне объяснили в театре. Главный герой, Буратино,— это Горький, Мальвина — жена Блока, Любовь Менделеева, а сам Блок выведен как Пьеро. В сказке есть злодей Карабас-Барабас, директор кукольного театра, так вот это — Мейерхольд.
6.
Екатерина Торопова, отзыв на сайте bookvoed.ru
"Прекрасная повесть о действительно существовавшем комедианте, чья жизнь чрезвычайно напоминает жизнь Булгакова. Непростой путь в поиске работы, любовь к театру, запрещённые пьесы и приступы болезни - все это объединяет двух авторов. Удивительно, как такая жизнь может быть настоящей. Все время кажется, что это лишь выдуманный персонаж. Но насколько известно, Михаил Афанасьевич проделал огромную работу по поиску информации и создал данную повесть, опираясь исключительно на факты.
Легка в чтении, захватывает! Хочется прочитать всего Мольера, чтобы получше погрузится в описываемое время и получше узнать героев. Это не только биография, но и интереснейший рассказ, который однозначно можно рекомендовать к чтению!"
7.
Маша Бук, отзыв:
"Вот же штука, во все времена люди судачили о других, за глаза вменяя им в вину то, чего те и не думали совершать. Островский в очередной раз выводит эту проблему на передний план, рассказывая о несчастной судьбе героини, практически в один миг познавшей предательство любимого мужчины и потерявшей навсегда, как она думала, своего сына. Но у этой мелодрамы, слава Богу, счастливый конец! Особый шарм пьесе придают говорящие фамилии героев, лёгкий слог и отличное чувство юмора автора. Пьеса читается на одном дыхании и вызывает однозначные эмоции сопереживания одним героям и негодования по поводу скверного поведения других."
8.
Действие романа происходит в 1911 году. Эраст Фандорин расследует преступления, совершенные в одном из московских театров.
Алена Алексеевна Трубникова, отзыв:
"Одна из самых любимых книг серии про Эраста Фандорина. В ней герой наконец-то встречает женщину, любовь к которой по силе схожа с чувством, которое он испытывал к своей первой возлюбленной. История полна романтических приключений и сумасшедших поступков. Книга насыщена событиями, из-за чего время пролетает незаметно. В этой книге даже всегда шедший тенью за хозяином Маса становится героем и обладателем главной роли! Интересно раскрываются типажи актеров, которые проживают несколько жизней не только на сцене, но и в реальном мире. Конечно же, неизменно интригующая развязка становится неожиданной и оставляет приятное послевкусие после прочтения"
9.
"Это действительно магия. Магия слова. Начиная с предисловия к сборнику, в котором авторы признаются в любви к театру, заканчивая самим сборником.
Под одной обложкой собрались рассказ, повести, пьеса и даже сказка. Все они разные, и кажется, на первый взгляд, что о разном. Но в каждом витает дух театра, неразрывной связи актера и сцены, зрителя и артиста, вечного и сиюминутного, магии и жестокой реальности, незыблемого непрекращающегося влияния Слова."
10.
Виктория Николаевна Курмилевская, отзыв:
"Очень добрая и трогательная история маленького мышонка Тео. Он со своей мышиной семьей живет в театре. Тео любит музыку. И рассказывает читателям историю театра, о музыкальных инструментах, что такое оркестровая яма и разъясняет еще очень много музыкальных терминов. У Тео есть друг — музыкант ударных инструментов, Костя. Он подкармливает Тео и предупреждает его об опасности. Интересна история семьи Тео. Его прадедушка Магеллан ходил в море на корабле. Тео мечтает быть капитаном... Однажды, Костя приглашает Тео на гастроли... Перед каждым в жизни встает выбор: спасти друга ценой своей жизни или спасти себя не вмешиваясь в дела других. И тут совсем не важно мышь ты или человек. Главное, твой правильный выбор."