Найти в Дзене

Соластальгия, или Тоска по утраченной родине

«Это очень больная тема для меня. Все сильно переживали, что надо переезжать. Никто не хотел ехать с хорошего места. У нас ведь и вода – озеро, река – и все службы, вся цивилизация была. И вдруг переселяться надо», – так вспоминает переселение из Крохино Зоя Михайловна Карпунина. Её детство и юность прошли здесь – в селе, которое решено было затопить при строительстве Волго-Балта. Единственным напоминанием о нем сегодня является затопленный храм Рождества Христова, во время затопления служивший маяком. «В год переезда я работала в Белозерском райкоме комсомола. Приехала на выходные к родителям. Видела, как дом начинают разбирать: обшивку сняли, а из-под неё пчёлы вылетели. Я увидела это – и в слёзы. Мама велела мне в город уезжать, чтобы не видеть. Как дом разобрали, ездить туда перестала, чтобы не расстраивать душу, пустого места не видела. Знаю, что папа долго не мог решиться черёмуху спилить – долго она стояла, но потом всё-таки убрали её… Перевозить дом мы не стали, отдали Рожиным,

«Это очень больная тема для меня. Все сильно переживали, что надо переезжать. Никто не хотел ехать с хорошего места. У нас ведь и вода – озеро, река – и все службы, вся цивилизация была. И вдруг переселяться надо», – так вспоминает переселение из Крохино Зоя Михайловна Карпунина. Её детство и юность прошли здесь – в селе, которое решено было затопить при строительстве Волго-Балта. Единственным напоминанием о нем сегодня является затопленный храм Рождества Христова, во время затопления служивший маяком.

Храм Рождества Христова в селе Крохино. Фото 1937 года из архива Фонда «Крохино»
Храм Рождества Христова в селе Крохино. Фото 1937 года из архива Фонда «Крохино»

«В год переезда я работала в Белозерском райкоме комсомола. Приехала на выходные к родителям. Видела, как дом начинают разбирать: обшивку сняли, а из-под неё пчёлы вылетели. Я увидела это – и в слёзы. Мама велела мне в город уезжать, чтобы не видеть. Как дом разобрали, ездить туда перестала, чтобы не расстраивать душу, пустого места не видела. Знаю, что папа долго не мог решиться черёмуху спилить – долго она стояла, но потом всё-таки убрали её… Перевозить дом мы не стали, отдали Рожиным, и они его скатали в городе. Теперь он стоит на улице Галаничева. Как я не люблю этой улицей ходить! Не могу свой дом видеть…»

Жители Крохино на улице села. Фото из семейного архива Николая Вадимовича Рюмина (г. Белозерск)
Жители Крохино на улице села. Фото из семейного архива Николая Вадимовича Рюмина (г. Белозерск)

Сколько таких воспоминаний записала команда Фонда «Крохино»! Фонд был основан в 2010 году для сохранения исторической памяти затопленных территорий Белого озера и консервации храма-маяка. Немногочисленные тогда уже свидетели переселения и затопления, очень пожилые люди, вспоминали события тех лет неохотно. Как потом выяснилось, их дети и внуки и вовсе мало что знали об этом – на вопросы о затоплении деревень Белозерья в 1960-е годы отвечали порой с недоумением.

Жители Крохино на улице села. Фото из семейного архива Николая Вадимовича Рюмина (г. Белозерск)
Жители Крохино на улице села. Фото из семейного архива Николая Вадимовича Рюмина (г. Белозерск)

Постепенно стало очевидно, что эта тема – своего рода табу: местные жители избегают говорить об этом. А если и говорят, то объясняют затопление деревень экономической необходимостью. Ведь Волго-Балтийский водный путь строился для того, чтобы сделать перевозку грузов по воде в несколько раз быстрее и дешевле. Это должно было способствовать развитию народного хозяйства. И если для этого решили переселить и затопить несколько крупных сёл и десятки деревень – значит, так было нужно…

Впрочем, иногда эти доводы не помогали заглушить горечь утраты малой родины, и люди, избегая тяжёлых воспоминаний, стали «забывать» о затоплении, чтобы «не расстраивать душу» – как говорила Зоя Михайловна, с чьих воспоминаний мы начали этот рассказ.

Фото из архива Ангелины Ивановны Рыстаковой, уроженки Крохино. Она родилась в 1940 году, а когда ей было 20 лет, семья навсегда покинула родные места. В 1964 году Ангелина Ивановна приехала в Крохино и сделала эту фотографию
Фото из архива Ангелины Ивановны Рыстаковой, уроженки Крохино. Она родилась в 1940 году, а когда ей было 20 лет, семья навсегда покинула родные места. В 1964 году Ангелина Ивановна приехала в Крохино и сделала эту фотографию

Примечательно, что для описания таких переживаний существует специальный термин – соластальгия (от слов solas – утешение и nostalgia – ностальгия). Его предложил в 2003 году австралийский философ-эколог Глен Албрект. Соластальгия – это тоска по родному краю, которого человек лишился не потому, что переехал, а в результате необратимых изменений окружающей среды. Это могут быть как природные стихийные бедствия (наводнения, пожары, ураганы, землетрясения), так и техногенные изменения ландшафта в ходе добычи полезных ископаемых, вырубки лесов, строительства плотин и водохранилищ.

Жительница города Парадайс (Калифорния) на руинах своего дома. Город был почти полностью уничтожен пожаром в 2018 году. Фото из публикации в журнале National Geographic, 2020, №4
Жительница города Парадайс (Калифорния) на руинах своего дома. Город был почти полностью уничтожен пожаром в 2018 году. Фото из публикации в журнале National Geographic, 2020, №4

Задуматься об этом Глена Албректа заставила ситуация в долине Хантер в Австралии в начале 2000-х. Многие годы это место славилось своими пасторальными видами: полями, конюшнями, виноградниками. Внезапно здесь произошло расширение добычи угля открытым способом: один за другим стали появляться огромные карьеры, которые полностью изменили местный ландшафт. Землю сотрясали взрывы и грохот техники, а в воздухе постоянно стояла угольная пыль. Люди беспокоились, пытались возражать против расширения карьеров, обращались к властям. Но карьеры давали рабочие места и приносили прибыль, и преломить ситуацию жителям было не под силу.

Угольный разрез Маунт Торли Уоркворт – один из «суперкарьеров» в австралийской долине Хантер. По словам жителей, вид огромного котлована вызывает у них глубокую печаль. Фото из публикации в журнале National Geographic, 2020, №4
Угольный разрез Маунт Торли Уоркворт – один из «суперкарьеров» в австралийской долине Хантер. По словам жителей, вид огромного котлована вызывает у них глубокую печаль. Фото из публикации в журнале National Geographic, 2020, №4

Позже стало понятно, что «соластальгия» оказалась созвучна чувствам множества людей, живущих в разных концах света. Изменения климата, вырубка лесов, таяние ледников, строительство промышленных предприятий, расширение сельскохозяйственных площадей – всё это может до неузнаваемости изменить чьи-то родные места. Не всегда человек может сопротивляться этому, но он всегда испытывает огромное эмоциональное потрясение от потери своего места в мире.

Крохино, конец 1950-х - начало 1960-х гг. Сады вырублены, дома снесены. Село готовят к затоплению. Фото из архива Зои Николаевны Карпуниной
Крохино, конец 1950-х - начало 1960-х гг. Сады вырублены, дома снесены. Село готовят к затоплению. Фото из архива Зои Николаевны Карпуниной

Именно эта скорбь по утонувшей родине звучит в воспоминаниях жителей белозерского села Крохино, исчезнувшего с карты в начале 1960-х. Скорбь, которую пытались заглушить в себе два или три поколения переселенцев и их потомков. Строительство Волго-Балта было для них обстоятельством непреодолимой силы, которому приходилось подчиняться. В ком-то тоска по утраченной родине быстро затихла, но кто-то продолжал и продолжает горевать о ней много лет спустя.

На берегу Шексны. На заднем плане – церковь Рождества Христова в Крохино. Фотография из архива Зои Николаевны Карпуниной
На берегу Шексны. На заднем плане – церковь Рождества Христова в Крохино. Фотография из архива Зои Николаевны Карпуниной

Сохраняя храм-маяк в Крохино, мы не просто оберегаем полуразрушенную церковь от разрушения. Вместе с затопленным храмом мы сохраняем память этих мест для потомков переселенцев и для нас самих. Казалось бы, затопление небольшого села в глубинке – это лишь один из множества драматических эпизодов истории ХХ века. Но на его примере мы видим, как такие события отражались на судьбах конкретных людей и какой тоской они отзываются спустя десятилетия.

В 2019-2021 гг. выполнено берегоукрепление храмового острова с помощью шпунтовой стенки. Вокруг крохинского храма-маяка сооружен рукотворный остров площадью 1300 кв. м. Пирс и ледорезы также защищают храм от волн и льда. Фото из архива Фонда «Крохино»
В 2019-2021 гг. выполнено берегоукрепление храмового острова с помощью шпунтовой стенки. Вокруг крохинского храма-маяка сооружен рукотворный остров площадью 1300 кв. м. Пирс и ледорезы также защищают храм от волн и льда. Фото из архива Фонда «Крохино»

Глен Албрект, придумавший термин «соластальгия», говорил, что это слово не должно существовать: его пришлось создать из-за сложной обстановки, а теперь оно применимо ко всему миру. Учёный считает, что это ужасно, и призывает противостоять обстоятельствам, создающим соластальгию.

Именно этим мы и занимаемся!

Волонтёры фонда на пирсе храмового острова. 2021 год. Фото из архива Фонда «Крохино»
Волонтёры фонда на пирсе храмового острова. 2021 год. Фото из архива Фонда «Крохино»

Поддержать Фонд «Крохино» можно любой посильной для вас суммой по ссылке