История первая. Грозный увещеватель старообрядцев
Лето 1809 года. Большой просторный дом где-то за Разгуляем, что близ Елохова моста в Москве. Здесь на лето снимала усадьбу для семейства своего Мария Алексеевна Пушкина – бабка нашего великого поэта.
- Сашка, экой ты шалун какой! Ну поди, поди ко мне.
И старший ее внук, большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик лет десяти, покорно явился на зов.
- Вот помяни мое слово, Саша, не сносить тебе своей головы! Лучше посиди подле меня. Да послушай, что расскажу тебе.
А рассказывать Мария Алексеевна любила и умела. Она вспоминала старину, и от нее Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии. Послушаем и мы, читатель, рассказы Марии Алексеевны о ее дедушке – прапрадеде великого поэта…
***
- Дедушка мой, Юрий Алексеевич Ржевский, был любимцем царя Петра. Служил в его потешных войсках, стал капитан-поручиком лейб-гвардии Преображенского полка. Когда царь отправлял молодых недорослей на обучение заграницу, дед мой вызвался добровольно ехать с братьями своими обучаться морскому делу в Венеции...
Свой род Ржевские вели от Смоленских князей, владевших когда-то городом Ржевом. Многие из них при дворе первых Романовых занимали видные должности.
Родился Юрий Алексеевич в 1674 году в семье ближнего стольника Алексея Ивановича, бывшего одно время воеводою в Вятке и Самаре. Во времена правления царевны Софьи Алексеевны он был преданным сторонником Милославских. За что и пострадал в 1689 году, будучи осужденным по делу Шакловитого. Сослан был в ссылку в Новобогородицк, где и умер во время эпидемии чумы. Судьба же его младшего сына Юрия сложилась более удачно. Будучи комнатным стольником царя Петра, Юрий вместе со старшими братьями Иваном, Михаилом и Матвеем в бурные дни противостояния Петра с Софьей, был среди ближайшего окружения юного самодержца. Поэтому злая участь отца детей его миновала. Старший брат Иван сделал неплохую карьеру в царствовании Петра Великого: капитан-поручик гвардии, был воеводой в Брянске и Пскове, одним из первых был записан на житье и в строении в новой российской столице Санкт-Петербурге. Младший Юрий без малого десять лет управлял Нижегородской губернией.
***
- Царь очень ценил дедушку. И когда возникла необходимость направить в Нижний Новгород с важной миссией доверенного человека, выбор его пал на Юрия Алексеевича.
Важной миссией была борьба со старообрядцами, которую вот уже много лет в нижегородских краях вел архиепископ Питирим.
Царя Петра Алексеевича трудно было обвинить в строгом соблюдении церковных обрядов. Человек, несомненно, верующий, Петр I довольно терпимо относился и к старообрядцам, но при этом требовал от них соблюдения одного правила: беспрекословного исполнения гражданских обязанностей. «С противниками церкви, говорил Петр, - надлежит с кротостью и разумом поступать по апостолу: бых беззаконным яко беззаконен да беззаконных приобрящу, а не так, как ныне, жестокими словами и отчуждением». Поэтому приоритетным принципом в борьбе со старообрядчеством, было для Петра увещевание. Эту увещевательную борьбу Петр I и поручил с 1706 г. переяславскому игумену Питириму, впоследствии Нижегородскому архиепископу. До 1716 г. старообрядчество вообще мало интересовало царя: в феврале 1716 г. он распорядился переписать всех старообрядцев, чтобы знать их точное число для обложения налогом. Эта миссия возлагалась на местных священников. Однако перепись встретила противодействие в среде сторонников старой веры. Она представлялась им делом греховным: «негоже считать людей Божиих головами точно скотину; того при прежних благочестивых царях не делывалось, это Божье дело, сколько народу живет и нечего тут считать». Старообрядцы стали скрываться, подкупать попов-переписчиков.
Увещевать «раскольщиков» было решено не только словом, но и делом. В помощь игумену Питириму в Н. Новгород «для явных следствий и наказаний» был откомандирован капитан-поручик Преображенского полка Юрий Алексеевич Ржевский, облеченный правом ссылать на каторгу тех старообрядцев, кои будут укрываться от платежа двойных налогов, монахов и монахинь забирать в монастыри, но «действовать круто не сплошь», хватать не за исповедание раскола, а за вред гражданству. «Буде возможно, - писал царь Ю.А. Ржевскому, - явную вину сыскать, кроме раскола, таких с наказанием и вырезав ноздри ссылать на галеры, а буде нет причины явной, поступать с ними по словесному указу». Событие это относится к 1718 г., времени, когда Ю.А. Ржевский впервые появляется в Нижнем Новгороде.
В Нижнем Ю.А. Ржевский во всем должен был советоваться с Питиримом, но тайно, чтобы старообрядцы не подумали, что капитан гвардии подручный Питирима, казнивший и ссылавший старообрядцев по его указанию. Оба царских ставленника обратили, прежде всего, свое внимание на старообрядческие скиты по реке Керженцу, и уже в ноябре 1718 г. Ржевский доносил царю: «Ныне до вашего величества послал раскольников необратных и замерзелых; они же и указу твоему учинились противны, положеннаго окладу платить не хотят и за то биты кнутом и вынуты ноздри и посланы в каторжную работу числом 23 человека, а в том числе послан раскольщик необратный Василий Пчелка, который под образом юродства многих развращал в раскол и пакости деял; да женска пола 46 человек замерзелых послал в девичьи монастыри - положеннаго окладу платить отреклись и за то учительницы их биты кнутом 13 человек». А всего Ржевский открыл потаённых раскольников в нижегородском крае порядка 47 тысяч человек. Из этого числа обратилось к православной церкви 9 тысяч человека.
Питирим высоко оценил помощь капитана Ю.А. Ржевского, а став в 1719 г. Нижегородским епископом, он добился назначения Юрия Алексеевича вице-губернатором. Указ об этом был подписан Петром Великим 19 января 1719 г., а 28 мая 1719 г. последовало восстановление самостоятельной Нижегородской губернии.
Продолжение следует