Найти тему

Как Запад создал миф о происходящем в Камбодже

Никогда не было более прекрасного примера идеологов, видевших то, что они хотели видеть, чем эпоха геноцида в Камбодже. Только Оруэлл, как всегда прозорливый, все понял правильно.

Большинство читателей, не способны воспринимать новую информацию, будучи уверенными, что всё, что они узнали ранее является правдой. А ведь это была пропаганда в чистом виде.

С первых моих лет в Камбодже был уверен, что "Кхмае иссара" ну или как их уже потом назвали "Красные кхмеры" не были виновны в том, в чём их обвиняли. Да, не без грехов, но было совсем всё нет так, как нам тогда про это рассказали!

Сидни Шанберг, скончавшийся в июле, был отмеченным наградами как журналист, освещавший войну во Вьетнаме и геноциды в Восточном Пакистане (Бангладеш) и Камбодже. Возможно, больше, чем любой другой репортер, Шанберг информировал западную общественность об ужасных страданиях, которые пережил народ Камбоджи за 3,5 года правления Красных кхмеров (1975-1979). Игнорируя пожелания своих редакторов из The New York Times, Шанберг остался после того, как другие жители Запада покинули Пном Пень, когда "Красные кхмеры" приблизились к городу. Его вынудили покинуть Камбоджу вскоре после прихода к власти Красных кхмеров, но перед отъездом он стал свидетелем принудительной эвакуации столицы и крупнейшего города Камбоджи, а также казней чиновников свергнутого правительства.

Дит Пран, камбоджийская помощница Шанберга, переводчик и друг, была вынуждена остаться в стране и пережила царство террора правительства Красных кхмеров. Десятки членов его большой семьи, включая четырех братьев и сестер, были убиты в период с 1975 по 1979 год. Дит пережил эпоху красных кхмеров и в конечном итоге воссоединился с Шанбергом, который написал книгу, основанную на опыте Дит. Книга легла в основу фильма 1984 года, получившего премию "Оскар", "Поля ", The, который сделал многое для того, чтобы широкая общественность США узнала об ужасных зверствах, произошедших в Камбодже при Красных кхмерах.

Хотя многие американцы имеют некоторые общие сведения о преступлениях Красных кхмеров, масштабы геноцида, совершенного камбоджийскими коммунистами, стоит напомнить. По оценкам "ученых", от 1,5 до 2 миллионов человек — от пятой до четверти населения — были убиты или умерли от голода и болезней, которые были прямым результатом тяжелых лишений, которым подвергли страну "Красные кхмеры". Среди тех, кто особенно подвергся преследованиям, были буддийские монахи, камбоджийские мусульмане, камбоджийцы китайской или вьетнамской национальности, люди с иностранными связями и те, кто был связан с режимом бывшего поддерживаемого Америкой диктатора Лон Нола, правившего страной с 1970 по 1975 год.

В своем высоко оцененном эссе "Заметки о национализме" Джордж Оруэлл утверждал, что националист “не только не одобряет зверства, совершенные его собственной стороной, он обладает замечательной способностью даже не слышать о них”. Оруэлл использовал необычайно широкое определение национализма, которое включало не только преданность стране или расе, но также религии и политической идеологии. Далее он иллюстрирует тезис о близорукости националистов, критикуя английских поклонников нацистов, которые каким-то образом остались в неведении о Дахау и Бухенвальде, и тех, кто сочувствовал большевикам и умудрился не знать о голоде в Украине. Идеи Оруэлла во многом объясняют реакцию на сообщения о геноциде в Камбодже, появившиеся в годы правления Красных кхмеров.

Падение режима Лон Нола перед коммунистическим режимом Красных кхмеров и сообщения о зверствах и невероятных лишениях, которые появились в Камбодже вскоре после этого и продолжались до тех пор, пока красные кхмеры не были свергнуты вторгнувшейся в Кампучию вьетнамской армией 7 января 1979 года, создали сложные моральные и даже когнитивные затруднения для тех, кто выступал против длительной войны, которую Соединенные Штаты вели во Вьетнаме, Камбодже и Лаосе. Сторонники военных действий США в регионе оправдывали свою позицию, отчасти, утверждая, что, если коммунисты придут к власти в регионе, произойдут ужасающие нарушения прав человека.

В Камбодже происходили ужасающие нарушения прав человека, и американские ястребы утверждали, что они были правы все это время. Ученые, активисты и политики левого толка в США по-разному отреагировали на тираническое правление "Красных кхмеров". Мало кто разделял предложение бывшего кандидата в президенты Южной Дакоты, сенатора-демократа Дж. Джордж Макговерн: чтобы остановить геноцид, потребовалось международное вмешательство. К 1978 году Макговерн, долгое время являвшийся одним из ведущих антивоенных голосов в мейнстриме американской политики, призывал к военной силе для свержения кровожадного режима Красных кхмеров. Мало у кого из американских политиков любого ранга было желание вмешаться в дела Камбоджи всего через несколько лет после того, как война там закончились поражением Соединенных Штатов, и предложение Макговерна никогда серьезно не рассматривалось правительственными чиновниками.

Всемирно известный профессор лингвистики Массачусетского технологического института Ноам Хомский с 60-х годов был самым плодовитым радикальным критиком внешней политики США. Хомский был одним из самых влиятельных интеллектуалов левого крыла, выступавших против военных действий США в Юго-Восточной Азии в 60-70-х годах XX века.

Написав о событиях в Камбодже во второй половине 70-х годов в соавторстве с Эдвардом Германом, Хомский обвинял американские СМИ и ученых, которые сообщали об убийствах, якобы совершенных красными кхмерами, в пропаганде зверств. Авторы утверждали, что мейнстрим слишком охотно принимал без достаточных доказательств заявления об ужасных деяниях, которые приписывались Красным кхмерам. Хомский и Герман сделали неоспоримое заявление о том, что консерваторы будут использовать сообщения о злоупотреблениях, происходящих в Камбодже, чтобы заявить, что они были правы все это время относительно войны во Вьетнаме. По сей день Хомский утверждает, что он просто оценивал имеющиеся в то время доказательства.

Хомский позже охарактеризовал Сиднея Шанберга за его репортажи о преступлениях Красных кхмеров и за то, что, по словам Хомского было его небрежностью при освещении смертоносных последствий массированных бомбардировок Камбоджи США в начале 70-х, как человека с крайней порочностью. (Шанберг подвергся критике со стороны некоторых правых за то, что они сочли его чрезмерно критичным освещением последствий американских бомбардировок и коррупции правительства Лон Нола). Хомский и Герман были гораздо менее критичны к отчетам о Камбодже после 1975 года, в которых описывалось просвещенное и гуманное государственное устройство. Они похвалили дискредитированную ныне книгу Джорджа Хильдебранда и Гарета Портера, обсуждаемую ниже, как тщательно проработанную работу, которая продемонстрировала успехи нового режима в преодолении разрушительных последствий американских военных действий в Камбодже, ставших второстепенными в войне во Вьетнаме.

БольшАя часть ранних свидетельств нарушений прав человека, совершенных "красными кхмерами", была получена из рассказов беженцев, бежавших в Таиланд. Подобно некоторым другим скептикам в отношении рассказов о зверствах в Камбодже, Хомский и Герман не решались полагаться на беженцев, потому что они по своей природе неудовлетворенные жизнью и малообразованные люди. Наконец, Хомски и Герман с пониманием отнеслись к аргументу Майкла Викери о том, что многие из бежавших хотели избежать строгой рабочей рутины, навязанной красными кхмерами. Конечно, никто не мог отрицать, что коммунисты ввели в Камбодже строгий режим труда.

Среди наиболее выдающихся защитников "Красных кхмеров" были Джордж Хильдебранд и Гарет Портер, ученые и активисты, известные своей яростной оппозицией войне во Вьетнаме. В своей книге "Камбоджа: голод и революция", опубликованной через год после прихода к власти "Красных кхмеров", Портер и Хильдебранд защищали принудительную эвакуацию городов как попытку приблизить население к поставкам продовольствия и опустошение городских больниц как попытку улучшить медицинское обслуживание. Критика ситуации с правами человека в "Красных кхмерах" была отвергнута как стандартные коленные приступы, которые капиталистическая пресса обрушила бы на социалистический режим.

Читателям сообщили, что на выборах, состоявшихся в марте 1976 года, было введено всеобщее избирательное право, что технически верно, хотя и вводит в заблуждение. Выступая в Конгрессе в 1977 году, Портер снова заявил, что существует мало доказательств заявлений о зверствах, поступающих из Камбоджи, и представил в целом позитивный взгляд на жизнь при Красных кхмерах.

За годы его правления на Западе было гораздо больше ученых и активистов, поддерживавших "Красных кхмеров", чем можно упомянуть в этом тексте. Но, как вы понимаете сами, горстка людей не могла идти против такой машины как пропаганда США.
Многие марксисты в США и Европе пришли в восторг от того, что камбоджийские коммунисты отделили нацию от глобальной капиталистической экономики, ее принудительного эгалитаризма и заявленной цели - очень прямого пути к коммунизму. При Красных кхмерах в Камбодже не было валюты, частной собственности или рынков. Сообщения о нарушениях прав человека отвергались как империалистическая пропаганда. Для некоторых наблюдателей это был вопрос о том, что там не нравилось?

Было бы несправедливо, если бы я не упомянул, что поддержка "Красных кхмеров" стала позицией демократических и республиканских политиков (включая борца за права человека Джимми Картера и убежденного антикоммуниста Рональда Рейгана) на протяжении дюжины лет после того, как Вьетнам выиграл короткую войну против Камбоджи в январе 1979 года и отправил "красных кхмеров" на передовые позиции на окраинах страны. Поскольку Вьетнам был в союзе с Советским Союзом, а Красные кхмеры - в союзе с Китаем, камбоджийские коммунисты считались предпочтительнее вьетнамцев, положивших конец геноциду в Камбодже. Соединенные Штаты осудили вьетнамское вторжение и были одной из стран, которые позволили Красным кхмерам сохранить место страны в Организации Объединенных Наций до окончания холодной войны с распадом Советского Союза в 1991 году. (и это далеко не всё! Именно благодаря США отряды Красных кхмеров просуществовали до весны 1998 года проживая на границах с Тайландом).

Те ученые и активисты, которые защищали красных кхмеров, или такие как Хомский, которые скептически и даже презрительно относились к тем, кто сообщал об убийствах, совершенных режимом в Камбодже, справедливо утверждали, что такие сообщения будут использованы теми, кто поддерживал американскую воздушную бомбардировку Камбоджи, в результате которой погибли сотни тысяч камбоджийцев, для оправдания своей позиции. Такое точное утверждение не противоречит утверждению о том, что "Красные кхмеры" занимались геноцидом. Величайший вызов для любого человека с твердыми политическими взглядами - принять или, по крайней мере, быть открытым для знаний, которые противоречат нашим самым глубоко укоренившимся взглядам. В большинстве случаев мы терпим неудачу.

Это все-лишь маленькая часть из того, что от нас всех скрывали и я надеюсь, что вы начнёте воспринимать новую информацию понимая то, что не всё так просто! Тут я привёл лишь малую часть фактов, которые по понятным причинам не доходили до нас с вами, а в последствии совсем были спрятаны в архивах и в больших объёмах растиражированных копии стандартной версии пропаганды США, благодаря которой им удалось выйти сухими и незапачканными из этой ситуации. Если во Вьетнаме они не смогли скрыть следы своих преступлений, то в Камбодже у них это вышло. И нам осталось понять то, почему СССР принял и помог раскрутить эту версию созданную США.

Спасибо за то, что вы дошли до конца этого текста. Надеюсь вам было интересно.