Этот факт кажется парадоксальным, но на самом деле большевики после раскола социал-демократической партии на два лагеря, не имели той популярности, которую ей часто приписывают. В 1905 году вся их организация насчитывала около 1000 человек. Например, революционер А. Д. Никольский так вспоминал свой опыт сотрудничества с ленинцами:
«В тот период Владимира Ильича сильно интересовал Нарвский район и Путиловский завод. По заданию Ленина я приступил к попытке создать на этом заводе большевистское движение. Задача эта была не из легких, так как петербургские рабочие тогда шли за меньшевиками и эсерами. В течении двух месяцев я пытался сколотить хотя бы какой-нибудь рабочий кружок большевистского толка. Но за все это время мне удалось основательно привлечь на свою сторону всего пять человек. При этом вся эта «великолепная пятерка» постоянно приходила на наши собрания в неизменно нетрезвом виде».
Вербовка новых сторонников партии Ленина закончилась неожиданно быстро. После манифеста 17-го октября большевистская организация начала широкую полулегальную работу в Петербурге, и неумелая агитация на заводах временно приутихала. Получив некую свободу действия, Владимир Ильич решил действовать быстро и жестко. Но широкие рабочие массы и другие партии в Петербурге не разделяли большевистскую идею вооруженного восстания. Не найдя должной поддержки в Северной столице, Ленин решил переключиться на Москву.
Но и московское восстание не имело широкой поддержки и каких либо шансов на успех. После разгрома незаконного восстания и гонений на оппозицию началась жесткая критика необдуманных действий Ленина. Большевиков критиковали за «нечаевщину» и «авантюристскую тактику», которая может привести к большей крови и хаосу в обществе. Но Ленин продолжал стоять на своем и в итоге добился своего. Но своих целей он достиг не благодаря широкой поддержке рабочего класса, а именно благодаря своему упорству, а также жестким методам борьбы со своими конкурентами и бывшими соратниками.
Еще одна причина не популярности большевистского движения среди работяг заключалась в том, что оно было чисто интеллигентским. В их ряды вступали кто угодно, но только не рабочие и крестьяне. Чаще всего это были: студенты, литераторы, философы, чиновники, курсистки, мелкие буржуа и различные интеллигенты-авантюристы, мечтающие о светлом будущем. В итоге, теорию коммунизма «сочинила» элита, а строить его должны были необразованные низы.
-~-~-~-~-~-~-~-
Пишите ваши отзывы и мнения в комментариях. Спасибо за внимание и до новых встреч!