Найти тему

Июльские данные по бюджету: повод задуматься

Оглавление

Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь-июль 2023 года. Расходы выросли, поэтому в июле сложился дефицит 0,2 трлн руб. Дефицит с начала года расширился до 2,8 трлн руб. Вызывает вопросы оптимизм Правительства относительно ненефтегазовых доходов. Невеселые выводы в конце.

Вся представленная информация – личное мнение авторов, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.

Статистика по доходам бюджета

Доходы с начала года достигли 14,5 трлн руб. Ежемесячные поступления снизились до 2,1 трлн руб. в июле против 2,6 трлн руб. в июне. В январе-июле 2022 года бюджет получил 15,8 трлн руб.

Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния, ФНБ, поступают в федеральный бюджет с 2016 года и учитываются как доходы бюджета. ФНБ принес бюджету 0,3 трлн руб. за 7 месяцев 2023 года: скромная, но полезная помощь.

Годовой план по доходам 26,1 трлн руб. выполняется, если бюджет получит 2,3 трлн руб./месяц в оставшемся периоде.

Доходы федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета.

Нефтегазовые доходы в июле составили 811 млрд руб. против 529 млрд руб. в июне. Помог налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья за 2 квартал, НДД: 295 млрд руб. Цифра получается ниже без НДД и дополнительного НДПИ Газпрома 50 млрд руб./месяц: 467 млрд руб.

С начала года нефтегазовые доходы достигли 4,2 трлн руб. в сравнении с 7,1 трлн руб. в январе-июле 2022 года.

Комфорт для бюджета вырос с ослаблением рубля и подорожанием нефти: годовой план 8,9 трлн руб. выполняется при курсе 90-95 руб./долл. США и цене Brent 85 долл. США/баррель. Подробности в публикации "Рубль и нефть спасают бюджет".

Нефтегазовые доходы.
Нефтегазовые доходы.

НДС просел: 745 млрд руб. против 1166 млрд руб. в июне. Результат с начала года: 6,3 трлн руб., что превышает 5,2 трлн руб. января-июля 2022 года. Бюджет должен получать 0,8 трлн руб./месяц, чтобы выполнить годовой план 10,4 трлн руб.

Внутренний и внешний НДС.
Внутренний и внешний НДС.

Снижение НДС коррелирует с падением бюджетных расходов в июне до 1,7 трлн руб. и дефицитом бюджета в июле, но логика начисления налога нетривиальна. Потребуется дополнительный анализ данных Росказны по расходам.

Налог на прибыль: +159 млрд руб. в июле против +179 млрд руб. в июне. Результат с начала года: +1 трлн руб. Бюджет получил +1 трлн руб. налога на прибыль за 7 месяцев 2022 года. Нефтянка страдала из-за дешевой нефти с начала года, что отразилось на прибыли и налогах. Результат совпадает с прошлогодним: рано говорить о том, что все отрасли чувствуют себя лучше.

Необходимо получать 0,1-0,2 трлн руб./месяц, чтобы выполнить годовой план 1,6 трлн руб.

Налог на прибыль.
Налог на прибыль.

Ненефтегазовые доходы

Преждевременным выглядит оптимизм Антона Силуанова по ненефтегазовым доходам. Рост до 2 трлн руб. в июне связан с доходами от размещения ФНБ: Сбербанк выплатил 0,3 трлн руб. дивидендов, которые зачислили в бюджет. Доходы составили бы 1,7 трлн руб. без этого платежа. Цифра превышает июньские ненефтегазовые доходы в 2020-2022 годах, но это период нельзя назвать стандартным для российской и мировой экономики.

Рост цен влияет на объем собираемых налогов, поэтому любопытно взглянуть на квартальную динамику ненефтегазовых доходов с корректировкой на дефлятор/инфляцию. Дефлятор устраняет ценовое влияние. Принес 3,4 трлн руб. 2 квартал 2023 года в сравнении с 2,5 трлн руб. в 2022 году. Результат был лучше в 2020 году: 3,6 трлн руб. Поступления 2021 года: 3,3 трлн руб. Время для оптимизма еще не наступило, если рост ненефтегазовых доходов стимулируется бюджетными тратами.

Итоги

Дефицит бюджета с начала года вырос до 2,8 трлн руб. в сравнении с первоначальным годовым планом 2,9 трлн руб. Плановые расходы на год приближаются к 30 трлн руб., плановый дефицит – 3,8 трлн руб. по информации ГИС "Электронный бюджет". Расходы составят 2,5 трлн руб./месяц, чтобы выполнить план. Слабый рубль и 7,2 трлн руб. ликвидной части ФНБ создают запас прочности на 2023 год: остается 5 месяцев.

Дефицит 2,8 трлн руб. за 7 месяцев покрывается привлечениями ОФЗ и перечислениями из ФНБ:

  • Нетто-выручка от размещений ОФЗ в январе-июле 2023 года: 1,5 трлн руб. В августе гасятся выпуски на 0,4 трлн руб., поэтому эффект от новых привлечений будет ограниченным
  • Средства ФНБ, включая декабрьские 1,6 трлн руб.: 2,2 трлн руб.

Остается 0,9 трлн руб. для роста расходов, если доходная часть не преподнесет сюрпризов. Средства ФНБ могут не потребоваться. Высока вероятность того, что 2023 год пройдет для бюджета комфортно.

Нефтегазовые доходы могут стать драйвером доходной части бюджета: слабый рубль, дорогая нефть и сокращение выплат по топливному демпферу повысят поступления. Сгладит рост снижение добычи.

Неожиданные выводы:

  • Рост цен увеличивает номинальные доходы бюджета. Одновременно сокращается стоимость госдолга в реальном выражении. Курс Банка России на ценовую стабильность противоречит такой логике
  • Слабый рубль увеличивает доходы и защищает от возможных просадок ненефтегазовой части

Инфляция и девальвация для бюджета скорее плюс, чем минус до тех пор, пока экономика не буксует и бюджетные расходы поддерживают отдельные отрасли. Недаром Алексей Заботкин посылал месседж Правительству на последней пресс-конференции о рисках фискального доминирования.

При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.