С 1 сентября себестоимость логистики между ЕС и РФ некоторых товарных групп увеличится на 10-30%. Еврокомиссия вводит полный запрет на транзит санкционных грузов из ЕС по территории России в третьи страны, в сфере ТЛК придется расширять альтернативные маршруты доставок по непрямым контрактам и прорубать новые коридоры.
Еврокомиссия усиливает режим ограничений 11-го пакета антироссийских санкций, касающегося широкой номенклатуры подсанкционных товаров из прежних пакетов санкций, а также их транзита в третьи страны через территорию России. Российские логистические и внешнеторговые компании получают уведомления от своих европейских контрагентов, что прежние проверенные коридоры по непрямым контрактам через все КПП на внешних границах Евросоюза будут заблокированы таможенными службами.
С 2022 года ЕК ввела 10 пакетов санкций, ограничивающих поставки в Россию более 15 тыс. позиций товарной номенклатуры. Ряд стран ЕС-27 ввел дополнительные ограничения: если стоимость одного товара в инвойсе превысит €750, его невозможно будет продать напрямую в Россию. Сотрудничество напрямую с российскими компаниями для западных поставщиков находится в зоне риска, им угрожают значительные штрафы и преследование вплоть до уголовного наказания. Однако транзит в страны ЕАЭС – Армению, Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан, когда продукция, в том числе автоматика, а также товары 84-й товарной группы — оборудование и другие механические устройства, туда шли только по документам, а на деле поступали в Россию, ЕС было сложно и невозможно взять под контроль.
11-й пакет санкций теоретически призван ужесточить таможенный и пограничный контроль. Особое внимание транзиту подсанкционных товаров и технологий военного или двойного назначения, логистика которых запрещена ЕК вне зависимости от способа транспортировки. Значительную часть дефицита в этой группе Россия успешно восполняет самостоятельного, наладив производство при господдержке согласно постановлению Правительства РФ от 15.04.2023 №603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов развития технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики». Это проект развития до 2030 года, учитывающий стратегию паритета с дружественными странами-лидерами, как сообщество БРИКС, Иран в критических технологиях и технологическое лидерство в сквозных технологиях.
Здесь наша действительность даже лучше прогнозов. Например, импортозамещение отлично внедрено в сфере оборонно-промышленного комплекса. Но по ряду позиций Россия зависит от западного импорта. Это комплектующие для высокоскоростных лифтов, особенно критически – интегральные микросхемы, полупроводники, горно-шахтное оборудование, многоковшовые экскаваторы, дизелевозы, очистные комбайны и т.д. Переход полностью на собственное производство не настолько быстрый, как хотели бы мы. Хотя и прогнозы коллективного Запада о «чуде разрушения российской экономики под давлением чудовищных санкций» оказались не такими эйфорическими, как хотели бы они.
Изолировать крупнейшую страну мира и первую экономику Европы у них не получилось. В своей же санкционной войне евроэкономика страдает. Синергетический эффект российских контр-санкций еще не в полной мере ударил по ЕС, а вопросы параллельного импорта у нас решались с помощью логистов дружественных или партнерских стран. До настоящего времени Латвия, пограничная с Россией юрисдикция ЕС, НАТО и OECD, являлась основным хабом ТЛК параллельного импорта в республики Средней Азии и Южного Кавказа и затем в РФ. С июня таможни Польши и Литвы отказываются пропускать такие товары через границу с Белоруссией или Россией. Именно Латвия при всех своих политических фобиях и подчеркиваемой русофобии стала основным логистическим коридором на оси Европа-Россия.
С начала осени латвийские автодорожные КПП Гребнево и Терехово, как ожидается, будут закрыты наглухо. Другие виды транспортной логистики 11-й пакет санкций ЕК отнимет доходы прибалтийских логистов параллельного импорта на сумму €400 млн в год. Однако Риге давно не привыкать к статусу жертвы политики единой Европы. Фирмы посредников коридоров ТЛК в Средней Азии и республиках Кавказа потеряют суммарно оборот около €1 млрд, когда эти логистические цепочки будут разорваны. При этом в Брюсселе формируется четкое понимание, что заткнуть все окна возможностей в условиях развитого глобального партнерства России, стран БРИКС и ШОС и других государств невозможно. Ожидается, что «антитранзитный» пакет санкций приведет к удорожанию логистики в пределах трети от текущей стоимости, а сами цепочки поставок удлинятся и усложнятся за счет расширения географии ТЛК.
Китайский фактор в этих коридорах, на котором председатель ЕК Урсула фон дер Ляейн старается не акцентировать внимание, занимает все более ключевое место. Сообщество ЕС-27 и клуб «большой семерки» не могут отказаться от импорта товаров КНР, запрет или даже чрезмерный протекционизм в таком случае окажется намного разрушительней для глобальной экономики Запада, чем частичный стоп-лист российской энергетики. Европа не способна и просто боится блокировать границы Китая так, как это она сделала с Прибалтикой и Польшей. И в то же время китайские производители, аффилированные с ними или переносящие производство в КНР концерны, как германский BASF, занимают ниши, в которых «чудовищные санкции» ЕК разрушают прежние стабильные монополии.
Китайские аналоги западного оборудования, реагенты, технологии, полупроводники, в том числе двойного и военного назначения заменяют западную продукцию на глобальном рынке, в том числе в России – это четкий тренд, который никакие пакеты рестрикций «ради мира и демократии» уже не способны заблокировать. Экономическая и торговая эффективность бизнеса нового формата, сорри, надежнее санкционного железного занавеса, которые урсулы и олафы пытаются выстроить на границах с Россией, самоизолируясь в своей башне из слоновой кости от выгод и преимуществ ресурсного соседства.