Найти в Дзене
ivannovikov

Действующая узкоколейная железная дорога под Петербургом. Тёсово-Нетыльский музей УЖД.

Ну как "Под Петербургом") Проехать, конечно, придется, но для интересующихся железными дорогами оно будет того определенно стоить.

Приветствую, читатели! Сегодня я приглашаю вас в Тёсово-Нетыльский музей УЖД!

Добираться до него мы будем на электричке, которая уходит от Витебского вокзала и выйдем на станции Огорелье. Это чуть дальше от удобной станции, которая называется "123 километр". Мы выйдем в Огорелье, потому что у нас путешествие на велосипедах в Великий Новгород.

Спустя два часа появляется станция "Огорелье":

"Огорелье"
"Огорелье"

Здесь маленькая узкая платформа. С выходом мы промазали и пришлось спускать велосипеды в траву, передавая их сверху из вагона и принимая внизу.

Платформа "Огорелье"
Платформа "Огорелье"

На платформе вышла лишь одна женщина, которая очень нам удивилась, сказав:

- Ребята! Вы куда приехали? У нас тут дорог нет!

Здесь жара, безветренно. Летают слепни и стрекочут кузнечики.

Навес у станции
Навес у станции

Через буквально метров 400 начинается довольно хорошая грунтовка, где сразу заканчивается Ленинградская область и начинается область Новгородская.

Вот, спустя полтора часа и проехав Финев Луг и Рогавку мы в поселке Тёсово-Нетыльском.

Тесово-Нетыльский
Тесово-Нетыльский

Жарким полуденным днем в поселке движение. Все ездят на китайских мотоциклах к местной "Пятерочке", общаются у палаточных ларьков и выносят большие бутылки пива подмышками из магазина.

Сегодня в Тесово-Нетыльском праздник. Приезжает певец! Готовят сцену, настраивают оборудование:

Здесь же, рядом с Домом культуры, проходи выставка работ сельчан. Листайте вправо. Там красиво:

Тёсово-Нетыньский примечателен для меня тем, что здесь совсем рядом находится озеро Тигода, которое я никогда не видел, но хорошо знакомо оно мне из детства. Кто же из нас не собирал книжечки с водки "Тигода" с такими позолоченными веревочками?

Табличка Дома культуры:

Табличка
Табличка

Ну а нам концерт слушать некогда, едем дальше:

Вбехд в музей
Вбехд в музей

И вот он наш музей. Музей Тёсовской узкоколейной железной дороги:

Плакат
Плакат

Первый и последний раз я был на узкоколейке в Северодвинске. Не далеко от города там находится Кудемская УЖД, которая входит в десятку самых живописных на планете. Поэтому мне очень интересно будет посмотреть и на этот музей.

Железные дороги имеют разную ширину. В России это 1520 мм, в Европе - 1435 мм. В Финляндии 1524 (сдались им эти 4 мм). Это все ширина стандартных железных дорог. Есть так же узкоколейные железные дороги, их ширина пути примерно в 2 раза меньше - 750 мм (в России). Самый известный тип таких узкоколеек - детские железные дороги.

Ширина наглядно:

Ширина колеи УЖД
Ширина колеи УЖД

Сразу бросается в глаза, что музеем активно занимаются. Подвижной состав восстанавливается. Выглядит опрятно и свежо:

Автомоторисса
Автомоторисса

Вот интересный экземпляр. Кабина у него деревянная.

Снегоочиститель с деревянной кабиной
Снегоочиститель с деревянной кабиной

Внутри. Даже буржуйка стоит (листайте вправо):

Многие вагоны открыты и случайно даже заглянули в жилой вагон местных рабочих:

Бытовка
Бытовка

Почему же вообще строились узкоколейки и для чего? Молодая советская власть плотно ухватилась за довольно хорошее топливо- торф. Им топили электростанции, а потому активно вели торфоразработки. Проблема в том, что торф часто залегает в довольно заболоченной местности и вывозить его железнодорожными составами из болот трудно и дорого. Вот и пришла на помощь узкоколейная железная дорога, которую среди болот и построить проще и обслуживать.

Чудо инженерной техники
Чудо инженерной техники

На сегодняшний день торф потерял своё предназначение. Электричество на станциях на сегодняшний день вырабатывается из природного газа и угля. Торф же почти не используют. Места выработки торфа почти забросили, а узкоколейки потихоньку доживают свой век. Некоторым относительно повезло, как Кудемской УЖД, которой люди активно пользуются для езды на дачу. Или вот сегодняшней нашей Тёсовской, которая еще и развивается, привлекая туристов.

Пролетает над головой военный вертолет
Пролетает над головой военный вертолет

Интересно, что не одними туристами живет узкоколейка, она так же используется и по прямому назначению. За прошлый год Тёсовская УЖД перевезла 6000 тонн торфа.

Цветы
Цветы

Семафор:

Семафор
Семафор

Уходящий вдаль состав:

Разные вагоны
Разные вагоны

Маленькая цистерна:

Цистерна
Цистерна

Движение в этой местности было открыто в 1933 г. В семидесятые годы протяжённость трассы доходила до 180 км. В начале 1940-х даже планировалось доставлять торф прямо на ГРЭС-8 в Невдубстрое (недалеко от современного Кировска) и на ТЭЦ-5 в Ленинграде, что более, чем в 100 км отсюда, но эти планы помешала осуществить Великая Отечественная война. В послевоенное время Тёсовские торфоразработки снабжали Ленинград, по причине того, что Синявинские были практически полностью уничтожены.

По состоянию на 2023 г. протяжённость трассы составляет 16 км.

Перед нами автомотриса АМ1-169. Именно на ней и катают туристов в дебри торфяных лесов Новгородской области:

Автомотриса АМ1-169
Автомотриса АМ1-169

Вид в кабину узкоколейного тепловоза ТУ4-2630:

ТУ4-2630
ТУ4-2630

Красив и покрашен:

-27

СССР:

-28

Деревянные вагоны тоже отлично восстановлены:

Чем дальше идешь в глубь, тем больше интересных старых артефактов. Вот плита кухонная валяется на фоне зеленого трактора:

Плита
Плита

А вот и Ильич спрятался за гаражами и партизанит:

Владимир Ильич Ленин
Владимир Ильич Ленин

Старушка "Волга" доживает под густой кроной ивы:

ГАЗ-21
ГАЗ-21

Часть бойлера от маленького паровоза:

Останки паровоза
Останки паровоза

Мощный снегоуборщик, такой навороченный и ржавый, что напоминает больше что-то из мрачных фильмов про будущее:

Снегоуборщик
Снегоуборщик

Еще один ржавый тепловоз и уходящие вдаль пути:

-35

А вот и депо. Как можно видеть оно в хорошем состоянии. Ангары новые:

ТУ2 — тепловоз, «Тепловоз узкоколейный, тип второй». Интересно что тепловоз с электрической передачей постоянного тока. Производство тепловоза началось в 1955 г. на Калужском машиностроительном заводе. Тепловозы строились до 1958 г. Всего было выпущено около 300 тепловозов этой серии:

«Тепловоз узкоколейный, тип второй»
«Тепловоз узкоколейный, тип второй»

Тепловоз ТУ6П:

Тепловоз ТУ6П:
Тепловоз ТУ6П:

Довольно познавательный музей!

Как лучше до этих мест добраться? По средам, субботам и воскресеньям в 7:48 от Витебского вокзала Санкт-Петербурга отходит пригородный поезд Санкт-Петербург - Великий Новгород. Езжайте до Пл. 123 км (в пути ровно 3 часа). Поезд приходит в 10:48, начало экскурсии в 12:00, идти 1,5 км.

-39

Обратно поезд отправляется от Пл. 123 км в 19:01. Можно ехать и от/до Рогавки (идти чуть дальше).

Ну а мы поехали крутить педали дальше, до Великого Новгорода!

Всем спасибо за прочтение статьи и подписывайтесь! Будет еще много интересного!

Дальше можно прочитать про музей деревянного зодчества в Витославлицах.