Ну как "Под Петербургом") Проехать, конечно, придется, но для интересующихся железными дорогами оно будет того определенно стоить.
Приветствую, читатели! Сегодня я приглашаю вас в Тёсово-Нетыльский музей УЖД!
Добираться до него мы будем на электричке, которая уходит от Витебского вокзала и выйдем на станции Огорелье. Это чуть дальше от удобной станции, которая называется "123 километр". Мы выйдем в Огорелье, потому что у нас путешествие на велосипедах в Великий Новгород.
Спустя два часа появляется станция "Огорелье":
Здесь маленькая узкая платформа. С выходом мы промазали и пришлось спускать велосипеды в траву, передавая их сверху из вагона и принимая внизу.
На платформе вышла лишь одна женщина, которая очень нам удивилась, сказав:
- Ребята! Вы куда приехали? У нас тут дорог нет!
Здесь жара, безветренно. Летают слепни и стрекочут кузнечики.
Через буквально метров 400 начинается довольно хорошая грунтовка, где сразу заканчивается Ленинградская область и начинается область Новгородская.
Вот, спустя полтора часа и проехав Финев Луг и Рогавку мы в поселке Тёсово-Нетыльском.
Жарким полуденным днем в поселке движение. Все ездят на китайских мотоциклах к местной "Пятерочке", общаются у палаточных ларьков и выносят большие бутылки пива подмышками из магазина.
Сегодня в Тесово-Нетыльском праздник. Приезжает певец! Готовят сцену, настраивают оборудование:
Здесь же, рядом с Домом культуры, проходи выставка работ сельчан. Листайте вправо. Там красиво:
Тёсово-Нетыньский примечателен для меня тем, что здесь совсем рядом находится озеро Тигода, которое я никогда не видел, но хорошо знакомо оно мне из детства. Кто же из нас не собирал книжечки с водки "Тигода" с такими позолоченными веревочками?
Табличка Дома культуры:
Ну а нам концерт слушать некогда, едем дальше:
И вот он наш музей. Музей Тёсовской узкоколейной железной дороги:
Первый и последний раз я был на узкоколейке в Северодвинске. Не далеко от города там находится Кудемская УЖД, которая входит в десятку самых живописных на планете. Поэтому мне очень интересно будет посмотреть и на этот музей.
Железные дороги имеют разную ширину. В России это 1520 мм, в Европе - 1435 мм. В Финляндии 1524 (сдались им эти 4 мм). Это все ширина стандартных железных дорог. Есть так же узкоколейные железные дороги, их ширина пути примерно в 2 раза меньше - 750 мм (в России). Самый известный тип таких узкоколеек - детские железные дороги.
Ширина наглядно:
Сразу бросается в глаза, что музеем активно занимаются. Подвижной состав восстанавливается. Выглядит опрятно и свежо:
Вот интересный экземпляр. Кабина у него деревянная.
Внутри. Даже буржуйка стоит (листайте вправо):
Многие вагоны открыты и случайно даже заглянули в жилой вагон местных рабочих:
Почему же вообще строились узкоколейки и для чего? Молодая советская власть плотно ухватилась за довольно хорошее топливо- торф. Им топили электростанции, а потому активно вели торфоразработки. Проблема в том, что торф часто залегает в довольно заболоченной местности и вывозить его железнодорожными составами из болот трудно и дорого. Вот и пришла на помощь узкоколейная железная дорога, которую среди болот и построить проще и обслуживать.
На сегодняшний день торф потерял своё предназначение. Электричество на станциях на сегодняшний день вырабатывается из природного газа и угля. Торф же почти не используют. Места выработки торфа почти забросили, а узкоколейки потихоньку доживают свой век. Некоторым относительно повезло, как Кудемской УЖД, которой люди активно пользуются для езды на дачу. Или вот сегодняшней нашей Тёсовской, которая еще и развивается, привлекая туристов.
Интересно, что не одними туристами живет узкоколейка, она так же используется и по прямому назначению. За прошлый год Тёсовская УЖД перевезла 6000 тонн торфа.
Семафор:
Уходящий вдаль состав:
Маленькая цистерна:
Движение в этой местности было открыто в 1933 г. В семидесятые годы протяжённость трассы доходила до 180 км. В начале 1940-х даже планировалось доставлять торф прямо на ГРЭС-8 в Невдубстрое (недалеко от современного Кировска) и на ТЭЦ-5 в Ленинграде, что более, чем в 100 км отсюда, но эти планы помешала осуществить Великая Отечественная война. В послевоенное время Тёсовские торфоразработки снабжали Ленинград, по причине того, что Синявинские были практически полностью уничтожены.
По состоянию на 2023 г. протяжённость трассы составляет 16 км.
Перед нами автомотриса АМ1-169. Именно на ней и катают туристов в дебри торфяных лесов Новгородской области:
Вид в кабину узкоколейного тепловоза ТУ4-2630:
Красив и покрашен:
СССР:
Деревянные вагоны тоже отлично восстановлены:
Чем дальше идешь в глубь, тем больше интересных старых артефактов. Вот плита кухонная валяется на фоне зеленого трактора:
А вот и Ильич спрятался за гаражами и партизанит:
Старушка "Волга" доживает под густой кроной ивы:
Часть бойлера от маленького паровоза:
Мощный снегоуборщик, такой навороченный и ржавый, что напоминает больше что-то из мрачных фильмов про будущее:
Еще один ржавый тепловоз и уходящие вдаль пути:
А вот и депо. Как можно видеть оно в хорошем состоянии. Ангары новые:
ТУ2 — тепловоз, «Тепловоз узкоколейный, тип второй». Интересно что тепловоз с электрической передачей постоянного тока. Производство тепловоза началось в 1955 г. на Калужском машиностроительном заводе. Тепловозы строились до 1958 г. Всего было выпущено около 300 тепловозов этой серии:
Тепловоз ТУ6П:
Довольно познавательный музей!
Как лучше до этих мест добраться? По средам, субботам и воскресеньям в 7:48 от Витебского вокзала Санкт-Петербурга отходит пригородный поезд Санкт-Петербург - Великий Новгород. Езжайте до Пл. 123 км (в пути ровно 3 часа). Поезд приходит в 10:48, начало экскурсии в 12:00, идти 1,5 км.
Обратно поезд отправляется от Пл. 123 км в 19:01. Можно ехать и от/до Рогавки (идти чуть дальше).
Ну а мы поехали крутить педали дальше, до Великого Новгорода!
Всем спасибо за прочтение статьи и подписывайтесь! Будет еще много интересного!
Дальше можно прочитать про музей деревянного зодчества в Витославлицах.