Найти в Дзене

Чем отличается российская система школьного образования от советской

Оглавление

Современное школьное образование в России за последнее время часто критикуют. При этом любят вспоминать образование в СССР, указывая на множество плюсов.

Прошло почти 40 лет, некоторые реформы в сфере образования были проведены, и тем не менее советская система имеет ряд неоспоримых преимуществ.

В их числе:

  • Фундаментальность и обширность знаний: учили всех и всему, не было разделения на массовые школы и элитные. Как следствие – равные возможности были у каждого.
  • Существовали бесплатные факультативные занятия, огромное количество бесплатных кружков, студий, секций.
  • Статус педагога был высок: учителей уважали, дисциплина в школе даже не обсуждалась.
  • Учебная нагрузка на учеников была нормальная, никто с домашним заданием за полночь не сидел.
  • Школа давала хорошую базу за счёт системности знаний, большинству не требовались репетиторы, чтобы поступить в вуз.
  • Кроме того, воспитательная работа в советской системе была поставлена грамотно, хотя и в виде государственной идеологии.
-2

Самое главное достижение советской школы – это фантастическое повышение доли грамотного населения – вплоть до 90%.

Всеобщее обязательное среднее образование продолжило это достижение.

А в середине 1970-х годов свыше 97% учеников оканчивали десятилетку.

Но критики советской модели образования указывают на излишнюю идеологическую составляющую, слишком теоретизированное обучение без связи с реальностью, отсутствие гибкого подхода, в том числе к индивидуальности ребёнка.

Что касается выпускных экзаменов, то в советской школе выпускные экзамены сдавались по всем предметам (устно, по билетам, и письменно).

-3

Тестовая часть экзаменов и письменная – основа выпускных экзаменов. Устная форма предусмотрена только для русского и иностранного языка.

Систему ОГЭ/ЕГЭ не критиковал только ленивый.

Она изначально создавалась для того, чтобы абитуриент мог поступить в любые вузы страны независимо от бюджета семьи и места проживания. И всё это минуя коррупционные схемы. На практике ожидания не всегда совпадают с реальностью.

Что осталось от советской школы?

Кое-что всё же осталось в современном образовании от советской школы.

Например, классно-урочная система, школьные мероприятия, продлёнка, праздники. В планах ввести уроки черчения и трудовое воспитание.

Современная российская система образования постоянно обновляется по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Это обязательные требования для программ обучения в школах, колледжах и вузах. Из года в год сокращаются обязательные часы на изучение предмета, в то время как требования к знаниям и умениям повышаются. Свобода в выборе программ и учебников в последние годы ограничивается в связи с введением единых государственных стандартов.

Современное российское образование унаследовало что-то от советской системы (например, относительную доступность), но при этом стало слишком перегруженным, знания же перестали быть глубокими, многое «заточено» на ОГЭ/ЕГЭ.

Международные системы оценивания образования призваны дать взвешенную картину освоения знаний.

-4

Считается, что развитые страны должны иметь уровень выше 0,8, в идеальном случае – 0,9. Лидируют в Индексе Германия, Австралия и Новая Зеландия.

По системе PISA (PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)) результаты исследования среди российских школьников 15 лет за 2021 год выглядят так: читательская грамотность – 21-ое, математическая грамотность – 24-ое, естественнонаучная грамотность – 34-ое место в мире.

Получается, что по международным оценкам российское образование нельзя назвать отстающим, но и первые места в мировых рейтингах страна не занимает. СССР, напомним, ни в каких международных сравнениях и рейтингах не участвовал, поэтому сравнивать по этому критерию две системы образования не удастся.

Будущее образования

Эксперты согласны с тем, что образование должно двигаться в будущее, но не оставлять за бортом лучшие достижения советской системы. Полностью копировать советскую систему не получится, ведь изменился мир и требования к обучению.

В школу вводят проектную деятельность, интерактивные элементы. Монологичная подача материала не соответствует запросам молодёжи, нужны дискуссии, практикоориентированные занятия, развитие критического и креативного мышления.

Россия в настоящее время создает новую систему образования, реформы этому должны способствовать.

Важно, чтобы всё лучшее из советского прошлого перешло в школу будущего, которая бы была эффективна, продумана и прогрессивна.

Автор: Екатерина Гладкова

Редактор: Екатерина Смирнова

Опубликовано: ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

-5