Современное школьное образование в России за последнее время часто критикуют. При этом любят вспоминать образование в СССР, указывая на множество плюсов.
Прошло почти 40 лет, некоторые реформы в сфере образования были проведены, и тем не менее советская система имеет ряд неоспоримых преимуществ.
В их числе:
- Фундаментальность и обширность знаний: учили всех и всему, не было разделения на массовые школы и элитные. Как следствие – равные возможности были у каждого.
- Существовали бесплатные факультативные занятия, огромное количество бесплатных кружков, студий, секций.
- Статус педагога был высок: учителей уважали, дисциплина в школе даже не обсуждалась.
- Учебная нагрузка на учеников была нормальная, никто с домашним заданием за полночь не сидел.
- Школа давала хорошую базу за счёт системности знаний, большинству не требовались репетиторы, чтобы поступить в вуз.
- Кроме того, воспитательная работа в советской системе была поставлена грамотно, хотя и в виде государственной идеологии.
Самое главное достижение советской школы – это фантастическое повышение доли грамотного населения – вплоть до 90%.
Всеобщее обязательное среднее образование продолжило это достижение.
А в середине 1970-х годов свыше 97% учеников оканчивали десятилетку.
Но критики советской модели образования указывают на излишнюю идеологическую составляющую, слишком теоретизированное обучение без связи с реальностью, отсутствие гибкого подхода, в том числе к индивидуальности ребёнка.
Что касается выпускных экзаменов, то в советской школе выпускные экзамены сдавались по всем предметам (устно, по билетам, и письменно).
Тестовая часть экзаменов и письменная – основа выпускных экзаменов. Устная форма предусмотрена только для русского и иностранного языка.
Систему ОГЭ/ЕГЭ не критиковал только ленивый.
Она изначально создавалась для того, чтобы абитуриент мог поступить в любые вузы страны независимо от бюджета семьи и места проживания. И всё это минуя коррупционные схемы. На практике ожидания не всегда совпадают с реальностью.
Что осталось от советской школы?
Кое-что всё же осталось в современном образовании от советской школы.
Например, классно-урочная система, школьные мероприятия, продлёнка, праздники. В планах ввести уроки черчения и трудовое воспитание.
Современная российская система образования постоянно обновляется по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
Это обязательные требования для программ обучения в школах, колледжах и вузах. Из года в год сокращаются обязательные часы на изучение предмета, в то время как требования к знаниям и умениям повышаются. Свобода в выборе программ и учебников в последние годы ограничивается в связи с введением единых государственных стандартов.
Современное российское образование унаследовало что-то от советской системы (например, относительную доступность), но при этом стало слишком перегруженным, знания же перестали быть глубокими, многое «заточено» на ОГЭ/ЕГЭ.
Международные системы оценивания образования призваны дать взвешенную картину освоения знаний.
Считается, что развитые страны должны иметь уровень выше 0,8, в идеальном случае – 0,9. Лидируют в Индексе Германия, Австралия и Новая Зеландия.
По системе PISA (PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)) результаты исследования среди российских школьников 15 лет за 2021 год выглядят так: читательская грамотность – 21-ое, математическая грамотность – 24-ое, естественнонаучная грамотность – 34-ое место в мире.
Получается, что по международным оценкам российское образование нельзя назвать отстающим, но и первые места в мировых рейтингах страна не занимает. СССР, напомним, ни в каких международных сравнениях и рейтингах не участвовал, поэтому сравнивать по этому критерию две системы образования не удастся.
Будущее образования
Эксперты согласны с тем, что образование должно двигаться в будущее, но не оставлять за бортом лучшие достижения советской системы. Полностью копировать советскую систему не получится, ведь изменился мир и требования к обучению.
В школу вводят проектную деятельность, интерактивные элементы. Монологичная подача материала не соответствует запросам молодёжи, нужны дискуссии, практикоориентированные занятия, развитие критического и креативного мышления.
Россия в настоящее время создает новую систему образования, реформы этому должны способствовать.
Важно, чтобы всё лучшее из советского прошлого перешло в школу будущего, которая бы была эффективна, продумана и прогрессивна.
Автор: Екатерина Гладкова
Редактор: Екатерина Смирнова
Опубликовано: ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ