Дебют Милен в качестве певицы выдался вполне удачным. Ей удалось громко заявить о себе. Но одномоментный взлет популярности совсем не гарантировал ее удержания. Пришло время развить свой успех.
К осени 1984 г. необходимость в закреплении успеха новыми хитами уже объективно назрела. Все ждали от Милен и ее команды новых релизов, гадая над их содержанием. Подгоняемая вопросами, начинающая певица объявила о выходе новой пластинки еще до того, как определилась, что на ней записывать. Некоторые идеи насчет следующего сингла были, правда, принадлежали они не Милен.
"В январе я выпущу новые 45 оборотов (вид пластинки. - авт.), но заголовок еще не выбран" (Girls, 6 декабря 1984 г.)
Жером Даан предложил несколько песен, которые сочинил еще до знакомства с Милен. Вариант с заголовком "Bip Be Bou Rock'n Roll" некоторое время рассматривался, но в работу так и не пошел. Другой любопытной идеей была "On est tous des imbéciles" ("Все мы дураки"). За вызывающим названием скрывался не менее провокационный текст, высмеивающий мир шоу-бизнеса. Музыка, также написанная Дааном, была уже готова и на запись новой пластинки не потребовалось бы много времени. Впрочем, одна небольшая проблема всё же была - Жером создавал песню под себя, предполагая, что он ее и исполнит. Теперь же интерпретировать текст и отвечать на вопросы журналистов предстояло Милен. На стороне B новой пластинки записали "L’Annonciation" ("Благовещение") - творение Лорана Бутонна. Без посвятительных надписей снова не обошлось, вторую песню Милен посвятила своему отцу и Святой Терезе Авильской. Второе имя не должно сильно удивлять, как мы помним, в детстве Милен, также как и Лоран, получила религиозное образование.
В январе 1985 года новая пластинка Милен Фармер появилась на прилавках магазинов. На нее возлагались большие надежды, ведь контракт с RCA был подписан только на 2 сингла и их успех был условием продолжения сотрудничества.
Ожидаемый успех от второго сингла "On est tous des imbéciles":
М.Ф. - "Это позволит мне вернуться с записанным альбомом, устроить шоу, выступить на сцене с музыкантами" (Les Dernières Nouvelles d'Alsace, 2 марта 1985 г.)
Особенно важно было продвинуть новинку на радио и TV. "Благовещение" коммерческим потенциалом, очевидно, не обладало, поэтому главная ставка была сделана на "On est tous des imbéciles". Бриджит Хемерлин в своей книге о Милен пишет, что на радио указанный сингл прибыл в специальной монотонной обложке, на которой красовалась надпись: "Mylène Farmer est une imbécile, et vous ?" ("Милен Фармер дура, а вы?"). Учитывая уровень креативности коллег и менеджеров начинающей певицы, такое вполне могло быть. Название действительно было очень удобным поводом для шуток.
Michel André - "Мы все дураки!"
Jean Richard - "Все дураки. И кажется, она об этом знает!" (Le 12/13 - FR3 Aquitaine, 6 марта 1985 г.)
За пол года было дано множество интервью, большое количество выступлений на TV. Тем не менее, новый сингл был принят более сдержано, чем "Maman a tort". Отмечалась необычность песни, но популярным было мнение, что до предшествующей она не дотягивала.
- "Ничего общего с Maman a tort. Очаровательной Милен будет трудно повторить такой хит с этой песней-"миньоном"" - Nice-Matin, 13 февраля 1985 г.
- "Песня без претензий, если не считать того, что она легко укладывается в голове" - Jacinthe, №114, март 1985 г.
- "В отличие от многих новичков, загипнотизированных стразами шоу-бизнеса, она знает куда идет" - L'Est Républicain, 9 мая 1985 г.
- "Новый хит в перспективе и, прежде всего, доказательство того, что Милен действительно талантлива" - Boys & Girls, 7 февраля 1985 г.
Пример выступления на TV: TF-1- De A à zèbre, 13 февраля 1985 г. Обращает на себя внимание специфический стиль и движения, театрализованные до неестественности. Хотя в артистизме, конечно, не откажешь.
Суть новой песни Милен объясняла с позиции самоиронии, призывая относиться к профессии артиста с большей долей юмора. Популярность еще не делает тебя великим и лучше серьезно относиться к своему делу, чем к самому себе, говорила она. Текст песни содержал в себе, не особо скрываемую, насмешку над миром шоу-бизнеса. Но из уст девушки, совсем недавно появившейся на сцене, не имеющей пока никаких наград и высокого статуса, такие призывы звучали, по меньшей мере, странно.
"Еще вовсе не значит, что ты — артист,
Если просто по клавишам фортепьяно стучишь
Еще вовсе не значит, что ты поэт — совсем чуток
Если можешь опечалить маленькую девочку,
Сидящую на берегу Стикс"
Полный текст перевода здесь: https://lyrsense.com/mylene_farmer/on_est_tous_des_imbeciles
Вновь была затронута тема авторства и роли Милен в создании песен. При всей провокационности и остроте проблем, о которых пела Фармер, она оставалась лишь исполнителем, лицом и голосом, но не источником идей, о чем интервьюеры регулярно вспоминали.
Numero 1 - "А ты во всем этом участвуешь?" (в создании песен.- авт.)
М.Ф. - "Я пою (смех). Сейчас я говорю да или нет, когда мне предлагают песню. Кстати, я практически всегда говорю да, потому что мне нравится то, что они делают (Лоран Бутонна и Жером Даан. - авт.). В студии я имею право поднимать палец и задавать вопросы! Тем не менее, это правда, что в музыке я не разбираюсь, я могу только инстинктивно сказать, нравится мне это или нет." (Numéros 1 (N°26), май 1985 г.)
Продажи новой пластинки шли достаточно вяло. Связано это было и с тем, что с момента выхода "Maman a tort" прошло много времени и, "эффект неожиданности" уже прошел. Интерес публики успел угаснуть, а громкого и запоминающегося имени Милен пока не имела, как и собственного уникального стиля:
"Я надеюсь создать свой стиль, стиль Милен Фармер, но это долгая работа. С моей новой песней "On est tous des imbéciles", думаю, я двигаюсь в этом направлении." (Numéros 1, 1 мая 1985 г.)
Продвижению сингла, возможно, могло бы помочь музыкальное видео, как это было в прошлый раз. Все уже было готово, не хватало только бюджета и отмашки. Но деньги на его съемки звукозаписывающая компания выделять отказалась. По словам Жерома Даана, RCA не договорились с телевидением о правах на трансляцию. Возможно менеджеров компании дополнительно смутили низкие продажи пластинки и они не решились на финансирование потенциально убыточного клипа.
К сожалению, надежды Милен, Лорана и Жерома не оправдались. Всего было продано около 40 000 копий пластинки, что стало полным коммерческим провалом. Контракт с RCA Records закончился, продолжать сотрудничество компания отказалась. Права на распространение остались у RCA, вследствие чего, песня не вошла ни в один альбом певицы и никогда не исполнялась на концертах. Провал "On est tous des imbéciles" и то, что за ним последовало, серьезно повлияло на карьеру Фармер.
"Я знала, что с таким текстом мы не сможем продавать миллионы пластинок". (Намёк на Жанну Мас? - авт.) (Numéros 1 ноября 1985 г.)
"Мне очень нравится эта песня On est tous des imbéciles, но она ознаменовала конец эпохи, завершение цикла..." (Télé Moustique, 12 октября 1989 г.)
Новую компанию звукозаписи удалось найти достаточно быстро. Polydor, под руководством Алена Леви, стала очень своевременным и удачным пристанищем для трио музыкантов. В это время Леви установил курс на популяризацию молодых артистов в рамках лейбла. Компания выразила готовность поработать и с Милен Фармер, подписав контракт на выпуск 3-х альбомов.
Между тем вопрос создания образа оставался актуален. Своего стиля у Милен пока не было и окружение намеревалось позаимствовать его у более успешных артисток. Здесь взгляды Жерома Даана и всей остальной команды сильно разошлись. Подробнее об этих разногласиях лучше прочитать в интервью Даана 1994 г.:
Ж.Д. - "Лично я больше воспринимал Милен как новую Франсуазу Арди, нежели как Жанну Мас. Но все, включая самого Лорана и людей из Polydor, видели в ней исключительно образ Жанны Мас. Это был высший эталон. Я был не согласен, она околдовывала меня своей жестикуляцией, своими творениями, взглядом… И я забрал тексты своих песен, которые Милен собиралась записать, и ушел." (Platine, 4 февраля 1994 г.)
(Жанна Мас - французская певица, начала карьеру в 1979 г. Её, вышедший в 1984 г., сингл "Toute premiere fois" быстро разошелся тиражом почти в миллион копий. В январе 1985 г. вышел ее первый альбом "Jeanne Mas", который вскоре получил золотую сертификацию, всего была продана 231 000 копий. Второй сингл с дебютного альбома "Johnny, Johnny", выпущенный в феврале 85-го разошелся тиражом в 850 000 копий. - прим. авт.)
Интервью вообще содержит много интересных деталей о начальном периоде карьеры Фармер. В том числе и чувство неопределенности в отношении ее будущего, выраженное в выводе постфактум:
Ж.Д. - "Когда сегодня мне говорят, что я упустил случай всей моей жизни, я не знаю, что ответить. Кто бы мог подумать, что она проделает такую карьеру?" (Platine, 4 февраля 1994 г.)
Примерно в середине 1985 г. Жером Даан ушел из коллектива. Так сложился творческий тандем Фармер - Бутонна, плодотворно проработавший не одно десятилетие. Не стоит, впрочем, забывать и еще одного человека, состоявшего в окружении Милен в 80-е, ее менеджера Бертрана Ле Пажа. Он занимался медийным продвижением певицы. Неясно, насколько сильно повлиял уход Даана, основного поставщика текстов, на процесс записи альбома. Однако известно, что как раз в это время Милен пробует свои силы в сочинительстве, написав свою первую песню "Plus Grandir". Это, знаковое для карьеры Фармер, произведение Polydor попытаются продвинуть в качестве следующего сингла певицы. И мало кто тогда догадывался, что уникальная творческая вселенная Милен Фармер начнется именно с него.
Спасибо за внимание, до скорых встреч!