Межотраслевая кооперация бизнеса выступает значимым фактором прогресса научно-производственных сил, поскольку позволяет эффективно масштабировать осуществление разного уровня бизнес-процессов.
Привлечение сервисных предприятий к выполнению вспомогательных операций для крупного лесопромышленного комплекса помогает эффективно обеспечивать сервисное обслуживание крупного бизнеса (информационное, транспортное, логистическое, кадровое и др.). С точки зрения крупного бизнеса, он выполняет для малого сервисного бизнеса роль заказчика определенного вида работ или услуг, изготовления специализированных видов продукции, обеспечивая дополнительную устойчивость малого бизнеса.
Межотраслевая кооперация как условие воплощения инновационных стратегических решений в деятельности предприятий лесопромышленного комплекса может происходить в двух направлениях:
1) сотрудничество по поводу разработки, внедрения, использования инноваций;
2) инновационные формы взаимодействия бизнес-структур.
Первое направление охватывает производственные, информационные и иные технологические инновации. Межотраслевая кооперация предприятий лесопромышленного комплекса по поводу освоения и применения таких инноваций строится на условиях производственной или организационной кооперации.
Например, внедрение экспертных систем управления крупным производством на базе искусственного интеллекта требует привлечения ряда малых специализированных компаний для обслуживания данной системы (разработка конфигурации и администрирование).
Поскольку крупный лесопромышленный бизнес редко бывает узкоспециализированным в отдельных областях, а наиболее часто выполняет общие функции управления и координации ограниченного ряда производственных процессов, осуществляемых в широких масштабах.
Поэтому для освоения инноваций крупному бизнесу необходима поддержка узкоспециализированных структур.
Например, при разработке новых моделей лесозаготовительной техники финским концерном Ponsse для изготовления новых конструктивных деталей привлекаются малые предприятия,поскольку они быстрее перестраиваются на новые производственные циклы, чем крупные серийные производства.
Инновационные формы межотраслевой кооперации в лесопромышленном комплексе включают различные модели воплощения инновационных стратегических решений:
1) серийные заказы по типу обслуживания Lifecycle service (LСS). Отличие инновационной модели взаимодействия малого и крупного бизнеса LСS с точки зрения организации работы малых сервисных компаний состоит в выборе целевых ориентиров планирования деятельности. Модель LСS опирается на достижение и поддержание определенных показателей обслуживания нужд крупного бизнеса. В основе планирования сотрудничества здесь лежит не задача обеспечения готовности малой сервисной компании к исполнению любого вида работ в любое время, а исполнение заданной наперед серии контрактов по достижению нормируемых показателей конечного результата – работоспособности, надежности, стоимости, времени простоя заказчика;
2) кластерные структуры бизнеса разных размеров – разноуровневые объединения предприятий по технологическим цепочкам бизнес-процессов с выделением центров управления различных размеров, формализуемых в виде малых и крупных предприятий и объединяющих их управленческих структур. В рамках данного направления инновационного взаимодействия могут создаваться филиальные сети крупного бизнеса в форме небольших территориальных подразделений, учреждаться малые дочерние предприятия с узкой специализацией для обслуживания основного производства (автосервисные, ремонтные, торгово-сбытовые предприятия и др.). Также нередки случаи кооперирования малых и крупных предприятий на основе торгово-посреднических договоров (реализация продукции крупного производителя через мелких ритейлеров или заказ крупной торговой сетью на производство продукции собственных торговых марок у малых производителей).
Среди основных условий межотраслевой кооперации в лесопромышленном комплексе с точки зрения ее организации можно назвать:
1) развитие и распространение способов ведения бизнеса онлайн и сервисов, которые его поддерживают (интернет-аукционы и иные торговые площадки, системы электронных денег, финансовых инструментов и электронных бирж по торговле ими, блокчейна и новых информационных протоколов);
2) появление новых конфигураций бизнес-процессов вслед за эволюцией запросов конечных потребителей к создаваемой бизнесом ценности (стремление к более быстрому получению благ и обслуживания со всех уголков мира через онлайн-заказы, онлайн-сервисы, онлайн-агрегаторы информации, а также автоматизированные системы ее анализа), что создает более глобальные партнерства малого и крупного бизнеса, где малый бизнес выступает поставщиком благ и услуг, а крупный играет роль хабов по их распределению и доставке конечному потребителю в межконтинентальном и межстрановом сообщении.
В рассмотренных условиях инновационного взаимодействия малого и крупного бизнеса формируются новые формы организации и проведения такого взаимодействия.
Основные межотраслевой кооперации в лесопромышленном комплексе опираются на различные организационные модели.
Форма 1 – Технологический холдинг. Формируется путем разветвления материнской структуры в процессе дифференциации бизнес-структур и создания периферийной сети малых предприятий. Эффективное распространение ценных организационных знаний в такой форме взаимодействия затруднено в рамках диверсифицированных и многоотраслевых фирм.
Эмпирические исследования показали, что успех инновационного взаимодействия с дочерними компаниями положительно связан с разнообразием каналов передачи знаний, мотивацией к их приобретению и способностью получателя поглощать знания. Помимо причинно-следственной неоднозначности и взаимосвязей между единицами источника и реципиента одним из наиболее важных факторов, препятствующих эффективности крупных и малых фирм является отсутствие у реципиента способности к поглощению ресурсов и ноу-хау.
Форма 2 – Межфирменная кооперация и специализация. Данная форма взаимодействия позволяет молниеносно передавать информацию о новых возможностях в отрасли и в кластере посредством организационного обучения дает устойчивые конкурентные преимущества как крупным, так и малым фирмам. Важным инструментом для обучения организации является технологический альянс, сформированный между организациями различных размеров.
Формирование межфирменной кооперации и специализации обусловлено различными целями, в том числе необходимость распределения затрат и рисков инноваций, экономии на масштабе производства, доступ к новым рынкам, в поисках законности и приобретения новых технических навыков или технических возможностях от партнеров по технологическому альянсу.
Технологический альянс малого и среднего бизнеса как организационно-методологический механизм предлагает организациям возможность обучения партнеров через несколько частных организационных механизмов: лицензионные соглашения, соглашения о распределении и поставках, партнерства в области исследований и разработок и технические обмены. Можно подразделить организационные механизмы технологических альянсов на две широкие категории:
1) альянсы акционерного капитала; когда это связано с передачей или созданием акционерной собственности либо путем прямых инвестиций, либо созданием совместных предприятий по акционерному капиталу;
2) альянсы без акционерного капитала; там, где нет передачи капитала или создания новой организации.
Технологический альянс через присущее долгосрочное партнерство предоставляет партнерам возможности для передачи компетенций и ресурсов между ними. Технологические альянсы создают совместную, общую и взаимную среду обучения и эффективного трансфера технологий. Технологический альянс в лесопромышленном комплексе как организационно-методическая модель выступает в качестве механизма конкурентного преимущества, когда партнеры взаимно стремятся к достижению индивидуальной и коллективной цели отношений.
Конфигурация взаимодействия включает такие механизмы как совместное предприятие, лицензионные соглашения, партнерства в области НИОКР, соглашения о распределении и поставках или технические обмены.
Рассмотренные условия воплощения инновационных стратегических решений в деятельности предприятий лесопромышленного комплекса в современном мире встречаются в сочетании друг с другом – в различных комбинациях и на разных уровнях сложности организации системы такого механизма (технопарки, научно-производственные объединения, технологические отраслевые и межотраслевые кластеры и многие другие).
Факторы инновационной деятельности лесопромышленного комплекса они подразделяются на факторы «pull» («вытягивание») и «push» («выталкивание»).
Факторы «pull» («вытягивание») подразумевает поиск знаний в большом массиве данных, и последующий выбор полезных источников и опорных точек целостной концепции искомого инновационного решения. Для «вытягивания» инноваций бизнес-единицы используют мощные поисковые системы, которые позволяют сузить зону поиска и проводить исследование определенной области, функциональной структуры или географической структуры организации.
Другим фактором инновационной деятельности типа «вытягивание» являются библиотеки информационных продуктов и объектно-ориентированные базы данных. В них приводятся списки тем, из которых пользователь может выбрать нужную ему и затем детально ее исследовать. Индивидуально настроенные поисковые системы и каталоги помогают осуществлять поиск с высокой точностью.
Факторы «push» («выталкивание») показывают, что централизованный источник инноваций в лесопромышленном комплексе проводит самостоятельное распространение знаний в разной форме отдельным пользователям (по серийному или разовому запросу). «Выталкивание» инноваций осуществляется для того, чтобы заинтересовать бизнес-сообщество в собственных результатах и найти новых партнеров. Отдельная фирма сам определяет, какие знания нужно «вытолкнуть» в бизнес-сообщество альянса.
Присутствует также фактор «согласованного выталкивания», когда пользователь формализует собственные когнитивные потребности членов альянса, а затем целенаправленно запрашивает поток решений из готового каталога альянса-генератора.
Развитие лесопромышленного комплекса, основанное на инновационных стратегических решениях, приводит к тому, что они формируются при поступлении новых цифровых технологий, но и постоянно развиваться и усовершенствоваться. Поэтому при выборе методов их формирования бизнесу приходится приспосабливаться как к условиям внешней информационно-компетентностной среды, так и выстраивать систему дополнительного обучения для своих работников, предоставляя им условия и способы эффективной переподготовки.
Роль межотраслевой кооперации в экономике сходна в том вкладе, который данные предприятия приносят в социально-экономической сфере: создание благ, услуг, рабочих мест, развитие инфраструктуры городов и поселений. Отличия состоят в степени специализации и масштабах аккумулируемых ресурсов: малый бизнес обыкновенно более узкоспециализирован, чем крупный, имеет меньшие ресурсы и финансово более уязвим. Также малый бизнес управляется единолично ее учредителем, а крупный имеет структурированную иерархию управления.
Условия и формы воплощения инновационных стратегических решений в деятельности предприятий лесопромышленного комплекса формируются в среде производственных и организационных технологий, которые приводят к появлению новых конфигураций бизнес-процессов в возрастающих масштабах, которые выражаются в форме разнообразных объединений, холдингов и альянсов.