Найти тему

Как сделать машины, которые ходят

Как сделать машины, которые ходят

Люди давно уже стали сознавать, что ноги — уникальное средство пе­редвижения. Конечно, им не под силу конкурировать с колесом на гладкой дороге, но зато они прекрасно могут обходиться без дорог вообще. Ноги позволяют животным и человеку передвигаться по пескам пустыни и по болотным кочкам, среди нагромождения скал и по снегу. И, на­верное, не случайно, еще в 1813 г. англичанин Брайтон, прекрасно знавший возможности колеса, при­делал к своему паровозу «ноги». Шипя и поскрипывая, невиданная машина медленно, подобно нето­ропливому пешеходу, зашагала по дороге, отталкиваясь от нее двумя железными рычагами.

Почему часто перегорает лампочка видео

Развитие паровозостроения, как вы знаете, пошло другим путем. Машину Брайтона историки техники отнесли к курьезам, а самого изоб­ретателя зачислили в неудачники. Но полтора столетия спустя отно­шение ученых к Брантону «смяг­чилось», и сегодня уже многие кон­структоры разных стран мира склон­им рассматривать его творение как прообраз шагающих вездеходов для Земли и космоса.

Вес чаще в попытке разрешить «вездеходную проблему» конструк­торы исследуют механизмы «шага­ния» живой природы. За миллионы лет эволюции природа создала мно­жество оригинальных типов дви­жения, приспосабливая живые сушества к различным видам перемещения по земле — ползанию, fiery, прыжкам, ходьбе. Многие животные по скорости не уступают современ­ному колесному транспорту, а их «проходимость» вообще пне кон­куренции. Гепард даже на пересе­ченной местности развивает скорость до 110 км/ч. Леопард, пантера легко преодолевают двухметровые барьеры, а горные козлы про­пасти, ширина которых во много раз превышает длину тела этих живот-пых. Росомаха легко бегает по глу­бокому рыхлому снегу, копыта оле­ней приспособлены для ходьбы по болотам, а верблюдов — по пескам пустыни...

Пытаясь создать универсальные механические «ноги», ученые изу­чают структуру органов движении, характер приложения мышечных усилий, которые вызывают те или иные движения в суставах, кинема­тику сочленений, распределение мас­сы тела по его звеньям, закономер­ности движения этих звеньев и тела в целом. Исследуют также характер, направление и величину действую­щих сил и многое-многое другое.

Если раньше создание шагающих машин во многом тормозилось слож­ностью электронных управляющих систем, то последние достижения в области кибернетики дают основание считать, что в самом ближайшем будущем шагающие машины нако­нец-то выйдут из стадии опытов.

Вам, наверное, интересно будет узнать, что в университете штата Огайо (США) создан опытный обра­зец шагающего вездехода ASV. Его испытания и отладка начались в 1985 г. Грузоподъемность вездехода, имеющего длину около 5 м и движущегося на шести «ногах-опорах», составляет около 200 кг. Двигатель мощностью 90 л. с. позволяет в ус­ловиях полного бездорожья разви­вать скорость 5... 10 км/час. Система управления включает 15 микроком­пьютеров и оптический локатор (лазерную сканирующую систему). Пять компьютеров анализируют сиг-палы локаторов, а остальные коор­динирую! движение «ног» по коман­дам оператора-водителя, определяю­щего общее направление движения. Машина способна «ходить» по бо­лотам, горам, пустыням, глубокому снежному покрову и льду. Она мо­жет преодолевать препятствия высо­той до 1,2 м, перебираться через канавы и водные преграды шириной почти 3 м, при этом корпус везде­хода' не отклоняется от горизонталь­ного положения. Трудно сказать, начнется ли в ближайшем будущем промышленное производство таких машин, поскольку стоимость их пока непомерно высока. Поэтому амери­канцы в шутку прозвали вездеходы ASV «кавалерией XXI века».

Кто знает, может быть, именно за шагающими машинами будущее в освоении неисследованных земель и планет нашей Солнечной системы. Представьте себе картину: безбреж­ное море красноватого песка, исто­ченные ветровой эрозиен скалы при­чудливых очертаний, фиолетовое не­бо с маленьким пятнышком не грею­щего Солнца. Конечно, это Марс. Но что это? Среди песков и каменистых россыпей что-то вдруг сдвинулось с места, причудливой формы аппарат приподнялся на мощных телескопи­ческих опорах, словно обозревая местность, и опять опустился на грунт, немного впереди того места где только что находился. Неужели марсиане? Нет, это земной вездеход причем не гусеничный или колёсный и даже не широка машина, которая передвигается по­средством двух опорных поверхностей и опирается на грунт всем корпусом в то время, как они под­няты. Оригинально, не правда ли?!

Модель этого типа — шагоход, изображенный на рисунке 17 — са­мая простая из машин такого рода. По подобной схеме иногда строят шагающие экскаваторы, только вмес­то ног у них предпочитают ставить мощные лыжи.

Основа конструкции — два оди­наковых, синхронно вращающихся коленчатых вала, к кривошипам которых крепятся ноги. Кривошипы дают им круговое поступательное движение, и машина шагает вперед или назад, в зависимости от направ­ления вращения. Вездеход может поворачиваться на месте на любой угол в тот момент, когда ноги на­ходятся в верхнем положении. Для этого опоры корпуса крепятся к по­воротной платформе. Шагоходу в на­чале перемещения корпуса прихо­дится поднимать на кривошипах весь свой вес, поэтому модель этого типа не следует перегружать батареями: гораздо удобнее снабдить ее дис­танционным управлением по про­водам. Редуктор, вращающий кри­вошипы, должен иметь большое передаточное отношение, иначе дви­гатель не справится со своей задачей.

Простейшая шагающая машина
Простейшая шагающая машина

Рис. 17. Простейшая шагающая машина: а — устройство 1 — арка для шагания; 2 — опорная платформа; 3 — батарея питания; 4 — шатун; 5 — кривошип: 6 — мотор; 7 —фрикционная передача; 8 — редуктор; б — схема движения.

На схеме показан дополнитель­ный шатун 4. Он нужен для того, чтобы ведомый вал повторял направлепня вращения ведущего np^i про. ходе через мертвые точки. Иначе его кривошипы станут совершать лишь колебательные движения, и машина вместо того, чтобы перемещаться, будет лишь взбрыкивать, опи­раясь на передние ноги. Можно, конечно, вместо дополнительного шатуна применить и другие способы синхронизации кривошипов, напри­мер зубчатые колеса. Но есть и более простой способ обойтись без шату­на — немного рассогласовать дви­жения ног.

Установка водяного полотенцесушителя своими руками видео

Достаточно развернуть на 20...30° левые кривошипы отно­сительно правых, и одна из ног будет вести вал, когда другая проходит мертвую точку. Правда, машина при «ходьбе» начнет слегка перевали­ваться с боку на бок, и в некоторых фазах движения ее ноги будут сколь­зить по земле, но зато конструкция упростится. Ноги и опоры корпуса нужно расположить так, чтобы они ступали рядом. Это повысит прохо­димость.

Вот по этой схеме и попробуйте сделать простейший вездеход-шагоход (рис. 18).

Корпус модели склейте из фане­ры или полистирола, в качестве кабины космонавта 5 используйте по­ловинку прозрачною полистироло­вого елочного шарика или упаковку от зубного порошка. Ноги-опоры спаяйте из металлических трубок и закрепите на осях // из стильной проволоки или металлических спиц для вязания 01,5...2 мм. На концах осей выполните коленообразный из­гиб, который позволит им при враще­нии переносить ходовые опоры впе­ред и назад, соответственно переме­щая в ту или иную сторону корпус вездехода.

Модель вездехода-шагохода
Модель вездехода-шагохода

Рис. 18. Модель вездехода-шагохода:
1 — корпус; 2 — блок управления и питания; 3 — поворотный круг на четырех опорах; 4 — ходовая опора; 5 — кабина; 6 — микро­электродвигатель; 7 — соединительная втул­ка; 8 — редуктор Р-1; 9 — шестерни привода осей-кривошипов; 10— шестеренчатая пере­дача, соединяющая оси-кривошипы; 1! — оси-кривошипы; 12 — микроэлектродвигатель привода поворотного круга.

На осях установите приводные шестеренки 9. Передачу соберите из пяти шестеренок таким образом, чтобы скорость вращения осей была одинаковой. Одна из осей вращается редуктором Р-1, соединенным С мик­родвигателем 6 посредством муф­ты 7,

Двигатель к донышку корпуса прикрепите при помощи хомутика ИЗ жести на болтиках или шурупах. К донышку из полистирола его лучше всего приклеить полистирольным клеем. I

Благодаря своеобразному приво­ду эта модель может разворачивать­ся на месте. Для этого у нее под дни­щем смонтирован поворотный круг 3 с четырьмя стойками-опорами, спаянными из трубок. Этот круг мо­жет вращаться от микродвигателя 12 и редуктора Р-1, соединенных между собой посредством шестерен­чатой передачи.

Чтобы машина начала движение вперед или назад, достаточно вклю­чить двигатель ходовых опор. Пово­рот осуществляется при фиксации хо­ди пых опор в верхней точке и включе­нии двигателя 12. Управление моде­лью осуществляется с помощью двух тумблеров на блоке питания и управ­ления 2. Рекомендуем окрасить модель шагохода яркой масляной или нит­рокраской и нанести номерные знаки и эмблемы. В завершение работы над мо­делью покройте ее лаком.

Установка анкерного болта видео

Теги : сделать модель планера, сделать модель корабля. сделать модель яхты, сделать поделки с детьми, как сделать своими руками, поделки своими руками, сделать беспилотник, сделать беспилотный корабль,