Срок ультиматума новым властям Нигера уже давно истек — угрозы французов и американцев так и остались на бумаге, а воинственный пыл их марионеток из ЭКОВАС несколько поостыл.
Еще несколько лет назад пару тысяч натовских военных быстро привели бы нигерских повстанцев в чувство — сейчас же они вынуждены сидеть на своих базах и не высовываться, чтобы ненароком никого не спровоцировать. С «наведением конституционного порядка» чужими руками тоже не заладилось — президент пока еще профранцузского Чада отказался участвовать в этой интервенции, а сенат Нигерии вообще раскритиковал это предложение французов.
Именно на последнюю и делалась основная ставка — теоретически, эта региональная держава способна раздавить любого своего соседа, но на практике все оказывается несколько сложнее. Дело в том, что на севере Нигерии проживают представители племени хауса — та же самая народность составляет и этнический костяк Нигера, поэтому в случае военного конфликта нигерийской армии придется воевать против своих соплеменников.
Добавьте к этому еще и серьезные противоречия между богатым христианским югом и бедным мусульманским севером — такой взрывоопасный коктейль способен поджечь весь африканский Сахель, после чего Европа столкнется с десятками миллионов беженцев.
Так что Парижу, Брюсселю и Вашингтону приходится вспоминать о позабытом ими искусстве дипломатии — на днях в Нигер наведалась Виктория Нуланд, которая предупредила новые власти о «рисках для суверенитета» и призвала их «восстановить демократию». Видимо, переговоры прошли не очень удачно — встретиться со свергнутым президентом ей не разрешили, поэтому после ее визита Соединенные Штаты вновь перешли на язык угроз и санкций.
И такая смелость нигерских повстанцев возникла не на пустом месте — они прекрасно понимают, что у Запада нет сил и ресурсов на военную операцию в Африке. Ему сейчас приходится разрываться между Россией и Китаем, а так же затыкать дыры в Латинской Америке и на Ближнем Востоке — страны Глобального Юга как будто сговорились и одна за другой срываются с западного поводка.
Несмотря на всю важность Нигера, у Вашингтона есть дела и поважнее — выстроенный им миропорядок рушится как карточный домик, и скорость этого падения лишь набирает обороты:
Глобальный Юг требует контроля над своими ресурсами, перестраивая отношения колониальных времен, отчасти настаивая на строительстве заводов в своих собственных странах. Так Гана, Зимбабве и Намибия готовятся запретить экспорт лития, который так необходим для электромобилей, а Индонезия уже запретила экспорт никелевых руд.
Аргентина, Бразилия, Чили и Индонезия отдают предпочтение инвесторам из Китая, а не из США. «Мы не можем больше просить у вас милостыню, - заявил министр инвестиций Индонезии Лухут Панджайтан. - Вы можете сердиться на нас за нашу торговлю с другими странами, но мы должны выживать», - пишет Bloomberg.
Одновременно с этим все больше крупных игроков переходит на расчеты в национальных валютах - даже проамериканский Таиланд собирается пересмотреть свои резервы, чтобы отвязать курс своего бата от доллара. А еще весь мир с любопытством ждет предстоящий саммит БРИКС - если там примут решение о создании общей валюты, то американский доллар уже в ближайшее время ждут очень большие проблемы.
Стоит отдать американцам должное — они придумали крайне эффективную неоколониальную систему, которая обеспечивала им глобальное доминирование. У нее было одно любопытное свойство — чем сильнее становились Соединенные Штаты, тем больший контроль они получали над миром, что придавал им еще больше сил. Эти повторяющиеся циклы чем-то напоминали снежный ком — он увеличивался под своим собственным весом, благодаря чему Вашингтон приобрел почти неограниченное влияние.
Но есть у этой системы и обратная сторона — этот эффект работает и в другую сторону, ослабляя Соединенные Штаты в геометрической прогрессии. Именно это мы сейчас и наблюдаем — стоило американцам наделать ошибок и дать слабину, как от их валюты и торговых правил стали отказываться не только крупные, но и мелкие страны.
Все это привело к тому, что даже беднейшие Нигер, Гана и Зимбабве уже не боятся выступить против белых господ — и ведь последние ничего не могут с этим поделать, потому что праздник непослушания охватил весь развивающийся мир.
Привычные демократические бомбы тут бессильны — у Запада просто нет такого количества бомб, да и ответ со стороны Глобального Юга может быть очень болезненным.