В Госдуме решили рассмотреть новый законопроект, касаемый буллинга в школе.
«Буллинг» — это транскрипция английского слова «bullying», которое переводится как «издевательство, запугивание». Буллинг в школе означает травлю одного ребёнка (или группы детей) другим ребёнком (или группой детей). Ребёнка могут оскорблять, унижать, высмеивать словесно, а могут причинять боль и издеваться с применением силы.
"Законопроект предлагает закрепить понятие травли и формирует основу для дальнейшего составления государственной программы и единого стандарта ее профилактики. Речь идёт также о разработке мер по психологическому восстановлению и социализации после случая травли", - пишет Российская газета.
Вроде бы хорошее дело. Но сработает ли?
Согласно исследованиям...
В телевизионных новостях рассказали, что в России травле подвергаются более 40% школьников в возрасте 9-15 лет. А согласно исследованиям, проведённым ЮНЕСКО в 2019 г., ситуация с буллингом в нашей стране хуже, чем в среднем по миру (из справки Российской газеты).
Откуда ноги растут
Как педагог, проработавший более 25 лет с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, могу утверждать, что травля детей начинается не в школе, а уже в детском саду. Но в отличие от ситуации в подростковом возрасте, инициаторами этой травли становятся взрослые. В первую очередь, конечно, родители.
Родители оценивают детей, которые находятся вместе с их ребёнком в школьном классе или группе детского сада. И решают, кто из них "может" учиться и воспитываться" с их ребёнком, а кто - нет. После этого начинается "чистка" коллектива. Эти мамочки разносят непристойные слухи о родителях неугодных им детей, обсуждают этих детей (поведение, одежду, уровень развития и образования) в семье при своих же детях. Они убедительно просят своих детей не дружить с "недостойными" детьми.
А ведь на самом деле детки дошкольного возраста готовы дружить с любым ребёнком, с которым им интересно, удобно и безопасно. И неважно, во что этот ребёнок одет и кто его родители, умеет ли он выговаривать букву "р" или нет, умеет ли он считать до 100 или нет.
И только под влиянием родителей от детей можно услышать фразу: "Я не буду дружить с Олей, потому что у неё грязные волосы".
Что предлагают законодатели
Законопроект предусматривает:
- создание специальных комиссий в стенах каждой школы, которые будут рассматривать случаи травли детей в школьном коллективе
- выработку единых общегосударственных мер по пресечению и профилактике буллинга
- разработку новой образовательной программы для детей, цель которой - сформировать у детей позитивные социальные навыки и социально-приемлемое поведение.
В общем, всё как обычно и пока никакой конкретики.
Остаётся надеется, что меры по пресечению буллинга будут включать работу не только с детьми, но и с их родителями. (Как я уже сказала, эта проблема возникла только благодаря взрослым).
И вот ещё вопрос. Откуда созданные комиссии будут узнавать о травле ребёнка? Вряд ли они будут ходить по школе и опрашивать всех детей. К тому же, дети-жертвы буллинга скорее всего не расскажут им о том, что их травят в школе. А остальные дети также могут умолчать об этом.
Тогда остаются родители и... ПЕДАГОГИ.
Как всё будет происходить на деле
Предположим, учитель заметил, что ребёнка травят одноклассники, и первым стал бить тревогу. В этом случае исход событий будет наилучшим для ребёнка.
А если педагог предпочитает не замечать того, что происходит в классе? Ну потому, например, что родители ребёнка-агрессора занимают высокое положение в обществе или имеют много денег и помогают школе материально. А может, педагогу просто не хочется ввязываться в детские разборки. Причин может быть уйма.
Но ещё хуже, если учитель является инициатором и идейным вдохновителем травли одного ребёнка другим ребёнком или целым коллективом. Вы думаете, что такого быть не может? Очень даже может.
Вот случай, свидетелем которого я была лично.
В одном классе ученики затравили мальчика, который плохо учился. Об этом знал учитель, завуч, директор. Знали, но дальше разговоров с обидчиками дело не шло. А ребёнок каждый день терпел унижения, оскорбления и издевательства. Мама одна боролась за ребёнка и упросила, наконец, завуча перевести сына в другой класс. Так он очутился в моём классе. И вот что произошло в первый же день, как этот мальчик стал учиться вместе с моими ребятами. На перемене ребята из его бывшего класса пришли к нам и стали открыто смеяться над ребёнком и громко оскорблять его. Конечно же, мы их быстро отшили и строго предупредили. Но меня поразило то, на сколько эти ребята были уверенны в своей безнаказанности, что не стеснялись никого, даже меня. Похоже, до этого момента, им действительно всё сходило с рук.
В подобных случаях комиссия может так и не узнать о случаях травли детей в конкретном школьном коллективе. Педагог не будет им сообщать об этом. Но если правда всё-таки раскроется, учитель, скорее всего, попытается убедить комиссию, что ничего такого страшного не происходит: ну, подумаешь, поссорились ребята, скоро помирятся.
Вывод
Я не пессимист. Я просто стараюсь реально смотреть на вещи. И мне кажется, что новый законопроект не принесёт желаемых результатов. Всё закончится штрафами учителей и школ, если случаи травли будут выявлены. Родители вообще вряд ли пострадают. А для детей нововведения принесут новую нагрузку в виде дополнительных "уроков о важном". Поживём - увидим.
А вы как думаете? Сможем мы побороть буллинг в наших школах?