Ещё одна деталь по этой теме, которую мы обсуждаем. Честно говоря, я даже была удивлена. Авторы этого нового учебника по истории для 10 и 11 классов попросили Министерство культуры дать распоряжение, чтобы была убрана маркировка 18+ с ряда советских фильмов, таких как «Бриллиантовая рука», «Тихий дон», «Москва слезам не верит», «Поднятая целина» и так далее. Советская классика, в которой отражена эпоха. И Мединский говорит о том, что ребята могли бы смотреть эти фильмы в ходе изучения данного предмета и периода российской и советской истории, а пока нельзя: там стоит гриф 18+. Честно говоря, я думаю, а почему там такой гриф поставить?
Сергей Михеев: Вот это непонятно. Мне кажется, те, кто ставят гриф, и сейчас решили специально затроллить государство, потому что я тоже обнаружил для себя (то ли смеяться, то ли плакать – неизвестно) один из фильмов, на котором стоял гриф 18+, потому что там курят. Больше ничего там, кроме курения, не было. Даже намёка никакого не было. Это первое.
Второе: у меня создалось такое впечатление, что они просто троллят все эти вещи. Думаю, что здесь, конечно, надо вернуться к разумному отношению к вещам. Что касается советских фильмов, я лично пересмотрел, наверное, все советские фильмы когда-то, и многие по большому количеству раз. Считаю, что среди советских фильмов нет ни одного, который достоин маркировки 18+.
Абсолютно.
Сергей Михеев: Таких фильмов вообще нет, их не существует! Поэтому к советским фильмам маркировку 18+, я считаю, не имеет смысла применять. Кстати говоря, в советское время не было такой вещи - 18+. Было «детям до 16-ти». В этом «страшном, ужасном, тоталитарном, авторитарном, жутком» Советском Союзе не было маркировки 18+.
И то в кинотеатры не пускали.
Сергей Михеев: Да, в кинотеатры не пускали. Может быть какие-то единичные из советских фильмов достойны маркировки 16+, но это просто единичные. Что такое 18+ для советских фильмов - я вообще не понимаю! Сейчас многие мультфильмы, которые появляются в сетях и прокатах, мне кажется, гораздо более сомнительные, чем любой самый фривольный по тем временам советский фильм.
«Бриллиантовая рука». А что там такого? Алкогольные напитки демонстрируются?
Сергей Михеев: Алкогольные напитки, курят, и что там еще? И ничего нет. И он говорит: «Всю жизнь имморально разлагался». Это же ни о чем! Мне иногда кажется, что это даже не бюрократическая недальновидность, а люди, которые этим занимаются, решили потроллить систему. Система должна в этом случае потроллить тех, кто решил ее потроллить, потому что надо к этим вещам разумно отнестись. Я бы принципиально вывел все советские фильмы из-под этой маркировки. Сохранил бы может быть 16+ для очень небольшого количества фильмов, и то подумал бы.
Что касается книг, да, может быть там есть какие-то моменты. Например, скажем, если «Тихий дон» читать в полном варианте, там есть такие моменты.
История отношений Григория и Аксиньи - тут очень понятно.
Сергей Михеев: Кроме Григория и Аксиньи, там масса довольно жёстких эпизодов. Но он писал о жизни. Но в советское время знаете, как это решалось? Купированные версии давались - версии с некими изъятиями. Я считаю, что в ряде случаев это допустимо.
Познавательная ценность. «Тихий дон» если посмотреть, ты сразу получаешь прекрасное представление об эпохе.
Сергей Михеев: Я не знаю, про какой «Тихий дон» они говорят.
Думаю, что про советскую классику.
Сергей Михеев: А что в советском фильме «Тихий дон» надо изымать? Я даже представить не могу.
Вы говорите о том, что думали-думали, что в одном из советских фильмов для Вас показалось, почему его запрещают - почему 18+ - там курят. А у Вас нет такого ощущения, что это перебор? В большом количестве послевоенных советских фильмов очень много курят все герои, и это исторический факт. Люди закурили во время войны, а там это прячут, убирают - это неправильно.
Сергей Михеев: Люди массово закурили, мне кажется, еще во время Гражданской войны, и потом это стало очень распространенным явлением. Отчасти такая мода была…
Но там это меньше моды - это обусловленный факт событий, которые люди пережили.
Сергей Михеев: Этот факт в том числе был вызван физиологией, как это ни странно. А потом стал массовой модой. Например, сейчас у нас в госпиталях многим раненым (это я Вам говорю из сегодняшнего опыта), хотя это абсолютное нарушение режима, разрешают курить. Почему? Потому что это в том числе снимает боль, как лёгкий наркотик.
Вы чётко уловили, о чём я говорю. Они не могли не курить.
Сергей Михеев: Это реальность сегодняшнего дня, потому что я через фонд очень многим помогаю госпиталям, мне приходится это знать. Это первое.
Второе: действительно, по собственному детству я помню прекрасно, что курили практически все, и мода закурить означала «стать взрослым». Хотя я лично никогда не курил. Точнее, конечно, пробовал курить в начальных классах школы, но мне это не понравилось, и я решил, что это ерунда. Тем не менее, это было массово распространено. Я понимаю, о чём вы говорите. То есть, это исторический факт. Здесь можно сказать, что это пропаганда курения. Но в советских старых фильмах, действительно, курят все. Отрицательные герои курят, положительные герои курят.
И много, и везде.
Сергей Михеев: Мужчины курят, женщины курят. Чуть что, начинают доставать папироски и закуривать их. Это исторический факт. Я думаю, что сопровождать это предупреждением Минздрава надо. Разъяснять, наверное, надо, но запрещать – это, мне кажется, глупость.
Художественная ценность такой картины, да? Ну как?
Сергей Михеев: Давайте запретим потрясающий сериал про Шерлока Холмса и Ватсона - они всё время курят! И, мало того, они ещё и пьют периодически. Не сильно, но пьют.
С большим комфортом.
Сергей Михеев: «Иронию судьбы» давайте запретим. Это же пропаганда алкоголизма однозначно. Я, кстати говоря, считаю, что фильм потрясающий, но с точки зрения пропаганды алкоголизма очень вредный. Потому что, исходя из этого фильма, можно сделать вывод, что постоянно и сильно пьяным быть, во-первых, очень весело, а во-вторых, можно даже найти свою судьбу. А на самом деле это совсем не так. Как раз наоборот - можно потерять всё. Рязанов представлял свой интеллигентский круг, и им это всегда было интересно. Хотя фильм-то гениальный, но запрещать его из-за этого просто глупо.