Найти тему
AFTERSHOCK

Исторически добро и зло – это вечное движение двух принципов

«Добром нужно отвечать на добро, а на зло по справедливости» - эти слова принадлежат известному мыслителю Конфуцию. Думаю, что всем нам известны и другие формулы, настраивающие нас на проблему борьбы со злом, вот в Ветхом Завете сказано: «Око – за око, зуб – за зуб», а уже в Новом Завете – другое определение: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Одно это открывает нам понимание, что вопросы этики и морали – не существуют как некие незыблемые устои, а находятся в историческом развитии и обновлении. Потому что в разные времена происходят изменения, порой коренные, в отношениях между людьми – то рабовладение, то капитализм, то становление империй, то колониальная эпоха. Добро и зло, как антагонисты, не могут существовать сами по себе в единственном числе, друг без друга, хотя и говорят, что есть абсолютное зло, и сам Абсолют есть, но не сейчас и не здесь у нас. И, если есть зло, то есть и добро, ну и соответственно наоборот, противопоставляя себя, как свет и тьма.



Мы с вами понимаем, что не только в религии, но и по канонам диалектики, эволюция происходит по спирали, исследуя практически вечные темы, и очень часто на новом историческом уровне. И тот, кто говорит и настаивает о догматах церкви, не видит, что и Церковь тоже имеет свои витки спирали и своё понимание нравственного и духовного развития в ходе исторического процесса. Другое дело, что Церковь не признаёт, что тоже находится в процессе развития, но это уже сугубо их дело думать так.

Однако, я хотел ответить на статью Даниила Козырева «Зло добром не побеждается» - великая трансформация Русского Гуманизма в контексте СВО и ментальной эволюции (часть первая)». И я бы согласился с моим визави, если бы не существующее в России выражение, что «Добро должно быть с кулаками». Да оно так и есть, если исходить из дихотомии этих понятий, то, находясь в своём противостоянии, зло и добро, как оценка деяния, используется человеком, как поиск правильного пути, понимание принципов этого доброго начала в нём самом и в окружающем его мире. Поэтому борьба со злом – это не всегда его уничтожение, а порой, и очень часто, как раз таки исправление плохого на хорошее. И именно поэтому и был провозглашён Христом принцип «возлюбить ближнего своего, как самого себя», чтобы не плодить зло в борьбе со злом, но и замещать злое начало добрыми делами, любовью.

Есть такая индийская притча:

Однажды царь Акбар начертил прямую линию и спросил своих министров:
- Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?
Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел, и начертил рядом с этой линией другую, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой.

Так и в борьбе со злом очень часто добрый поступок может умалить зло и победить его без борьбы.

Исторически добро и зло – это вечное движение двух принципов, и иногда можно видеть, что трансформация негатива в позитив происходит, когда кто-​то провёл свою «линию Бирбала». Как, индустриализация в СССР в своё время вывела страну вперёд и загасила многие конфликтные случаи в частном и индивидуальном производстве. Это была другая линия, не менее изящная, чем у Бирбала. Известно, что мир изменяется рекордами. То есть освоением и применением чего-​то нового и прогрессивного. И мы помним, как слова, когда-​то отвергаемые церковью: «И всё-​таки она вертится!», в дальнейшем признаются за Истину. Человечество тогда преодолело незыблемую аксиому с плоской землёй на трёх китах. И это тоже было борьба прогресса с ветхими устоями. Мы же знаем такие расхожие мысли «не сотвори себе кумира», «дорога в ад вымощена благими намерениями» и другими примеры могут нам намекать, что не всегда добро выглядит добром, а у зла только явные и обязательные негативные черты. Добро и зло – идут всегда рука об руку и очень часто зло служит для создания контраста, которое обнажает нам то, от чего мы должны отказаться.

И тут важно понимать, что порой одно и то же деяние может нести как добро, так и зло. К примеру, резать человека ножом – это преступление только до того момента, когда он, этот нож, становится скальпелем и используется в операции для лечения. Или бить ребёнка – страшный грех и кощунство, но порой просто необходимо шлёпнуть его при рождении, чтобы дать толчок для жизни (если я правильно понимаю этот случай при родах). Следовательно, чтобы понимать то или иное наше действо, чтобы понимать и наши мотивы, нашу цель этого деяния. Убить человека – грех по понятиям всех религий и является, конечно же, грехом, но на поле боя – это порой подвиг и безусловное доброе начало, как, к примеру, подвиг Гастелло, уничтожившего вражескую колонну своим горящим самолётом. И поступок Моисея, искоренившего поклонников Золотого Тельца. Как давно это было, но до сих пор апологеты бабла чертят свои линии развития.

И тут мы переходим к таким важным понятиям, как оценку глобальных ситуаций. К примеру, война Гитлера и война Сталина. И с той, и с другой стороны были цели – ведение боевых действий. Но одно было злом, а другое несло добро. И тогда для нашего понимания становится важно оценить этих понятий с точки зрения Истории и целей всего человечества. И я даже не о войне капитализма и социализма в 1917 году, а о векторе развития всего человечества. Для понимания Второй Мировой войны, нужно ответит на очень важный вопрос «Камо грядеши?». То есть надо определиться с вопросом: «Куда идёшь, человечество, какие твои ценности, что ищешь ты в своём будущем?»

Вот и сейчас, чуть ли не этот же самый вопрос висит в воздухе, разделив довольно-​таки немалую часть всего человечества на осознание очень важного вопроса: где мы и на какой стороне Истина, где и в каком месте стоят важнейшие принципы добра и зла? Нам всем очень важно понять, что, собственно, происходит? И мы опять в своём вечном поиске тех, кто точно знает весь нынешний исторический расклад, того, кто понимает природу этого, ныне происходящего явления – СВО? И когда в нашем ближнем окружении или из людей для нас авторитетных кто-​то сможем буквально в одной фразе сказать на чьей стороне Правда? И это нам надо знать срочно, сегодня, чтобы понять и расставить акценты добра и зла в наше время. А ведь у многих до сих пор ЕЩЁ нет ответа на причины предыдущих событий, таких. как Великая Октябрьская Революция, Перестройка… но в то же время мы хотим понять всю глубину происходящее у нас «прямо перед носом», то есть локального события на полях Украины. И, вопрошая, мы слышим ответ, что идёт «войну за Украину». Но кто ж в это поверит, ибо боевые действия идут уже между Россией и НАТО.

Полагаю, что можно во многом сомневаться, однако существует мнение, что нынешние события – это фрагмент уже более объёмного процесса Истории, – это, дескать, начало заката эпохи «белого человека» и формирования Нового Центра всей цивилизации, которое будет де в Азии. И сейчас пока ещё трудно поверить, но по словам Пророков даже центр России скоро, уже в ХХI веке, будет где-​то в Сибири. В принципе, если так ставить вопрос, то почему нет? Зачем нам нужно окно в Европу, если европейские поля станут разрушенным Вавилоном?

Так что тем, кто пытается понять каким методами побеждается сегодня зло, совет: поймите «кто мы?», «где мы?», «куда мы идём в нынешнее историческое время?» и «что мы все, как коллективное бессознательное, строим?», а плутая и путая одно с другим, мы не можем сказать где зло и где добро, тем более, что мы тогда никогда не сможем определится в оценке своих действий.

В таких серьёзных случаях, когда новое слишком стремительно приближается и с очевидной реальностью становится тем, что мы видим, я не то, чтобы ужасаюсь, но вспоминаю кем-​то сказанное определение, что «революция – это изнасилованная эволюция». Но человек для того и живёт, чтобы развиваться, расти, обретать совершенство. И, если мы долго жили в стабильности, то вечный принцип движения берёт нас за шиворот и кидает в пучины новых событий. Грубо говоря – такой неожиданный и меняющий всё шаг вперёд, туда, где мы с первого раза ничего кроме ужаса не видим, кажется нам революцией. Наша будущность кажется нам крахом, Армагеддоном, и, чтобы выплыть, нам надо оттолкнуться от дна. И я согласен, что революция – это не всегда по ощущениям благо, поэтому, если есть путь без насилия, то лучше и большим благом будет продвижение, хоть и медленное, но щадящее. Это, как в медицине, хирургия нужна тогда, когда терапевт уже бессилен. Поэтому лично я считаю, что Россия в этой СВО пока что действует, как терапевт, но у неё есть и скальпель, есть замечательные хирурги, хотя час радикального решения пока ещё не настал. Но есть и те, кому даже терапия – конец света.

Автор - Калугин

Источник

Друзья, не забудьте поддержать автора лайком, а также подписаться на канал - AFTERSHOCK.