Найти тему

Неудачливый Су-39. Как дозвуковой бронированный штурмовик пытались превратить в многофункциональный самолет

Оглавление
Су-39 на авиасалоне
Су-39 на авиасалоне

В прошлой статье на моем канале я рассказал о Су-25Т – версии легендарного «Грача», заточенной под применение высокоточного вооружения и борьбу с танками.

К сожалению, в самом начале серийного производства завод-изготовитель оказался в другой стране, а именно в Грузии. С учетом сложной политической обстановки в республике говорить о возможностях какой-то дальнейшей кооперации по выпуску боевых самолетов не приходилось. Поэтому производство было решено перенести в Улан-Удэ, где собирались двухместные Су-25УБ. При этом к выпуску планировалась уже модернизированная версия с расширенными возможностями.

3 в 1

Главным нововведением стала установка РЛС «Копье». Поскольку в носовой части места не было совсем, станцию разместили в контейнере, который подвешивался под фюзеляжем.

РЛС «Копье» в подвесном контейнере
РЛС «Копье» в подвесном контейнере

РЛС должна была существенно расширить возможности штурмовика, превратить его в многофункциональный самолет, способный бороться также с воздушными целями и кораблями.

Вы спросите, зачем это надо? Ведь в российских ВВС в то время были самолеты, куда больше подходящие на эти роли. Правильный ответ – экспорт. ОКБ Сухого предполагало заинтересовать небогатые государства, которым очень накладно держать в составе ВВС специализированные истребители, штурмовики и бомбардировщики. Поэтому они зачастую останавливают свой выбор на недорогих многофункциональных самолетах. На это и был расчет.

Гроза кораблей

При помощи РЛС «Копье» самолет получал возможность обнаружения целей днем и ночью, а также в сложных метеоусловиях. Также был доступен режим картографирования местности.

Но главное – это расширение номенклатуры управляемых боеприпасов. Су-39 адаптировали под применение сверхзвуковой корабельной ракеты Х-31А, а также дозвуковой Х-35. Один Су-39 мог нести до четырех ракет обоих типов.

Су-39 с макетом Х-31 (красная, рядом с двигателем)
Су-39 с макетом Х-31 (красная, рядом с двигателем)

Кроме того, самолет мог применять и другую модификацию ракеты Х-31 – противорадиолокационную, которая предназначена для подавления ПВО.

Гроза самолетов

Использование РЛС расширяло и возможности атаки воздушных целей. Базовый Су-25 мог запускать (и то с околонулевой эффективностью) устаревшие Р-60, Су-25Т получил в состав вооружения современные на тот момент Р-73. Оба типа ракет относятся к ближнему радиусу действия и наводятся при помощи инфракрасных головок самонаведения.

Слева направо: Р-73, Р-77, АПУ-8 с ПТУР «Вихрь», Х-29Т и Х-58
Слева направо: Р-73, Р-77, АПУ-8 с ПТУР «Вихрь», Х-29Т и Х-58

Су-39, в свою очередь, должен был применять ещё и Р-27 и Р-77 с радиолокационным наведением и куда большим радиусом действия. Особенно выигрышно было бы использование Р-77 с активной радиолокационной головкой самонаведения, поскольку после запуска самолету не нужно облучать цель своей РЛС и он может уходить с курса и разворачиваться, чтобы обезопасить себя от ответной атаки.

По моему скромному диванному мнению, хоть РЛС и давала возможность работать серьезными ракетами, Су-39 все равно серьезно уступал полноценным истребителям, да хотя бы по маневренным и скоростным характеристикам: все же в основе был дозвуковой бронированный штурмовик, а не легкий маневренный истребитель.

Итог

Всего было изготовлено по разным данным до четырех самолетов, которые возили по выставкам и авиасалонам до середины нулевых. Однако Су-39 так и не заинтересовал ни родные ВВС, ни иностранных заказчиков, поэтому не стал серийным. Информации о том, где сейчас опытные образцы, мне найти не удалось.

Зато самолет увековечен в стендовом моделизме. Одна широко известная компания в свое время выпустила сборную модель Су-39. Именно ее мне лет в 12 подарили на День рождения. В коробке было краткое описание модели, но без интернета найти о ней что-то большее тогда не получилось.

До сегодняшнего дня моделька, к сожалению, не сохранилась, но очень мне нравился.

Коробка от сборной модели Су-39
Коробка от сборной модели Су-39

На этом на сегодня всё. Надеюсь, что вам было интересно. Также советую почитать статью про Су-25Т, если ещё это не сделали. Ставьте пальцы вверх, если материал вам понравился и, конечно, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы.

До встречи!