Найти в Дзене
Евгений Дмитриев

Сатана в Библии: 14 отрезвляющих фактов о дьяволе

Photo by Duncan Sanchez on Unsplash



Он — враг общества номер один во Вселенной, главный противник Бога и его народа и лидер бесчисленных демонических сил. Иисус говорит, что он был убийцей с самого начала, и он вовлечен в тотальную войну против сил добра во Вселенной.

Библия называет его дьяволом, сатаной, лукавым.

Павел говорит Ефесской церкви облачиться во всеоружие Божье, чтобы они могли твердо противостоять его замыслам. Иаков говорит христианам, что если они будут сопротивляться дьяволу, он убежит от них. Петр говорит верующим остерегаться: он всегда на охоте.

У нас есть враг, и если мы собираемся твердо противостоять ему, нам нужно знать, с кем мы имеем дело.

Однако существует множество дьявольского фольклора. Бывает трудно отличить традиции от того, что Библия на самом деле говорит о сатане.

Итак, давайте взглянем на некоторые библейские факты о сатане в Библии.

Краткое замечание о мировоззрении

Библия была написана тысячелетия назад людьми с гораздо более сверхъестественным мировоззрением, чем у нас сегодня. Чтобы по-настоящему понять, что Библия говорит о сатане и духовной войне, нам нужно понять точку зрения ее авторов и читателей.

1. «Сатана» означает «противник».

«Сатана» — это транслитерация еврейского слова, которое означает «противник» или «противница». Слово сатана используется в Ветхом Завете несколько раз, часто по отношению к любому, кто блокирует или бросает вызов кому-то другому. Например:

Ангел Господень выступает против Валаама (Числа 21:22–32).

Двое кровожадных воинов Давида, Иоав и Авесса, усложняют жизнь царю (2 Царств 19:22).

Соломон сталкивается с политическими противниками после того, как он отворачивается от Бога (1 Царств 11:14–25).

В каждом из этих эпизодов еврейская Библия называет эти фигуры сатаной, потому что они действуют как противники.

Итак, как дьявол получил имя «Сатана»?

На протяжении веков, прошедших между Малахией и Иисусом, еврейские авторы начали использовать этот ярлык как имя самого большого противника из всех: божественного существа, которое восстало против Бога в Эдемском саду, соблазнив Адама и Еву съесть запретный плод.

В «Невидимом царстве» доктор Майкл С. Хейзер говорит: «Темная фигура из книги Бытия 3 в конечном счете стала восприниматься как «мать всех противников», и поэтому к нему приклеился ярлык сатаны. Он этого заслуживает «.

Невидимое царство: восстановление сверхъестественного мировоззрения Библии

2. Гордыня подпитывала историю происхождения дьявола.

Возможно, последнее место, где вы стали бы искать информацию о сатане, — это список пастырских качеств. И все же, когда апостол Павел излагает качества, которых он ожидает от руководителей церкви, он конкретно упоминает дьявола.

Апостол предупреждает Тимофея, что любой старейшина «не должен быть недавно обращенным, иначе он может стать тщеславным и попасть под тот же суд, что и дьявол» (1 Тимофею 3:6).

Библия не дает нам особых подробностей, когда речь заходит о восстании сатаны против Бога. Но в отрывках, которые, кажется, затрагивают грехопадение дьявола, гордыня является преобладающей темой.

Подсказка: предсказание Иезекииля против князя Тирского

В Ветхом Завете пророк Иезекииль обращается к оракулу против правителя Тира, человека, достаточно высокомерного, чтобы утверждать, что он сам бог (28:2). Бог планирует низвести этого принца на ступень ниже.

Но в то время как Иезекииль проповедует против этого правителя, он, кажется, делает несколько намеков на аналогичную историю космического масштаба. На самом деле, пророк говорит несколько вещей, которые указывают на весь путь назад, в Эдемский сад:

«Ты был печатью совершенства, исполненный мудрости и совершенный в красоте. Ты был в Эдеме, саду Божьем […] ты был помазан как херувим-хранитель, ибо так Я предназначил тебя. Ты был на святой горе Божьей; ты ходил среди раскаленных камней» (28:12-14).

Позже в «оракуле» Иезекииль говорит нам, что у этого существа была проблема гордости, подобная проблеме принца Тирского: «Твое сердце возгордилось из-за твоей красоты, и ты извратил свою мудрость из-за твоего великолепия» (28:17).

Это существо наказано: его изгоняют из Эдема в новую область: землю и подземный мир.

Подсказка: притча Исайи о царе Вавилонском

Пророк Исайя сравнивает высокомерного царя Вавилона с особо амбициозным божественным существом, которое «упало с небес» (Исайя 14:12).

Этот персонаж в какой-то момент сказал себе: «Я вознесусь на небеса; я вознесу свой престол выше звезд Божьих; я воссяду на троне на горе собрания, на краю севера. Я вознесусь выше вершин облаков; Я сделаю себя подобным Всевышнему» (14:13-14).

Хейзер отмечает, что этот отрывок читается как «попытка переворота в божественном совете. […] Он хотел быть «подобным Всевышнему» (Элион). Но это может быть только один из них.»

3. Владения сатаны — это земля и Преисподняя.

В третьей главе книги Бытия змей убеждает Адама и Еву съесть запретный плод, изгоняя их из Эдема и предрешая их гибель.

Но, хотя Адам и Ева наказаны, сатана получает самое жестокое проклятие от Бога, против которого он восстал.

Господь говорит ему: «Проклят ты превыше всего скота и всех диких зверей! Ты будешь ползать на животе твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Бытие 3:14).

Что означает это проклятие для сатаны?

Змей был проклят, чтобы ползать на брюхе. Это поразительно похоже на судьбу нашего злодея из Иезекииля 28 и Исайи 14, который повержен на землю Иезекииль 28:8, Исайя 14:11–12,15.

Но это хуже, чем просто быть сбитым с ног. Пророки говорят, что этот мятежник был сброшен , по словам Хейзера, может относиться буквально к грязи и метафорически к подземному миру.

Хейзер продолжает объяснять судьбу змея: «Проклятие также заставило его ‘есть грязь’, что явно является метафорической ссылкой, поскольку змеи на самом деле не едят грязь в качестве пищи для питания. Это не входит в ‘натуральную змеиную диету’. Смысл проклятия в том, что нахаш [еврейское слово, переведенное в нашей Библии как «змей»], который хотел быть ‘самым высоким’, вместо этого станет «самым низким» — будет изгнан от Бога и совета на землю и даже под землю. В подземном мире нахаш находится даже ниже зверей полевых. Он скрыт от посторонних глаз и от жизни в Божьем мире. Его владения — смерть».

4. Сатана правит народами земли.

Автор 1 Иоанна утверждает, что «весь мир находится под контролем лукавого» (5:19), а другие отрывки Нового Завета конкретно указывают на контроль дьявола над народами мира.

Например, обратите внимание на последнее предложение сатаны, когда он искушает Иисуса в пустыне:

И снова дьявол отвел его на очень высокую гору и показал ему все царства мира и их великолепие. «Все это Я дам тебе», — сказал он… (От Матфея 4:8-9).

Здесь нет никаких указаний на то, что сатана блефовал. Фактически, в Евангелии от Иоанна Иисус называет его «князем мира сего» (Иоанна 12:31; 14:30; 16:11).

Когда сатана получил столько власти?

Хейзер предполагает, что сатана накопил эту силу за время между инцидентом с Вавилонской башней и служением Иисуса:

«Как первоначальный мятежник, нахаш [еврейское слово, обозначающее «змей»] из Бытия 3 (ср. Откр. 12:9) ко времени Нового Завета достиг статуса ведущей оппозиции Яхве. Это было частью логики приписывания ему термина saṭan в качестве собственного личного имени. Вспомните также, что нахаш был низвергнут в ерет, термин, который относился не только к «земле», но и к царству мертвых, Шеолу.

«Первоначальный мятежник’, чьими владениями стали земля /Шеол, нахаш / Сатана, воспринимался Вторым Храмом и новозаветной теологией как главный авторитет над всеми другими мятежниками и их владениями».

5. Сатана командует своим собственным сонмом демонов.

Ко времени служения Иисуса сатана не только достиг власти над всеми народами земли, но и приобрел последователей демонов.

Евреи времен Иисуса верили, что сатана был правителем демонов. Фактически, некоторые даже утверждали, что только силой сатаны Иисус мог изгонять демонов так, как он это делал.

Но Иисус говорит, что это не так: «Как сатана может изгнать сатану? Если царство разделилось само в себе, это царство не устоит. Если дом разделился сам в себе, этот дом не устоит. И если сатана противостоит сам себе и разделяется, он не может устоять» (Марка 3:23–26).

Освобождение людей от влияния этих демонов было важной частью земного служения Христа — что имеет смысл, поскольку Иисус пришел в мир, чтобы разрушить работу дьявола (1 Иоанна 3:8).

6. Библия не говорит, что он управляет ВСЕМИ демонами.

Священное Писание не дает нам четкой картины божественной иерархии, доброй или злой. Итак, хотя мы можем предположить, что сатана является самым видным из противников Бога, мы не должны обязательно предполагать, что все божественные противники Бога находятся под контролем сатаны.

Вот как об этом говорит Хейзер: «Ясно, что сатана является лидером, по крайней мере, некоторых сил тьмы. Как первоначальный мятежник, он, вероятно, занимал первое (или худшее) место в качестве примера в умах древних читателей. Тот факт, что именно он противостоял Иисусу в пустыне […] и предложил Иисусу царства мира, говорит о многом. Отсутствие четко очерченной иерархии оставляет возможность того, что в невидимом мире существуют конкурирующие планы, даже там, где существует общая цель противостояния Яхве и его народу.»

7. Дьявол пытался заключить по крайней мере одну сделку.

Заключение сделок с дьяволом — распространенный мотив повествования. И хотя в Библии ничего не говорится о скрипках, сделанных из золота, Писание рассказывает нам по крайней мере об одной сделке, которую пытался заключить сатана.

Ранее в этом списке мы рассмотрели попытки сатаны искушать Иисуса. Сатана предложил Иисусу все царства мира.

Но была загвоздка: Иисусу пришлось бы склониться и поклоняться дьяволу.

К счастью для нас, Сын Божий не будет продан таким образом. Иисус говорит искусителю: «Отойди от меня, сатана! Ибо написано: ‘Господу Богу твоему поклоняйся и ему одному служи’» (От Матфея 4:10).

Почему отказ Иисуса торговаться важен?

Хейзер объясняет, что предложение сатаны было хитроумной попыткой заставить Иисуса заплатить за то, что сатана украл. «Если бы Иисус уступил, это было бы признанием того, что для овладения народами требовалось разрешение сатаны. Это было не так. Сатана присвоил себе власть и владение чем-то, что, в конечном счете, принадлежало не ему, а Богу. Послание, стоящее за ответом Иисуса, ясно: Яхве вернет народы обратно своими собственными средствами в свое время. Ему не нужно, чтобы они отдавались по дешевке. Иисус был верен своему Отцу. Поскольку возвращение народов было связано со спасением и искуплением от последствий грехопадения в Эдеме, принятие предложения сатаны подорвало бы необходимость искупления на кресте.»

8. Сатана находится в обороне

От Эдемского сада до времен Иисуса сатана продолжал накапливать власть. Как мы видели ранее, он стал достаточно могущественным, чтобы требовать, чтобы Иисус поклонялся ему в обмен на народы, которые Иисус пришел искупить.

Но после того, как Иисус устоял перед его искушениями, правила игры изменились.

Во всех трех синоптических Евангелиях Иисус после испытания в пустыне совершает три поступка:

Он провозглашает, что Царство Божье близко.

Он начинает выбирать своих учеников.

Он начинает изгонять бесов.

Позже Петр, как известно, признает, что Иисус — Мессия, Сын Божий (От Матфея 16:16). Иисус отвечает: «Я говорю тебе, что ты — Петр, и на этой скале Я построю Мою церковь, и врата Ада не одолеют ее» (16:18).

Это драматическое утверждение Иисуса грядущей победы над дьяволом.

Формулируем это так: «Ворота — это оборонительные сооружения, а не наступательное оружие. Царство Божье — агрессор. […] Нападению подвергаются врата ада — и они не устоят перед Церковью.

Апостол Павел еще более прямолинеен: «Бог мира скоро сокрушит сатану под вашими ногами» (Римлянам 16:20).

9. Сатана — лжец по натуре.

Иисус говорит нам, что ложь — вторая натура дьявола. Он также не приукрашивает это:

«Он был убийцей с самого начала, не придерживаясь истины, ибо в нем нет истины. Когда он лжет, он говорит на своем родном языке, потому что он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44).

Апостолы говорят нам, что наш враг тоже великий обманщик. Когда член ранней церкви Анания делает сомнительное пожертвование, Петр спрашивает: «Как получилось, что сатана настолько заполнил твое сердце, что ты солгал Святому Духу […]?» (Деяния 5:3). А Павел позже рассказывает Коринфской церкви, что змей обманул Еву хитрой ложью (2-е Коринфянам 11:3), и продолжает говорить, что сам сатана маскируется под ангела света (11:14).

Но коварство сатаны не ограничивается сатаной. И его последователи также не ограничиваются невидимым царством.

К сожалению, есть и другие, находящиеся под влиянием сатаны.

10. У сатаны есть духовные дети, точно так же, как и у Бога.

Новый Завет часто называет Бога нашим Отцом, а верующих — «детьми Божьими». Очевидно, что это духовное утверждение, а не биологическое. Мы являемся частью духовной семьи Бога. Мы живем под крышей Бога, соблюдаем его правила и наслаждаемся преимуществами принадлежать ему.

Однако Бог — не единственный духовный отец, о котором говорится в Библии. У сатаны тоже есть дети.

Это неоднократно упоминается в Новом Завете:

В том же отрывке, где Иисус называет сатану отцом лжи, он говорит евреям, которые хотят его убить: «Вы принадлежите вашему отцу, дьяволу, и вы хотите исполнять желания вашего отца» (Иоанна 8:44).

Когда ученики просят Иисуса объяснить его притчу о пшенице и плевелах, Иисус говорит им, что доброе семя представляет сынов его царства, в то время как плевелы представляют сынов лукавого (Матфея 13:36–40).

Новообращенный апостол Павел говорит колдуну: «Ты — дитя дьявола и враг всего, что правильно! Вы полны всякого рода обмана» (Деяния 13:10).

И в своем первом послании Иоанн говорит, что дети дьявола очевидны из-за их греховного поведения и отсутствия у них любви к своим братьям и сестрам (1 Иоанна 3:10).

Как и большинство вещей, связанных с сатаной, эта концепция восходит прямо к Книге Бытия.

Когда Бог проклял змея, он посеял вражду не только между дьяволом и женщиной, но и между обоими их потомками.

В некотором смысле это пророчество частично исполняется в самой следующей главе книги Бытия, в истории Каина и Авеля. Один брат был праведником, а другой — убийцей. Иоанн даже использует их в качестве примера различий между детьми Божьими и детьми дьявола — он заходит так далеко, что говорит, что Каин был «от лукавого» (1 Иоанна 3:11).

11. Сатана повлиял на Иуду Искариота.

Иоанн говорит нам, что дьявол побуждал Иуду Искариота предать Иисуса перед ночью Тайной вечери (Иоанна 13:2). И Иоанн, и Лука говорят, что дьявол вошел в Иуду в ту ночь, когда он предал своего Господа (Иоанна 13:27; Луки 22:3).

Библия не раскрывает нам механику того, что здесь произошло. Но важно отметить, что в этом случае сатана счел необходимым лично участвовать в том, чтобы убедиться, что Иисус умер.

Однако, если бы сатана мог сделать это снова, он, вероятно, не стал бы так поступать. Смерть Иисуса не была победой, как думал сатана.

12. Сила смерти сатаны сломлена.

Оказывается, смерть Иисуса разрушила по крайней мере часть смертоносной силы сатаны. Автор Послания к Евреям объясняет это так:

«Поскольку дети имеют плоть и кровь, он тоже разделил их человечность, чтобы своей смертью он мог сломить власть того, кто обладает властью смерти, то есть дьявола — 15 и освободить тех, кто всю свою жизнь находился в рабстве из—за страха смерти» (Евр. 2:14–15).

Сила смерти ослабевает. Павел утверждает, что смерть будет «поглощена победой» (1-е Коринфянам 15:54). И в книге Откровения Христос провозглашает: «Я был мертв, а теперь смотрите, я жив во веки веков! И у меня в руках ключи от смерти и Ада» (Откровение 1:18).

13. Разногласия дают сатане преимущество.

Хотя власть сатаны сломлена, он еще не бессилен. Фактически, некоторые отрывки из Нового Завета говорят нам, что у дьявола есть определенные способы получить тактическое преимущество перед нами.

Апостол Павел указывает, что гнев, непрощение и обида между христианами придают сатане особое преимущество.

В Священных Писаниях у нас есть несколько примеров этого:

Павел призывает церковь в Коринфе простить и успокоить любого раскаявшегося верующего, который, возможно, причинил горе остальной церкви. Апостол призывает церковь сделать так, чтобы такой человек чувствовал себя желанным гостем и любимым. Почему? Потому что Павел особенно не хочет, чтобы сатана перехитрил их (2-е Коринфянам 2:11).

Павел говорит супружеским парам не обделять друг друга в сексуальном плане, иначе сатана воспользуется отсутствием самоконтроля у обездоленного супруга (1 Коринфянам 7:5).

Павел говорит ефесянам не позволять солнцу заходить из-за их гнева, чтобы не дать дьяволу опоры (Ефесянам 4:26–27).

Сатане можно (и нужно) противостоять, и нам нужно быть бдительными, чтобы не давать ему никаких возможностей одержать верх над нами (Иакова 4:7; 1 Петра 5:8-9).

14. Поражение сатаны несомненно и неизбежно.

Даже если наш противник может получить тактическое преимущество здесь и там, его судьба предрешена.

Иоанн Богослов видит окончательный конец сатаны, дьявола, древнего змея:

«И дьявол, который обманул их, был брошен в озеро горящей серы, куда были брошены зверь и лжепророк. Они будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10).

Библия не говорит нам точно, когда это произойдет. Но мы можем верить, что война будет выиграна. Сатана будет побежден, и Бог в конечном счете будет управлять Вселенной.

Заключение

Сатана в Библии — главный враг Бога, и, следовательно, наш главный враг. Через смерть и воскресение Христа его власть сломлена, а его судьба предрешена, но нам все равно нужно быть бдительными, чтобы не дать Ему преимущества в том, чтобы сбить нас с пути истинного.