Образ некоторых казахстанских селебрити стал меняться с 2022 года.
Певицы и блогерши, инстаграмм-модели, а также представительницы бьюти-индустрии, имеющие обширную аудиторию и сферу влияния на молодое поколение, внезапно стали пропагандировать религиозный образ жизни и облачились в хиджабы. Откровенные фотографии и далекое от канонов Ислама прошлое девушки старательно вычищают с просторов интернета.
Некоторые удаляют даже рекламные посты, другие встраивают сотрудничество со знаменитыми брендами одежды и косметики в свой новый облик, продолжая появляться пусть и в длинных, но часто слишком облегающих нарядах и ярком макияже.
Девушки называют свое решение продуманным и не быстрым. Однако, никто из них не спешит отказываться от публичности, которая явно приносит средства. Тем временем общественность гадает: есть ли у всех этих перемен общая причина, или это просто влияние моды и желание девушек найти богатого жениха, нацепив маску благообразности? Чтоб разобраться в корнях явления, Orda.kz подготовила серию материалов. И начнём мы с истории и политики.
Из истории глав не выкинешь
Ювелирный дизайнер Ильяс Сулейманов, философ и историк имеет свою точку зрения на происходящее и считает, что отсутствие точной статистики не позволяет утверждать, что количество блогерш, которые облачились с хиджабы, увеличивается.
“Да, идет возвращение к своим корням. Насчет арабизации, если из 20 миллионов населения две тысячи этим занимаются, то это одна десятая процента и это вообще не стоит того, чтоб это обсуждать“.
Историк говорит, что там, где имеет место быть высвобождение своей культуры, термин “архаизация“ неуместен и некорректен.
“Я думаю это очевидно. Все свои главные награды я получил за разработку стиля этномодерн. А это синтез наших древних традиций и дизайнерских трендов. Сейчас этот стиль всё больше набирает популярность”.
Впрочем, совсем сбрасывать со счетов феномен моды, по его словам, тоже не стоит. Он отметил, что сейчас возвращается стиль 60-х, и многие женщины в мире носят платки именно по этой причине.
Так каким же был казахский Ислам?
Сулейманов рассказывает, что окончательно Ислам утвердился в конце 19 века, о чём есть многочисленные свидетельства, в частности Чокана Валиханова.
“Утверждение Ислама было только благодаря миссионерам, которых прислал на территорию Казахстана Султан Бейбарс. Это известный мамлюкский правитель, этнический кипчак, прославившийся своими победами над крестоносцами, монголами Кетбуки и хана Хулагу".
Он отмечает, что становление Ислама на степных просторах Казахстана было долгим – потребовалось более тысячи лет. При этом классический степной вид ношения платка, историк иллюстрирует так:
Религиозную окраску головной убор женщины получил позже, благодаря исламским правоведам, которые определяли нормативы поведения человека в обществе, руководствуясь тремя аятами из различных глав Корана (33:53, 59; 24:30-31).
“Причиной того, что мусульманки покрыли головы, стали богословы, которые определили волосы женщин, как – аурат (срамное место). А что говорит Коран именно о головном уборе женщины и каким образом ей скрывать свои волосы? Ничего не говорит!”
Рассуждая в целом о явлении арабизации, Садвокасова считает это шагом назад.
“Наши прабабушки были более свободны, а Ислам в степи имел другие формы по сравнению, например, с Узбекистаном. И по Конституции наше государство является светским. А те, кто нахватали по верхам религиозных знаний и пытаются учить – раздражают. Пусть расскажут эти блогерши об Исламе, об его зарождении, канонах и атрибутах, не заглядывая в гугл. Уверена, что они не смогут. Да и в целом, все эти новоявленные служители... Вчера он был партийным работником, сегодня – переобулся. Как можно говорить о принципиальности и порядочности?!”