Найти тему

Путь к Богу: Левкиева пустынь. Исчезнувшая святыня.

изображение из открытых источников интернет
изображение из открытых источников интернет

В детстве, когда я жила у бабушки на летних каникулах, после долгого летнего дня проваливаясь в сон, иногда прислушивалась к разговорам, которые вели мои родные. Это были и перечисление имён дальних родственников и их биографии, какие-то деревенские новости, разговоры о ближайших деревнях и урожае... Иногда звучало странное, почти загадочное слово - Лефтево. Я знала, что где-то рядом есть такая маленькая деревушка, куда я вряд ли когда-нибудь попаду.

Каково же было моё удивление, когда году так в 1998 я увидела табличку с обозначением направления - Левкиево. Не Лефтево!

-2

Да, я уже была взрослой, но изменение названия деревни было сродни изменению названия нашей речки: всю жизнь была Мутня, стала Омутня...

С момента покупки в нашем селе собственной усадьбы я в тайне мечтала доехать до Левкиево. Посмотреть, что там. Кроме того память о детских прослушанных сквозь сон разговорах твердила, что ИСТОРИЯ там НАСТОЯЩАЯ...

Только в это лето, которое практически всё прошло в Москве, движимый чувством вины за оставление меня в квартирном ремонте, муж сам согласился отвезти меня в соседнюю деревню, объясняя, что там сейчас ничего кроме дачных участков и старого кладбища нет. И мы поехали.

-3

Левый поворот в конце посада из нашего села и уже дорога какая-то другая. Не широкая. Абсолютно пустая. С деревьями, которые стремятся соединить свои кроны над дорогой. Странно, но несмотря на то, что муж знает дорогу, мы едем по навигатору, поскольку боимся пропустить поворот на старое кладбище. Зря боялись. Нас встречает указатель.

-4
Изображение из открытых источников интернет
Изображение из открытых источников интернет

Ещё пару минут - и мы доехали до старого кладбища.

-6

Но прежде чем рассказывать о том, что я увидела, все-таки нужен рассказ о Левкиевой пустыни, о том святом месте в котором мы оказались.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Левкиев-Успенский на Волоке мужской монастырь воистину был одной из старейших обителей на западе Подмосковья. Успенская пустынь была основана около 1476 года преподобным Левкием, постриженником Пафнутиева монастыря, сопостником преподобного Иосифа Волоцкого. Он располагался недалеко от Волоколамска, в 32 верстах к юго-западу от города при реке Рузе и в 2 верстах от Середы-Стратилатской ( Юрьевской).

Фото из открытых источников интернет
Фото из открытых источников интернет

Предполагают, что преподобному Левкию было при основании пустыни 62 года. Устроив обитель, он прославился среди окрестного населения подвигами иноческой жизни. Святой подвижник скончался в глубокой старости (по преданию — 17 июля) в конце ХV в. Он был погребён в основанной им пустыни.

Большое участие в основании обители принимал Волоколамский князь Борис Васильевич (1449–1494), сын великого князя Василия II Васильевича Тёмного. Монастырь пользовался его особенным расположением, и, нет сомнения, что его недвижимые имения, то есть вотчины и пустоши, исчисляемые подробно в жалованных грамотах XV и XVI столетий, были пожалованы от щедрот упомянутого князя по личному благоволению его к благочестивому первоначальнику обители преподобному Левкию.

Сыновья князя Бориса также немало жаловали Левкиев монастырь. Князь Иван Борисович по своей духовной в 1504 г. передал монастырю 10 руб., а также «кобыл и жеребят». А князь Фёдор Борисович Волоколамский не забыл этот монастырь в своем завещании. XVI столетие можно назвать самой цветущей эпохой в истории Левкиевой пустыни. В 16 и 17 вв цари Иван IV и Михаил Фёдорович Романов подтверждали право обители на владение закреплёнными за ней сёлами и деревнями.

Юзеф Брандт. Гусары Речи Посполитой.
Юзеф Брандт. Гусары Речи Посполитой.

Смутное время нарушило спокойную жизнь обители. При отступлении осенью 1612 г. от Волоколамска войск польского короля Левкиев Успенский монастырь был разграблен и практически уничтожен пожаром. Монастырь восстановили, но с этого момента обитель постепенно приходила в упадок. Этому процессу способствовал и произвол местной власти. Воевода самовольно въезжал в монастырские деревни, грабил их и накладывал на крестьян непосильные налоги. Известно, что в 1676 г. Левкиев монастырь уже имел всего 39 крестьянских дворов, да и сам монастырь вместе со всеми своими постройками обветшал. Потом монастырь приписали к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. Это позволило продлить ему жизнь.

В 1764 г. проводилась секуляризация церковных земель. Левкиев Успенский мужской монастырь подлежал упразднению, как и многие «не самостоятельные» обители, т. е. приписанные к какому-либо большому монастырю. С 1764 г. на месте Левкиева монастыря появилось село Левкиево, где образовался приход, а Успенский собор стал приходским.

Успенский собор Левкиевой обители. Фото из открытых источников интернет
Успенский собор Левкиевой обители. Фото из открытых источников интернет

Прихожанам удалось долгое время сохранять многие древние иконы. Священник приходской Успенской церкви бывшего Левкиева монастыря Иоанн Покровский в 1887 г. сообщил: "В иконостасе почти все иконы старинного русского письма, есть такие, которые, вероятно, собирались с основания церкви. Некоторые из них значатся в старинной описи, помещенной в описание Левкиевой пустыни..." В том же году при храме была открыта школа на 40 учеников.

Церковно-приходская школа в конце 19 в. Фото взято в иллюстративных целях
Церковно-приходская школа в конце 19 в. Фото взято в иллюстративных целях

После революционных событий 1917 г. жизнь в селе Левкиево стала постепенно меняться. Школу, бывшую церковную сторожку, превратили в клуб. Бывшие монастырские церкви были закрыты после антиколокольной кампании в 1930-е гг. После войны, в 1951 г. Успенский храм бывшего Левкиева монастыря был взорван. Предполагалось использовать церковные кирпичи для строительства скотного двора в деревне Житонино. Кирпич оказался непригодным, а вот человека, который взорвал храм, по воспоминаниям местных жителей, парализовало. Чтимая надгробная икона преподобного Левкия после разграбления храма верующими была сохранена, а затем передана в незакрывавшийся Сретенский храм села Пески, где находится и до настоящего времени и почитается как чудотворная...

Я стою и оглядываюсь вокруг. Тишина необыкновенная.

-12

Оглядываясь на мужа, я иду искать то, о чём пишут сайты - остатки бывшего мужского Левкиево-Успенского монастыря. Оказывается, что это совсем не сложно.

-13

То совсем старый столбик-памятник выглядывает из травы.

-14

То странные железки, вросшие в старую иву.

-15

А прокошенная дорога ведёт дальше, в западную часть кладбища, у которой нет ограждения.

-16

А потом под ноги начинают попадаться булыжники, а позже под ногами проглядывает мощёная дорожка.

-17

Она почти исчезла, но всё равно очень хорошо ощущается под ногами. Именно она привела и старому кресту.

-18

На нём почти не видна надпись. И кто-то из добрых побуждений привязал его к могильному камню 19 в. Пытаюсь прочесть надпись.

-19

"На сем месте покоятся мощи преподобного Левкия Юрьевского..."

Могила преподобного Левкия условна. Его мощи были похоронены внутри взорванного Успенского собора и на сегодняшний день утрачены. А крест... крест поставлен кем-то из местных давным-давно, говорят, что сразу после Великой Отечественной войны. Мощи преподобного всё ещё почивают в неизвестности под руинами храма.

На окраине сельского кладбища, среди деревьев можно увидеть установленный поклонный крест, который окружают большие белокаменные блоки и кирпичные россыпи, выдающие очертание контура стен утраченного храма. Среди обломков есть и фрагменты каменных надгробий, и осколки метлахской полихромной плитки, которой были настланы полы в ХIХ в. Памятный поклонный крест у фундамента Успенского храма был установлен и освящён 20 авг. 2011 г.

На самом краю большой поляны перед сельским кладбищем стоит старое дерево.

-21

Эту иву называют деревом преподобного Левкия. Ну... наверное всё возможно.

А мы тем временем уходим в сторону оврага, где , как говорят, была вырыта первая пещерка Левкиевой пустыни, и где сегодня сделан навес над источником святого Левкия.

Источник-колодец освящён. Отказаться от удовольствия попить чистую родниковую воду, когда на улице почти +30, было просто не возможно. Вода холодная, но вопреки ожиданию, зубы не ломят от резкого охлаждения. Да и на вкус вода сладкая. А может только кажется?

Заглядываю с края настила в овражек. Высоко!

-23

А родник пробивается и внизу, под навесом и журча убегает в сторону недалёкой уже Омутни.

-24

Тишина и пение птиц, запахи леса и нагретой солнцем травы, жужжание пчёл на луговых цветах и тихое журчание ручейка... Нападает какое-то странное состояние благости, правильности того, что мы сейчас здесь, в этом намоленном, но разграбленном нелюдями месте. Уезжать не очень хочется. От перекрёстка я иду пешком, а машина медленно едет сзади.

-25

Вот заброшенный пруд, а там впереди чудо. Ворота в чью-то усадьбу.

-26

Хозяину усадьбы - респект и уважение!

До дома всего две версты. 40 минут пешего ходя. И красота вокруг, которая словно напиталась тишиной Левкиевой пустыни.

-27

В этом году обитель праздновала бы свое 547-летие со дня основания. К сожалению, этому сбыться не суждено. А Левкиева пустынь пока так и остаётся исчезнувшей святыней Подмосковья.

Игумен Серафим (Голованов). Исчезнувшая святыня: Левкиева пустынь за 2016 год № 4

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/11/27/uspensko-levkiev-monastyr-zhemchuzhina-shakhovskogo-kraya