Как практикующему хирургу необходимы знания анатомии, так художнику, будь он живописец, скульптор или татуировщик, необходимы знание рисунка. Если первое утверждение ни у кого не вызывает ни единого сомнения, то во втором случае находятся те, кто желает заниматься татуировкой, миновав умение оперировать тоном, цветом, формой. Они считают, что такая дисциплина, как «Рисунок для тату-мастеров» им не нужна.
Благодаря доступности информации и возможности приобрести качественное тату-оборудование, сегодня основная масса мастеров в техническом плане исполнения татуировок достигла определенного уровня. Однако, на фоне этой массы весьма выигрышно смотрятся те мастера, которые имеют сильные художественные навыки и свой уникальный почерк.
Если татуировщик имеет желание не просто делать татуировки по картинкам из интернета, а быть тату-художником (создавать свои дизайны, работать с идеями клиента, формировать собственное видение композиции), то прогрессировать в умении рисовать он должен в такой же степени, как и в умении красить кожу. А это значит, что рисунок для тату-мастеров является предметом необходимым к изучению. Также татуировщику необходимы знания, как базовые, без которых практически невозможно даже скопировать рисунок, так и узконаправленные, где речь идет о формировании индивидуального стиля и узнаваемости.
Ярким подтверждением вышесказанному является один из самых узнаваемых тату-мастеров Москвы – Алексей Трунов, работающий под псевдонимом Sicko Black, он уже делился с нами рассуждениями на предмет, каковы реалии профессии татуировщика. У него за плечами более 14 лет опыта в татуировке, он неоднократный участник и победитель международных тату-конвенций, судья тату-фестивалей, а так же педагог, создавший авторскую методику преподавания рисунка именно для тату-мастеров.
«Когда-то я делал татуировки, которые очень нравились моим друзьям: им нравилось, мне нравилось – все было здорово, пока я не познакомился с профессиональными педагогами, у которых начал частным образом брать уроки. На тот момент мои знания в изобразительном искусстве ограничивались лишь татуировкой. Мне в буквальном смысле открылись новые горизонты, для освоения которых потребовалось потратить годы работы, но это был поистине великолепный опыт, благодаря которому я и умею делать то, чем занимаюсь сейчас».
«Когда новичку говорят, что придется изрядно потрудится, а прогресс будет не быстрым, то в это не хочется верить, учитывая современный темп жизни, где все надо сделать уже вчера. Но необходимые навыки невозможно усвоить, имея лишь одно желание. Приходится жертвовать многим ради возможности стать лучше. Но это чертовски интересно, если тебе действительно нравится, то чем ты занимаешься и ты всецело увлечен этим, практически до одержимости».
Несколько лет занятий, при подготовке к поступлению, затем несколько лет в МХПА имени Строганова на кафедре Монументально-Декоративной Живописи… Как вы думаете, зачем надо было тратить столько времени на дисциплины лишь смежно связанные с татуировкой?
«Помимо формирования навыков рисунка, мне всегда было интересно как художники учатся и развиваются, какие факторы влияют на процесс развития, а главное – как весь этот опыт можно адаптировать для занятия татуировкой?»
Вы работаете под девизом «Нет цвета внутри», что это за концепция?
«Специфика работы с цветом в татуировке отличается от любых других техник. Цветные татуировки максимально яркие лишь после сессии, а потом начинается процесс жизни татуировки во времени. Я не говорю, что цветные татуировки плохие или они не имеют место быть. Разговор о том, что есть глобальная разница между свежей работой, и работой которая успела пожить какое-то время».
«Черный же цвет – более стабильный и более лаконичный. На данный момент я стремлюсь к тому, чтобы только с его помощью воплощать любые задумки: как свои собственные, так и идеи своих клиентов. Нет цвета внутри – это когда, его в прямом смысле нет внутри! Наверное, закончился весь, так как я не вижу его применения в своей работе. Однако, я получаю поистине эстетическое наслаждение, созерцая цвет в работах других мастеров, не только в татуировке, но и в живописи, в цифре и вообще в искусстве».
Почему рисунок для тату-мастеров – это необходимость, даже для тех, кто занимается исключительно тату-копированием?
«Если качество работ устраивает мастера и его клиентов, то рисование для татуировщика совсем не является необходимостью. Но когда мастер видит, что можно сделать лучше, особенно при сравнении своей работы с работой более опытного коллеги. Вот в этом случае и возникает необходимость учиться рисовать!»
«Умение рисовать нужно не только для тех, кто рисует исключительно свое собственное. Рисунок для тату-мастеров крайне полезно и для тех, кто делает копии по фотографиям или же работает в формате устоявшихся стилей. Есть базовые понятия о форме, тоне, освещении, анатомии, композиции, которые необходимо изучать и применять. Есть методики освоения этих навыков. А рисование – отличная практика для совершенствования. Рано или поздно все равно все это придется осваивать, на то они и базовые знания».
Как быть с клиентом, который приходит и просит тигра? Это классический тату-сюжет, без него не обойтись! Как из банального сделать что-то интересное?
«Очень странно, когда ты листаешь портфолио разных мастеров и видишь одного и того же тигра. У кого-то он накрашен чуть-лучше, у кого-то чуть-хуже. Не так сложно изменить стандартный образ. Но, как правило, этого не делают, либо из-за неумения, либо из-за нежелания».
«В принципе, если мастер не предпринимает попыток из обычной идеи клиента сделать что-то интересное – это нормальная рабочая стратегия. Это коммерческая работа, где преследуются иные цели, нежели преследуют художники».
«Если обратиться к западной терминологии, то существуют два понятия: tattooer и tattoo-artist – это два разных демона. В первом случае ты технарь и делаешь то, что хочет от тебя клиент. Часто нужны мастера, которые накрасят качественно картинки из интернета – это тоже надо уметь делать и требует определенного мастерства, опыта и сил. Как технических так и моральных. Во втором случае, ты художник, реализующий свой собственный стиль и свои собственные проекты».
«Когда твое портфолио наполнено рисунками и татуировками в твоем персональном стиле, то вряд ли к тебе придет клиент с фотографией тигра из интернета и попросит скопировать его один в один».
Можно ли быть профессионалом во всех стилях татуировки или необходима специализация?
«Если ты работаешь в коммерческой студии, то вполне можно быть профессионалом и во всех стилях, но в каждом совсем по чуть-чуть. К тебе приходят клиенты, ты им делаешь все что они хотят – это главная твоя задача».
«Что же касается персонального стиля, то он сам по себе не появляется, а формируется в ходе естественного развития. Так или иначе, найдет выход то, кем ты сам являешься в этой жизни. Чем больше работаешь, чем больше получаешь опыта, тем быстрее придет понимание в какую сторону развиваться. Иногда хорошо помогают педагоги и наставники, старшие и более опытные коллеги. Взаимодействие с такими людьми очень здорово помогает художнику формироваться».
«Есть еще один путь – стиль можно украсть, как полностью так и фрагментарно. Это весьма частое явление. Кто-то придумал что-то оригинальное, а затем началось растаскивание по кусочкам. Мастера, которые работают с уважением к труду своих коллег, так поступать никогда не станут. Очевидно, что тот кто идет по этому пути, делает только хуже. И самому себе, и своим клиентам. Явление это достаточно частое, я на него не особо обращаю внимание».
«Все хотят получить результат максимально быстро: хотят быстро научиться рисовать, хотят быстро научиться татуировать, все ищут волшебную машинку, самый лучший мастер-класс, секретный видос. Это и является причиной заимствований – хочется обмануть время, не совершая ошибок, сразу стать профи».
«И есть куча людей, которые на этом зарабатывают! Не нужно верить тем, кто обещает научить рисовать или татуировать, всего за месяц или два. Обязательно смотрите на педагога, нравится ли вам его портфолио. Очень часто в таких конторах преподают вчерашние ученики, продолжая бесконечный круговорот поверхностных знаний. По факту – это лишь спекуляция на новичках, не более».
«Убедиться в этом просто. Пусть тот, кто желает за два месяца стать татуировщиком поинтересуется биографией тату-мастеров, на которых они хотят ровняться. Они увидят, что вся магия заключается лишь в постоянной практике».
Где находится грань между воровством и заимствованием?
«Идей много, все они на поверхности, надо научиться смотреть и видеть их. Далее, очень важно то, как ты пропускаешь их через себя, какую даешь авторскую интерпретацию. Татуировки зачастую очень ограничены по сюжетному ряду. А вот трактовать их за счет техники или композиции можно по разному. Вдохновись сюжетом, переработай композицию, поменяй тональное решение, поменяй настроение, расставь по другому акценты. Есть масса инструментов для реализации авторского видения».
«Можно работать в формате уже существующего стиля. Стиль – это когда татуировщик вынужден придерживаться его жестких канонов. Например, для ориентальной татуировки, для олдскула, неотрадиции или полинезии необходимо находится в определенных рамках. Подобное невозможно украсть, нужно лишь максимально погрузится и изучить соответствующее направление. Работа ведется в формате определенного сюжетного ряда и определенных элементов. Клиенты, являясь поклонниками определенного стиля, именно за эти каноны его и любят».
Чем отличается обычный рисунок от рисунка, который является эскизом для татуировки?
«Любой рисунок – это изображение на плоскости. Если мы говорим о татуировке, на теле мы встречаем переломы формы, разные деформации при движении. А если говорить о больших работах, от сустава – до сустава, то нужно изначально планировать, как татуировка будет смотреться с разных ракурсов».
«Далее – детализация. Нужно понимать, что татуировка в большинстве своем не любит избытка мелких деталей. Технически, конечно, можно сделать все что угодно, но через какое-то время все эти детали теряются. Чтобы картинка на коже через продолжительное время осталась живой, ее не следует перегружать деталями. Так что, создавая эскиз для татуировки, постоянно держите во внимании два фактора: место расположения, с учетом изменения плоскостей, и масштаб рисунка».
В чем заключаются особенности Вашего проекта «Рисунок для тату-мастеров»?
«Я сам прошел путь, которым идет большинство татуировщиков. Сперва я начал делать татуировки, а потом осознал, что необходимо учиться рисовать и постоянно в этом совершенствоваться. Я прекрасно представляю с какими трудностями сталкиваются мои ученики и, что самое важное, как эти трудности преодолеть».
«Я выделил самые необходимые навыки для татуировщика. Выстроил несколько рабочих программ, и мы занимаемся по ним со студентами. Рисунок для тату-мастеров – это исключительно практические занятия, поэтому сколько вы нарисуете, столько опыта вы и приобретаете. Все уроки я веду персонально, так как это проект авторский и я не гонюсь за количеством студентов».
«Программы предназначены для разного уровня, поэтому перед началом я всегда прошу прислать свои работы на просмотр. Частенько бывает – отказываю, если объективно видно, что студент не потянет или хочет попробовать всего лишь из любопытства. Основная особенность методики заключается в том, что все задания и разборы ошибок подводят студента к разработке дизайна именно для татуировки, а не просто картинки на плоскости».
«Также я провожу групповые мастер-классы по рисунку в цифре, где показываю разные способы ведения эскиза на планшете и разбираю оптимизацию рабочего процесса. Иногда это происходит в рамках образовательной программы какой-нибудь тату-конвенции, а иногда самостоятельно. Плюс к этому, индивидуально могу рассказать о специфике работы татуировщика, работе разными машинками, разными конфигурациями игл, чтобы адаптировать художественные навыки к ремесленной составляющей татуировщика. Несколько таких мастер классов могут сэкономить месяцы самостоятельного изучения».
«Лучшим доказательством положительных результатов моего образовательного проекта а считаю работы ребят, с кем мы взаимодействовали, их можно найти у меня на сайте www.sickoblack.com. Все работы подписаны и можно убедиться, что в основном это профессионалы из тату-индустрии, кто хочет улучшить свои художественные навыки. А я, в свою очередь, стараюсь им в этом поспособствовать».
Алексей Трунов (Alexey Trunov) @sicko_black, 09 августа 2023, специально для FunTattoo.ru