К моменту появления русских первопроходцев на Амуре в 17 веке, в среднем его течении жили монголоязычные дауры и дючеры. Это были оседлые, пашущие землю и содержащие скот, народы.
Точнее, совсем оседлыми их назвать трудно. Дело в том, что на одном месте с тогдашними технологиями пахать можно было только несколько лет, а потом приходилось расчищать новую пашню. Скорее всего, деревянные городки на 70 - 80 домов, окруженные земляными валами и частоколами, периодически бросали и строили новые.
Дауры проживали выше Хабаровска по течению. Кроме земледелия и огородничества, они занимались охотой и скотоводством, плавили металлы, изготавливали ткани.
Сходным было и хозяйство дючеров, родственного даурам, но менее многочисленного народа, чья территория начиналась примерно на месте нынешней столицы края и распространялась примерно до Комсомольска.
Известно, что формально оба племени признавали власть китайских правителей, платили им дань. При этом дючеры, в свою очередь, собирали дань с еще менее многочисленных гольдов и гиляков (современные нанайцы и нивхи) которые жили еще ниже по течению.
Первые попытки русских освоить Амур привели к тому, что китайско-маньчжурские власти просто переселили дауров и дючеров с Амура на свою территорию - в верховья Сунгари. Скорее всего, сами депортируемые были не против этого, поскольку первопроходец Ерофей Хабаров отличался не очень вежливыми манерами. О чем он сам докладывал якутскому воеводе.
- И поплыли вниз по Амуру, и улусы громили, юрт по штидесят и по семидесят в улусе, и мы в тех улусах многих людей побивали и ясырь (пленных. - Прим.ред.) имали, и плыли семь дней от Шингалу, тут все живут дючеры, а все то место пахотное и скотное, и мы их в пень рубили, а жен их и детей имали и скот,- говорится в докладах Ерофея Хабарова об отрезке плавания от Сунгари (Шингал) до Ачанского городка (примерно в районе нынешнего Амурска).
В итоге, когда русские снова добрались до мест, где теперь стоит Хабаровск, в середине 19 века, они нашли здесь практически пустынную местность. Лишь временами встречались стойбища гольдов, пришедших с севера на опустевшую землю дючеров.
Отметим, что многие русские историки 19 века резко осуждали действия Ерофея Хабарова, приведшие к тому, что Амур практически опустел.
- По сие время не усчитан в уронах, в бедствиях, какие он нанес краю, всей Сибири и даже государству…. Во что поставить озлобление и отчуждение миролюбивых племен, по Амуру особняком живших и против воли вынужденных прибегнуть к покровительству маньчжуров? Если правительство ласкалось приобретением Амура, то видим ли какой-либо план в безместных шатаниях Хабарова по водам? Не только в 10, но и в 5 лет можно было обезопасить себя и дружбою соседей, и хлебопашеством, и военным ограждением. Но, к несчастью, при всеобщей неурядице господствовал один лишь дух ясака и грабежа, - писал сибирский историк Пётр Словцов в труде «Историческое обозрение Сибири».
По мнению современников, это исследование, основанное на архивных данных, являлось наиболее крупным и полным сочинением о Сибири для своих времен.
Другой авторитетный русский историк 19 века - Иван Забелин, был схожего мнения.
- Властолюбие, жестокость, стремление к личному обогащению - таков истинный характер Хабарова, - писал Иван Забелин.
Уже в советское время отношение у историков к тем событиям изменилось, и Ерофей Павлович стал фигурой положительной.
Была даже предпринята попытка доказать, что дючеров никто с Амура не выселял. В частности, сторонником этой теории являлся известный советский исследователь Дальнего Востока историк Борис Полевой, который считал, что нанайцы — это и есть дючеры, которые по какой-то причине перестали заниматься возделыванием земли и животноводством. Другие историки доказывали, что дючерами назывался не народ, а члены, как бы сейчас сказали, даурской ЧВК, которые охраняли границы.
В общем, во всех позднесоветских исследованиях писалось, что дючеры растворились в составе нанайцев, ульчей и других коренных народностей региона.
Этому способствовал интересный факт. Если судьбу переселенных дауров можно проследить – они и поныне являются одним из официально признанных малых народов КНР численностью около 132 тысяч человек, то дючеры после похода Хабарова исчезли из исторических хроник вообще бесследно, как и не было.
Напомним, ранее мы отмечали необычный праздник – День географических карт несуществующих земель. Все великие географические открытия начинались именно с них. В том числе и на Дальнем Востоке. О том, как европейцы представляли себе Амур во времена походов Хабарова, читайте здесь.
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru