Найти тему
Заметки Моргора

Образ волка в славянской мифологии

Я до сих пор помню о том, что если лечь спать на краю кровати, то придёт серенький волчок и укусит за бочок...

А Вы?

Думаю, тоже.

Как ни крути, колыбельная распространённая.

Волк, об образе которого я расскажу сегодня, называется серый или обыкновенный. Относится к виду млекопитающих из семейства псовых, наряду с некоторыми другими видами составляет род волков.

Русское слово волк (так же, как и белорусское воўк, болгарское вълк, польское wilk, сербское вук, словенское vоɫk, украинское вовк, чешское vlk) происходит от праславянского *vьlkъ, а праславянское *vьlkъ – от праиндоевропейского *u̯l̥kʷos, что означает – здесь без всяких сюрпризов – «волк».

Волк. Прорись из лицевого списка XVIII века «Собрания о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита
Волк. Прорись из лицевого списка XVIII века «Собрания о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита
Почтовая марка СССР 1988 года с изображением волка
Почтовая марка СССР 1988 года с изображением волка
Волк обыкновенный на 5 белорусских рублях 1992 года
Волк обыкновенный на 5 белорусских рублях 1992 года

В народных представлениях славян волк родственен другим хищным животным (в первую очередь, пожалуй, медведю), связан с собакой (некоторые современные научные источники признают собаку домашнюю подвидом волка), обладает хтоническими свойствами (что сближает его с гадами).

Согласно некоторым легендам, волка сотворил (однако не смог оживить) чёрт: слепил из глины или вытесал из дерева (причём из стружек появились вороны, гады и галки).

Волк – «нечистое» животное, его мясо не употребляется в пищу. При этом человек, отведавший волчатины, может помочь избавить от наростов и опухолей на теле человека, что отсылает нас к параллели между лексической единицей «волк» и инородным телом. Волком также называют нарост на дереве, его чёрную сердцевину.

Волк – «чужой», чужак. Стаю волков называли «ордой» (привет татаро-монгольскому нашествию), зафиксированы заговоры, где волков иносказательно называют евреями. «Волчья» тематика используется в свадебной: символикой серого хищника может наделяться как сторона жениха, так и сторона невесты (как чужая по отношению к противоположной), да и сам жених, добывающий невесту, иногда сравнивается с волком, ищущим себе добычу.

Волк предстаёт как посланник иного мира (как, скажем, позитивного, «Божьего», так и демонического, а также загробного – «того света»), как представитель потусторонних сил. Волки рыщут стаями зимой, когда, по народному представлению, самое разгулье всяческой нечисти. К ней серый нередко и причисляется: в волка обращается ведьма, волк служит конём чёрту, да и самого волка чехи чёртом и именуют. Иногда волком величали беспокойного мертвеца-упыря и верили, что вампиром после смерти станет тот, чья мать, вынашивая чадо во чреве, ела мясо убитого волком животного.

Исходя из близости волка к загробному миру, человек при встрече с ним в старину притворялся мёртвым, дабы показаться серому хищнику своим, или призывал знакомого умершего охотника (либо поминал имена трёх своих почивших пращуров), дабы заручиться поддержкой мёртвых.

Волка ритуально приглашали к рождественскому столу.

Когда по его вине случалась потеря скотины – в том видели жертву, предназначенную богу, потому лишать серого добычи считали за грех (если кто отнимет у волка чужую скотину, тот, по поверью, унесёт его собственную; если хозяин пожалеет зарезать к празднику барана, этого самого барана задерёт волк). Похищение волком скотины сулило удачу (болгары, например, считали: если волк унесёт овцу, то оставшиеся овцы будут давать много молока и хорошо ягниться).

Однако скот от волков всё же оберегали, прибегая к запретам на действия и работы, связанные с продуктами скотоводства, с использованием острых предметов, и ткацкие, а также к магическим действиям (втыкали нож в стол или в порог, накрывали камень горшком, при первом выгоне замыкали замки, посыпали печным жаром порог конюшни, пользовались заговорами). Старались и не поминать серого хищника всуе, в то же время слово
волк могло служить и оберегом.

Волчий зуб давали грызть ребёнку у которого режутся зубы. Хвост носили при себе от болезней. Костью, опять же, врачевали опухоли и наросты.

С серыми связаны следующие приметы: волк перебегает дорогу (или просто встретился в пути) – к удаче и благополучию, однако волчий вой – к голоду (если раздаётся близ людского жилья – к войне или морозу), волки воют осенью к дождям, а зимой – к метели.

«Одинокий волк» – работа польского художника Альфреда Веруш-Ковальского, 1913 год
«Одинокий волк» – работа польского художника Альфреда Веруш-Ковальского, 1913 год

Список использованной литературы

  • Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка
  • Волк / А. В. Гура // Славянская мифология : энциклопедический словарь
  • Canis lupus familiaris. Mammal Species of the World