Я перепробовал с крышками всё: и "тимер", и от "Газели", и от дорестайла, и резать пружину, и с бубном танцевал. Пока не наткнулся на простейший лайфхак, который и поставил точку в этих мытарствах.
Внимание! Всё нижесказанное актуально для бачка НОВОГО ОБРАЗЦА (плоского)! Впрочем, добрая половина владельцев дорестайла и так уже на него перешла, а кто не перешёл - настоятельно рекомендую.
Древние корни проблемы
Есть у наших (да и не только наших) машин старые родовые болячки. И да, пусть УАЗ - суть одна большая болячка, но даже он имеет ряд характерных проблем, которые тянутся ещё чуть ли не с "Симбира" начала 2000-х годов. Одна из таких проблем - крышка бачка охлаждающей жидкости. Я уж не знаю, почему так повелось, но едва ли вы встретите владельца "Патриота" (год неважен), который не поймёт, о чём речь. Уже с завода в 7 случаях из 10 УАЗ "Патриот" выходит с неисправной крышкой бачка ОЖ. И с годами эксплуатации ситуация ухудшается. Номинальное давление, при котором открывается клапан выпуска, не соответствует расчётному, и крышка... Короче, считай, крышки нет - как будто бачок заварен наглухо. Воздух из системы, соответственно, никуда не уходит, или уходит очень медленно и при давлении сильно выше расчётного.
Итог предсказуем: начинает рвать патрубки. Нередко и сам бачок идёт по швам. Особенно остро проблема стоит на резервуарах старого образца треугольной формы (в народе - "стринги"). Поэтому, часто его меняют на рестайлинговый, более крепкий. Тем не менее, вопроса по крышке это, понятно, не решает.
Известные варианты решения (разной степени эффективности)
К сожалению, с видоизменением формы бачка на заводе забыли про главное - устранить не следствие, а причину. А именно - поставить, наконец, нормальную крышку с рабочим клапаном. Однако это для технологов Ульяновска оказалось куда сложнее, нежели сделать новый салон или новый передний мост. Поэтому, традиционно допиливаем сами.
Что можно сделать? Во-первых, начать серию экспериментов с другими крышками под такую же резьбу. На двух машинах я попробовал 3 вида крышек и ни к чему не пришёл. Систему раздувает, давление нормально не травит.
Второй вариант - ослабить пружину выходного клапана в крышке. Тоже проходил. Сначала, казалось, заработало, потом всё вернулось на круги своя. Очередной вариант с недоказанной эффективностью.
Третий вариант - вообще заменить бачок вместе с крышкой на нормальный, от иномарки. Не пробовал, но очевидно, что вот это уже сработает. Правда, в идеале бачок (и крышку соответственно) нужно подбирать по рабочему давлению в системе "Патриота".
Четвёртый вариант - неправильный, но действенный
Вдоволь наигравшись в крышки и пружинки, я пошёл своим путём. Точнее, придумал-то способ не я, однако нижеописанный лайфхак распространён в Сети куда меньше вышеперечисленных. Суть заключается в том, чтобы ездить с незатянутой крышкой.
Да-да, что бы там не писали по этому поводу возмущённые "инженеры", на исправном "Патриоте" это не приводит к критическому росту температуры даже в жару в пробках с кондиционером. Это всё из личной практики владения двумя такими автомобилями.
Но здесь я ещё раз подчеркну: система охлаждения должна быть полностью исправна. Это означает, что должна нормально работать вискомуфта, должна нормально работать помпа (у которой часто нет доброй половины лопастей), в контуре должна быть нормальная (не заводская) ОЖ, а радиаторы должны быть чистыми. И вот в таком случае открытой крышки бачка двигатель даже не почувствует.
НО. Здесь мы и подходим к нюансу, который портит всю картину. Ибо с незатянутой крышкой из бачка постоянно будет выливать охлаждайку. Понемногу, да. Но постоянно. И дабы предотвратить сей эффект делаем следующее.
Проверено - работает!
Повторюсь, всё нижеописанное актуально для рестайлингового бачка нового образца.
1) Берём кусок стали, чтобы сделать из него трубочку как из бумаги. Совсем тонкий металл типа жестяной банки не подойдёт, ибо нужен эффект пружины. Другими словами, чтобы при сгибании листа он стремился распрямляться обратно, хотя бы немного. Как всё это выглядит я показал ниже. При чтении можно сверяться с картинками, станет понятно.
2) Вымеряем глубину бачка и диаметр заливного отверстия. В интернете есть чертежи, но приводить их не буду - ни один мне не подошёл. Точнее, формально подошёл, но эффективной работы удалось добиться лишь путём собственных подгонов размеров листа, а предварительных замеров я в процессе, конечно, не делал. Что нужно подгонять:
- высоту листа. Нужна такая, чтобы при установке нашей "трубочки" в бачок до упора, до верхней кромки горловины оставалось порядка 5 миллиметров.
- Ширину листа. Она должна быть как минимум достаточной для образования полного круга. Я сделал немного внахлёст (рисунок выше и фото ниже), дабы эффект распрямления листа был больше, и "трубочка" плотно держалась в горловине бачка враспор. Это важно. Болтаться она не должна, должна стоять в горловине как влитая.
3) Вставляем нехитрый девайс в бачок так, чтобы отверстия не попадали на струи из трубок обратки. См. фото ниже.
И как это работает?
А работает это очень просто - по принципу любого разделителя-успокоителя в любой ёмкости. Наша "трубочка" банально защищает неплотно сидящую крышку от брызг охлаждающей жидкости, которые постоянно возникают внутри бачка. Фактически мы сделали в бачке длинную горловину. С момента установки такой "опции", вокруг крышки бачка у меня теперь сухо и комфортно. И перестало, наконец, хронически вонять палёной охлаждайкой.
Саму же крышку я затягиваю совсем неплотно: чуть туже момента касания уплотнительной резинки о кромку горловины бачка.
Итог?
По итогу имеем сухой чистый бачок (и всё вокруг), отсутствие расхода ОЖ ввиду прекращения её постоянного вытекания, и спокойный сон за патрубки и сам бачок, которые теперь не надуты до состояния камня в каждой поездке.
Что же касается снижения точки кипения ОЖ после такого "тюнинга", то своё мнение я уже озвучил. Патриотовский мотор с полностью исправной и обслуженной системой охлаждения перегреть нужно очень постараться. И если крышка бачка в вашем случае - последний рубеж от закипания, то разбираться надо точно не с ней.
Всем спасибо за внимание!