Времена, в которые мы живем, подвергались критике по многим причинам. Но какими бы трудными они ни были, в них тоже припрятаны сокровища в лице малых и великих святых. Назовем некоторых из них: блаженный Анатолий Младший, замечательный старец Оптиной пустыни (+1922); сонм других блаженных и новомучеников Российских; святой Арсений Каппадокийский (+1924); святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (+1966), чудотворец; сербский иеромонах Иустин (Попович; + 1979); святой мученик Филумен Иерусалимский (+1979).
Помимо официально признанных святых, на протяжении XX века также существовали и скрытые: блаженная Мефодия из Кимолоса (+1908); епископ Прокопий Иконийский (+ 1922); епископ Хризостом Смирнский (+1922 г.) и другие. Некоторые блаженные старцы также прославились своей святостью и высокой добродетельной жизнью: архимандрит Иероним Симонопетрит; старец Иосиф Исихаст, пещерный житель; старец Амфилохий (Макрис), настоятель монастыря на о. Патмос; старец Филофей (Зервакос) с о. Парос; старец Иаков (Тсаликис); старец Порфирий Кавсокаливит (+ 1995); мудрый старец Софроний (Сахаров; + 1993 г.); преисполненный благодати знаменитый монах Паисий Афонский (+ 1994); старец Ефрем Катунакский, столь преданный послушанию и молитве (+ 1998).
Святая жизнь монашествующих призывает нас к стойкости, аскетизму, простоте, скромности и смирению. Мы призваны учиться терпению у предыдущих поколений святых. Красота Православной Церкви состоит в том, что в ней и по сей день продолжают появляться святые. Мир будет нуждаться в святости в XXI веке в гораздо большей степени, чем ранее. Святость – это не забытая мечта и не тщетная надежда. Комфортная жизнь, полная удовольствий, секуляризация и праздность препятствуют росту древа святости. Нынешний дух наслаждения, нетерпения, беспечности отгоняет ее. Святость – это цель христианской жизни и главное наше желание. Приближение к святости принесет в наши души мир, радость, трезвение, терпение, воздержание и дар благодати.
Список современных святых растет и в XXI веке. Иногда святость таится там, где ее меньше всего ожидаешь, и не только на Святой Горе. Сегодня монашество продолжает жительствовать, вопреки всему. И мы надеемся, что через него и дальше будут появляться святые. Старец Стилиан Афонский говорил, опираясь на собственный опыт: «Как сильно любит нас Господь и через молитву делает нас достойными общаться с Ним, каяться и прославлять Его. Я не могу описать, как сильно любит нас Господь. Эта любовь познается в молитве через Святого Духа».
Но святые не спасают нас. Они только заступаются за нас. Все наши святые ведут ко Христу. Из земных людей они становятся небожителями. И это призыв ко всем нам. Святой – это совершенный человек, который живет для творения дел добра и любви, для стяжания благодати Божией, для прославления Бога. Святость – это не замкнутость и не одиночество, это прекрасные и священные отношения с Богом как источником святости, Который освящает людей и делает их образом кротости, Божиими человецами. Не существует никакой другой святости, кроме той, которую Сам Бог даровал Своим верным слугам. Святость – это не чье-то личное достижение, не индивидуальный успех и не моральный подвиг. Речь здесь не идет о том, чтобы бить рекорды, выигрывать чемпионаты или быть лучшим.
Святые необходимы в нашей жизни. Вот почему мы должны внимательно и часто читать их жития. Мы должны любить святых и почитать. Подражайте им, просите их помощи и заступничества, дружите с ними, чтобы они сопровождали вас и помогали вам в ваших немощах и трудностях. Просите их, чтобы они не позволили вам разочароваться и отчаяться. У них тоже было много трудностей, но они никогда не сдавались. Цель нашего существования – освящение. Мы были созданы для того, чтобы стать святыми. Мы не должны забывать об этом.
Однажды одного афонского старца спросили: «Что такое Святая Гора?» Он ответил: «Мы все здесь каемся». Другой старец сказал: «Монах облачен в покаяние. Он весь поглощен любовью Божией и живет в покаянии». Эти последние слова очень важны. Покаяние – это не пассивное отношение к жизни, когда мы оплакиваем свою судьбу и проклинаем ее. Но, по словам аввы Исаака Сирина, это сердце, горящее любовью к Богу, к другим людям и ко всему творению. У кающихся в сердце горит пламя любви, и они стараются наверстать время, потраченное впустую на грехи. У вас не может быть любви к Богу, если вы не любите других людей. Любовь делает меня терпимым, снисходительным, сочувствующим, добрым, милым с другими людьми, но не жестким, осуждающим, критичным, суровым, хмурым и догматичным.
Вера – это не какая-то расплывчатая и абстрактная теория, красивая идеология или религиозная точка зрения. Православная вера – это опыт, этос, образ жизни и бытия, когда жизнь Христа становится моей собственной. Православным верующим должна быть чужда гордыня, несущая душевные расстройства, стрессы, печали, разочарования, мнительность, мечтательность, замкнутость, недовольство, неуравновешенность. Подъятие на себя святого смирения приносит в душу равновесие и выздоровление. Настоящие христиане обладают сладкой радостью смирения и остаются благодарными в любых обстоятельствах.
Сердца людей всегда ищут истину. Мы призваны предоставить им эту истину в преизобилии любви. Цель наша не в том, чтобы приобрести сторонников, которые будут нас хвалить и нам аплодировать. Наша главная забота – святость, потому что святость – это то, что спасет мир. И только в Православной Церкви продолжают появляться святые и сегодня.
Друзья мои, мы призваны переживать на опыте и прославлять святость, вдохновлять на нее и других. Мы должны стяжать ее не для того, чтобы получить общественное признание, а исходя из нашей горячей любви к Богу, к Его славе и к добродетельной свободной жизни. Источник святости – наш всеблагий Бог. Только по благодати Божией мы и можем стать святыми.
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Pemptousia.com