Наверное, стоит написать, что наша любимая Книжная Палата все-таки выкатила статистику отечественного книжного рынка за первое полугодие 2023 года.
Тиражи упали на 17% — c 203 до 168 миллионов экземпляров. Количество наименований на 14% — c 57 до 50 тысяч печатных единиц
На 21 процент упало количество переведенных с английского книг — 6435 и 5059, а их тиражи сократились почти на треть.
Есть ли хорошая статистика? Да! Книг на сибирскотатарском за первые шесть месяцев этого года напечатано 3, а в прошлом за тот же период всего одна.
Предсказуемо выросло количество книг по военному делу — 405 наименований суммарным тиражом 318,5 тысяч экземпляров за первые шесть месяцев 2022 года, а теперь 474 наименования и 337 тысяч экземпляров
Решил посмотреть тиражи книг по оккультизму и астрологии. Они тоже упали, но не сильно: было 806 тысяч, стало 776 тысяч.
Среди издательств первая тройка без изменений — АСТ-Эксмо-Просвещение, у Эксмо больше тиражи, у АСТ больше наименований, у «Просвещения» в тиражи немного выросли 70 миллионов против 69. В десятку крупнейших издательств по количеству наименований впервые попал Clever (см. разгадку ниже). Тиражи детского издательства СИМБАТ выросли почти в два раза.
Список самых популярных авторов переколбасило: вечный лидер Стивен Кинг упал с первого места на шестое, на первом Достоевский, на втором Агата Кристи, на третьем Анна Джейн (!). История красноярской сочинительницы любовной прозы Анны Николаевны Потапкиной, которая умерла 1 февраля этого года, каюсь, прошла мимо меня, но, видимо, смерть подняла тиражи, в том числе и у Клевера. Подарочные переиздания продолжают выходить, наследники скандалят из-за прав, а юные пользовательницы телеграма рекламируют свои каналы так: «большая коллекция книг Анны Джейн, огромная любовь к Достоевскому, Гоголю и Ремарку». Кстати, Ремарк на четвертом, Ася Ларвинович на восьмом, Лия Арден на двенадцатом, Донцова на девятнадцатом. Цыпкина и Шевкунова нет. В детской литературе царит Корней Иванович Чуковский, на втором месте внезапно Александр Сергеевич Пушкин. В общем, все плохо, но могло быть и хуже.
Константин МИЛЬЧИН