Несколько лет назад при раскопках в Усть-Шексне сотрудники Рыбинской археологической экспедиции обнаружили две печати протопроедра Евстафия. Это не первая такая находка на территории России.
Историки давно спорят, кем был этот протопроедр Евстафий, обладатель редкого на Руси византийского чина. Чин редкий, а вот печатей этого протопроедра к 2007 году найдено 42 штуки, с усть-шекснинскими - 44. Наверное, это самое большое количество печатей раннего русского средневековья, принадлежавших одну человеку. Большинство находок - в Новгороде, на Рюриковом городище, но есть находки в Старой Ладоге, Пскове, Белоозере, Подмосковье, Твери, а также на Украине – как в самом Киеве, так и в Киевской, Житомирской, Херсонской и Тернопольской областях. Ещё одна была найдена на территории Белоруссии – в районе Гродно. Все выглядят одинаково: на одной стороне изображён св. Фёдор с копьём и щитом, на другой - надпись на греческом языке: Воззри на меня, протопроедра Евстафия. Есть ещё две печати с тем же именем, но с другим святым, но о них мы расскажем позже.
Версия первая. О черниговском княжиче.
Первым в научный оборот 4 найденные в Новгороде печати ввёл историк Николай Лихачёв. В 1928 году он писал, что, скорее всего, обладатель печатей – какой-то византиец. Но уже через 2 года, когда в Новгороде было найдено ещё несколько таких печатей, Лихачёв выдвинул новую гипотезу. Он предположил, что Евстафий – это сын черниговского князя Мстислава, племянник Ярослава Мудрого, который мог княжить в Новгороде. У него сразу нашлись оппоненты, заявившие, что, во-первых, нет летописных свидетельств о пребывании черниговского княжича в Новгороде, а во- вторых, Евстафий умер в 1032 году, когда чин протопроедра ещё не был в ходу даже в Византии, чего ужо говорить о её культурной периферии, какой тогда была Русь.
Версия вторая. О новгородском посаднике
В 1960-х годах вопросом о печатях протопроедра занялся знаменитый историк и археолог Валентин Янин. К этому времени уже было известно 9 таких печатей, все новгородского происхождения. Янин предположил, что они принадлежат кому-то из новгородских посадников. А святой Фёдор на печати – тёзка и покровитель князя, которому служил этот протопроедр. Единственным русским князем на рубеже XI-XII веков, носившим имя Фёдор, был сын Владимира Мономаха Мстислав Великий. У него было целых три имени: славянское - Мстислав, крестильное греческое – Фёдор и скандинавское - Харальд. По мнению Валентина Янина, когда Владимир Мономах отправлял в 1088 году 12-летнего сына княжить в Новгород, то приставил к нему протопроедра, т.е. советника Евстафия. В 1094 Мстислав был изгнан из Новгорода смоленским князем Давыдом Святославичем, и ушёл княжить в Ростов Великий. Но уже через год Мстислав сумел вернуть себе важный новгородский стол. Янин предположил, что крестильное имя Евстафий носил один из первых новгородских посадников Завид, который одновременно и был советником Мстислава. Интересно, что через 30 лет Мстислав вторым браком женился на Любаве Дмитриевне, внучке Завида.
Версия третья. О переяславском боярине
В начале 70-х годов советский археолог Владимир Дяденко нашёл на городище Желни в Черкасской области Украины две вислые свинцовые печати с немного иным греческим текстом («Господи, помоги рабу своему Евстафию») и изображением архангела Михаила. Интересно, что городище это размывалось водами Кременчугского водохранилища, прямо как Усть-Шексна. Другой археолог, Андрей Куза, в 1977 году предположил, что речь на желнинских печатях идёт о том же самом Евстафии. Но почему тогда на печатях изображён не святой Фёдор, а архангел Михаил? Куза, используя логику Валентина Янина, соединившую святого Фёдора с князем Мстиславом, нашёл в русской истории конца XI века Рюриковича, который носил крестильное имя Михаил. Это был юный витязь Ростислав Всеволодович, князь Переяславля-Южного и младший брат Владимира Мономаха. В 1093 году он утонул в реке Стугне, отступая после проигранной битвы с половцами. Кстати, этот момент отражён в «Слове о полку Игореве». Помните: «Плачет мать по юноше князе Ростиславе. Увянул цвет жалобою, А деревья тугою к земле преклонились»?
Так вот, по мнению Андрея Кузы, Евстафий был переяславским боярином, доверенным лицом этой ветви Рюриковичей. И сначала служил Ростиславу, а после его гибели был определён в советники к его племяннику Мстиславу. И уже с ним перебрался в Новгород. То есть, помотало Евстафия по всей Руси Великой. Что, впрочем, нормально для того периода, когда Рюриковичи вместе со своей дружиной переезжали из города в город, поднимаясь по лестнице княжений. Как видим, третья версия дополняет вторую, а Евстафий оказывается воспитателем и советником сразу двух князей.
Версия четвёртая. О госте из Византии
Уже в наше время украинский археолог Пётр Толочко и его сын историк Алексей Толочко выдвинули новую версию о личности Евстафия. Во-первых, они подвергли сомнению его новгородское происхождение, несмотря на то, что большинство печатей оттуда. Дескать, это аномалия Рюрикова городища, которое не было застроено после средневековья, поэтому там и сохранилось больше печатей. Во-вторых, они считают, что такими печатями обычно запечатывали письма. Письма отправляли адресатам, а значит, по месту прибытия печати и найдены. В-третьих, на рубеже XI-XII веков новгородские посадники ещё не имели весомого значения и не могли вести активную переписку на таком большом пространстве – от Белоозера до Киева. В-четвёртых, Толочко подвергли сомнению датировку печатей, предложенную Яниным, и отнесли печати к середине XII века. В-пятых, они резонно заявили, что протопроедр – это в первую очередь церковный чин, и переводится с греческого не как советник, а как «первый из старших». И что таким титулом в Византии подписывались архиепископы, первые из проедров, то есть епископов. А на Руси таким титулом в 11-12 веках пользовались три митрополита – Николай, Константин и Ефрем. В-шестых, на большинстве печатей имя Евстафия написано с двоеточием после первого слога, а значит, это признак разделения слова на два. И тогда Евстафий – это не имя, а его буквальное значение - «благо поставленный». Исходя из всего вышеперечисленного, Алексей и Пётр Толочко предложили свою кандидатуру на роль протопроедра. По их мнению, это митрополит Киевский Фёдор (недаром же его святой изображён на печати). Его появлению предшествовал церковный конфликт в Древней Руси.
Раз митрополит, два митрополит, три...
Расскажем об этом скандале подробнее. В 1147 году по инициативе великого князя киевского Изяслава Мстиславича русские епископы избрали митрополитом Клима Смолятича. Хотя до этого митрополита на Русь назначал патриарх Константинопольский. Правда, в тот год в самой Византии не смогли избрать патриарха. А значит, некому было одобрить и поставление нового митрополита на Руси. Против избрания Клима Смолятича выступили епископы греческого происхождения и новгородский епископ Нифонт. Церковную оппозицию поддержал ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, в пику своему конкуренту Изяславу, с которым боролся за великокняжеский престол. Епископы-греки добились от Константинополя, чтобы оттуда прислали в Киев нового митрополита. Им стал Константин. Он прибыл на Русь, когда в Киеве уже княжил Юрий Долгорукий. Первым делом новый митрополит отстранил от должностей всех епископов, назначенных Климом Смолятичем. Но Юрий Долгорукий вскоре умер, а власть в Киеве захватил сын Изяслава Мстислав, который отказался признавать Константина митрополитом и считал таким Клима Смолятича. Получается, на Руси одновременно были два митрополита – неодобренный Константинополем Клим и непринятый великим князем Константин. Это ставило легитимность обоих церковных иерархов под сомнение.
Ещё через какое-то время Константин умер, а великим князем стал Ростислав Смоленский. Он предложил Константинополю прислать нового митрополита, чья кандидатура устроила бы всех – и сторонников Клима, и его противников. Таким человеком стал Фёдор, прибывший на Русь в 1160 году. По мнению отца и сына Толочко, этими обстоятельствами и объясняется своеобразие легенды на печатях Федора. Она декларировала, что, в отличие от предшественников на кафедре, новый митрополит является «благопоставленным протопроедром», то есть законным и твердым, относительно которого не может быть сомнений и разночтений. Чтобы ликвидировать церковный раскол, Фёдор должен был вести интенсивную переписку со всеми русскими епископами и князьями того времени. Этим объясняется и обилие печатей, оставшихся от его писем, и столь обширная география находок – от Киева до нашей Усть-Шексны.
Независимо от того, кто прав – Янин или Толочко – две печати протопроедра, найденные в Усть-Шексне, показывают её важность, раз туда писали новгородские посадники или киевские митрополиты.
***
О печатях протопроедра я впервые узнал от Александра Николаевича Рыкунова, доктора технических наук, руководителя Рыбинской археологической экспедиции. Недавно мы побывали на раскопках в Усть-Шексне и записали интервью с ним. В частности, мы обсудили:
- Как археологи состарили Рыбинск на 700 лет.
- Кто – кого? Почему учёные спорят с рекой из-за древнего городища?
- Какие необычные находки принёс сезон раскопок 2023 года?
- Можно ли бриться ножом, пролежавшим в земле 900 лет?
- Была ли средневековая Усть-Шексна городом?
- Что говорит о международных связах торгового хаба в Усть-Шексне?
- Как археологи восстанавливают древние технологии и при чём тут помёт из Швеции?
Ответы на эти вопросы вы найдёте в 41-м выпуске подкаста "Место силы. Золотое кольцо".
Послушать в Яндекс-Музыке:
Также можно послушать в Apple Podcasts, Google Podcasts, CastBox, Soundstream и ЛитРес.