Найти тему
Разговоры за жизнь!

Мелодия жизни

Игорь Андреевич всегда терпеть не мог командировки. Мало того, что на дорогу тратится немало драгоценного для любого человека времени, так ещё и вечный риск забыть что-то важное...

Это было личное проклятье Игоря. Он на много раз перепроверял багаж перед любой поездкой, но в итоге всё равно одна-две вещи оказывались оставленными дома или в офисе. И хорошо, если это зубная щётка или ежедневник. Куда хуже, когда документы.

В этот раз Игорь Андреевич превзошёл сам себя. Он умудрился уехать без паспорта и телефона. И если скан документа ему выслали коллеги на электронную почту партнёров, то со средством связи всё было печальнее. А без него он элементарно не мог перевести оговоренную сумму за сделку.

Поэтому менеджеру Егору пришлось срочно ехать на автовокзал, чтобы через водителя рейсового междугороднего автобуса передать несчастный телефон боссу. И теперь, в ожидании своего гаджета, Игорь довольно бесцельно колесил по городу в отвратительном настроении, никак не сочетающимся с тёплым весенним днём.

"Сам виноват," – вздохнул он. - "Думать надо было, а не в облаках витать."

Как ни странно, на эту поездку в область Игорь Андреевич согласился довольно легко. Причина была очевидна: здесь прошло его детство, и сейчас, по приезду, ностальгия уже не раз охватывала его сердце.

Вот школа, в которой он до восьмого класса терроризировал учителей своим поведением (но радовал знаниями), рядом с ней - старенький музей, где ребята каждую неделю слушали лекции об искусстве (а чаще всего спали на них)... Продуктового магазинчика с самым лучшим фруктовым мармеладом уже давно нет, а на его месте красуется цветочный салон с яркой витриной... О, а вот и филармония, куда их с классом часто водила учительница музыки!

Игорь присмотрелся. В монументальное здание входили люди - довольно много людей с разных сторон. Значит, скоро какой-то концерт?

Мужчина на автомате, словно находясь под гипнозом, припарковался и, сливаясь с толпой, пошёл по направлению к филармонии. Зачем он это делал, Игорь сам не знал. Может, просто захотел вспомнить детство. В любом случае, это не худший способ скоротать часы в ожидании приезда телефона.

Большой плакат перед входом гласил: "Скрипка и фортепиано. Сольный концерт. Играют учащиеся музыкального колледжа Полина Смирнова и Алина Белых."

"Белых?" - подумал Игорь. - "Знакомая фамилия... А, точно! У меня одноклассник был, Пашка Белых! Интересно, это его родня?"

Билет стоил совсем немного, и вот уже Игорь Андреевич сидел в зрительном зале, с любопытством оглядываясь по сторонам в надежде встретить знакомые лица. "Правда, им сейчас, как и мне, уже за сорок... Изменились, наверное, сильно. Но, может, узнаю кого, " - думал мужчина.

Его размышления прервал медленно гаснущий свет. Зал затих. Начинается, понял Игорь.

Неторопливые звуки рояля, эхом отдаваясь от стен старого здания, медленно, но верно уносили слушателей в мир прекрасного. Чистые аккорды, словно уверенная поступь надёжного проводника, вели за собой, высокие нежные трели завораживали, а мелодичные ноты захватывали дух. Магия музыки начинала действовать в полном объёме, похитив публику из реальности. Казалось, что даже воздух теперь состоит из мелких молекул звука.

Но вдруг наступила тишина. На секунду. На одно мгновение. Чтобы потом другой инструмент, вступив в игру, заполонил собой не только воздух, но и сердца пришедших.

Это была скрипка. Очень драматичная и искренняя. Каждая её нота обращалась к душам слушателей, разговаривая с ними на языке эмоций: то меланхолично-задумчиво, то умоляюще, а иногда почти рыдая в смятении чувств.

Время, казалось, остановилось в этом зале старой филармонии - настолько сильно музыка завладела аудиторией.

В перерыве между первым и вторым отделением Игорь, сам не помня как, буквально долетел до того самого цветочного салона поблизости и купил по букету для обеих исполнительниц. Он ни секунды не жалел уже, что забыл телефон. Родной город полностью оправдал все его ожидания.

Второе, более короткое отделение было посвящено пьесам собственного сочинения девушек, о чем залу объявил конферансье. Игорь Андреевич не уставал восхищаться: какие же таланты! И это его землячки!

Одно произведение сменяло другое, третье... Как вдруг... Что это за знакомая мелодия? Такая нежная и печальная... Где он мог слышать раньше эту волнующую скрипку?

Игорь, пребывая пару минут в полной растерянности, неожиданно вспомнил. Школа. Седьмой класс. Лена Соловьёва, его одноклассница и первая любовь, играет на концерте школьной самодеятельности. На ней строгое тёмное платье с белым воротником, русые волосы убраны в пучок, а в руках скрипка. Она исполняет пьесу собственного сочинения, очень похожую на ту, что играет сейчас. Да и сама девушка... Как он раньше не заметил? Она ведь так похожа на слегка повзрослевшую Лену!

Насколько же это было особенное чувство - дослушивать концерт, зная, что перед тобой дочь твоей одноклассницы, ещё и первой любви... Конечно, об этом чувстве Игоря никто не знал. Кроме того, сейчас у него замечательная жена и дети. Но ностальгия, такая ностальгия...

После концерта, едва сдерживая эмоции и дождавшись, пока схлынет основной поток почитателей таланта юного дуэта, Игорь с цветами устремился к сцене. Вручив каждой девушке по букету, он, повернувшись к скрипачке, робко начал:

- Скажите, пожалуйста, Ваша мама, случайно, не Лена Соловьёва?

Юная музыкантша застыла на секунду, и потом тихо спросила:

- А что?..

Повисла неловкая пауза. Игорь хотел было объяснить, что он - её бывший одноклассник, как вдруг кто-то хлопнул его по плечу:

- Игорян! Братан, ты?

Игорь Андреевич обернулся и увидел перед собой высокого коренастого мужчину, карие глаза которого, несмотря на довольно солидный возраст, излучали заразительное веселье. Прямо как тогда, в школе, когда они выбрасывали журнал седьмого "В" класса из окна кабинета математики...

- Пашка! Сколько лет, сколько зим!

Наблюдая эту радостную встречу двух бывших одноклассников, обе девушки переглянулись и заулыбались.

- Пап, так это друг твой? - спросила пианистка. - Здравствуйте, я Алина. А это Полина, - эти слова уже были обращены к Игорю.

- Девчонки, вы меня до слёз своей игрой довели, серьёзно! Потрясающе исполняете! - искренне сказал Игорь.

- Ты какими судьбами у нас? - Павел тормошил старого друга.

- Да я в командировке. И представляешь, телефон дома забыл! Теперь жду, пока привезут, - рассмеялся Игорь. - Вот так сюда и попал. Ты-то сам как?

- Да помаленьку. Слушай, ты вечером свободен? У девчонок сейчас фотосессия, а потом мы в ресторане отмечаем их первый сольный концерт, придёшь?

- С удовольствием! Я как раз за это время и телефон забрать успею, и сделку оформить.

- Тогда в шесть в ресторане "Прованс"! Ты на машине?

- Да, адрес в навигаторе гляну.

- Всё, давай, ждём тебя!

В назначенное время Игорь Андреевич был на месте. Он уже предвкушал увидеть там Лену Соловьёву, которой почему-то не было на концерте. Но, к его удивлению, со стороны скрипачки Полины в ресторане была только одна пожилая пара, в которых Игорь с трудом узнал постаревших родителей бывшей одноклассницы.

Воспользовавшись случаем, пока Пашка был занят какими-то организационными вопросами, Игорь Андреевич подошёл к ним:

- Здравствуйте, вы, наверное, меня не помните... Я - Игорь Полянский, с вашей Леной в одном классе учился...

Пожилые люди переглянулись:

- Игорёк! Как не помнить-то, помним! Ты же в соседнем подъезде жил. Какими судьбами здесь?

- В командировку приехал и случайно на концерт попал, - улыбнулся Игорь.

- Ну надо же! Ты всё там же живёшь?

- Да, в Питере.

- Как родители?

- Нормально. Папа до сих пор в бизнесе, мама на пенсии. Недавно из Сочи вернулись.

- Вот молодцы какие! А ты сам как? Семья есть?

- Да, ещё на третьем курсе женился. Дети уже взрослые. А у вас как дела?

- Да ничего, помаленьку... Вот концерт сегодня у внучки был, порадовала стариков.

"Значит, я не ошибся!" - подумал Игорь и задал логичный, с его точки зрения, вопрос:

- А где Лена? Я что-то не видел её на концерте...

Последовала неловкая пауза. Пенсионеры смущенно переглянулись. "Я что-то не то спросил?" - испуганно подумал Игорь.

- Игорёк... Наша Лена... Мы уже давно ничего о ней не знаем...

- Как? Что случилось?

Игорь в полнейшей растерянности слушал сбивчивый рассказ Лениных родителей о том, что после школы их дочь поступила в музыкальное училище, где стала лучшей ученицей курса. Через год она влюбилась в молодого преподавателя Смирнова, а ещё через два, устав от постоянного стресса, разрываясь между маленькой дочерью и учёбой, Лена вместе со своим возлюбленным, ни сказав никому ни слова, уехала покорять Москву своим талантом. Полину она оставила своим родителям, вместе с запиской о том, что, как только прославится, она заберёт и дочь, и их самих в столицу. С тех пор о ней никто ничего не слышал.

- Но как же так... - пробормотал Игорь Андреевич, когда старики закончили свой печальный рассказ.

- Мы сами не знаем, Игорёк... Возможно, наша вина тут тоже есть... Мы пытались спрашивать, узнавать... Но столица большая, да и нет гарантии, что она всё ещё там, а не где-нибудь в другой стране, например...

- А Полина? Что она об этом думает?

- Она не помнит маму, конечно же.

- Это-то понятно. Но что вы ей сказали? Как объяснили отсутствие Лены?

- Сначала, разумеется, пришлось немного недоговаривать. А когда она повзрослела, лет в четырнадцать, мы ей сказали всё как есть.

- И как она это приняла?

- На удивление спокойно. Полина у нас умничка, нам очень повезло с ней.

- Да... А пьеса, которую она сегодня играла... Это же Лена сочинила?

- Ты про "Мелодию жизни"? Да, Лена оставила все свои ноты дома, когда уезжала, и мы передали их Полинке. Что-то она выучила без изменений, другое, как это произведение, слегка подправила. В общем, теперь это их общая пьеса, и Полина очень ей гордится. Говорит, маме бы наверное понравилось.

Игорь не знал, что сказать. Он хотел задать миллион вопросов, но теперь они все казались такими бестактными.

В конце концов, он решил перевести тему на будущее юной скрипачки:

- А Полина планирует продолжать обучение после колледжа? На каком она сейчас курсе?

- На последнем. А дальше... - старики замялись. - Мы не знаем пока.

- А что такое? Есть же много известных консерваторий. У Полины талант, ей надо продолжать учёбу, - воодушевленно хвалил девочку Игорь.

- Игорёк, не в учебных заведениях проблема, - начали пенсионеры.

И тут мужчина понял:

- Финансы?

По последовавшему молчанию стало очевидно, что он был прав.

Действительно, откуда у двух пожилых людей могут взяться деньги на учёбу внучки? Даже если она пробьется на бюджет, жизнь в большом городе куда дороже, чем в области. Столько расходов они вряд ли смогут себе позволить.

- Послушайте, - начал осторожно Игорь. - Думаю, я смогу вам помочь. Один из моих питерских клиентов как раз связан с музыкальной сферой деятельности. Давайте обменяемся телефонами, вообще всеми координатами, и я вам подробно напишу, может, есть какие-то льготы, программы... Должен быть способ.

Пожилые люди смотрели на него с улыбкой:

- Ты как был, так и остался очень хорошим человеком, Игорь. Что ж... Попытка не пытка, давай попробуем.

Обратно в Питер Игорь Андреевич увозил координаты не только бабушки и дедушки Полины, но и самой юной скрипачки. Девушка, услышав, что старый друг её мамы хочет помочь ей с поступлением, обещала прислать ему на электронную почту записи своих выступлений и собственных сочинений. Она очень воодушевилась его обещанием, а у Игоря, который видел в ней ту самую Лену, игравшую на скрипке на школьной сцене, становилось всё тяжелее на душе. Как же так судьба распорядилась... Он должен помочь этой девочке во что бы то ни стало!

Но не всё в жизни бывает как в сказке. Несмотря на усердную подготовку, девушке не хватило нескольких баллов при поступлении.

- Полин, не расстраивайся. Во-первых, ты же сама понимаешь, что поздно начала готовиться. Если бы у тебя было хотя бы полгода в запасе... А так - всего пара месяцев. И ты готовилась сама, без преподавателя, что тоже сказалось на экзамене. Но есть и плюс - тебя запомнили, отметили и сказали, что будут ждать в следующем году. Давай смотреть на вещи позитивно - это гораздо лучше, чем ничего.

Игорь слушал диалог расстроенной Полины с его женой Оксаной и думал, насколько же он не ошибся, когда выбрал эту женщину. Мало того, что его супруга совершенно спокойно выслушала всю историю, так она ещё и полностью взяла это дело в свои руки. Правда, так как они оба были далеки от музыкального образования и не знали многих нюансов, с первого раза поступить Полине не удалось. Но Оксана говорила правильные вещи: всё получится на следующий год, если как следует подготовиться.

- Будешь жить здесь, в Питере. Снять квартиру я помогу, у моей подруги есть парочка вариантов. Найдёшь работу какую-нибудь несложную, это тоже легко. Вон, администратором тебя в салон пристроим. И все свободное время будешь заниматься. И не сама, а с репетитором. Так надо, Полин, поверь.

- Но, тётя Оксана...

- Что "но"? У тебя есть другие варианты?

- Нет, но мне очень неудобно...

- Неудобно знаешь что? Спать на потолке! Одеяло сваливается. А не вот это всё. Давай так: езжай домой на недельку, обдумай всё, составь план занятий, посоветуйся с бабушкой и дедушкой, и я жду тебя обратно.

Под таким напором Полина не выдержала:

- Хорошо... Спасибо Вам большое...

Следующие полгода прошли в полной гармонии. Полина полдня работала, полдня занималась в консерватории у репетитора. Преподаватель хвалил её, успехи были очевидны, несмотря на сложную программу. Домой девушка возвращалась уставшая, но всегда очень довольная.

В один из таких дней, где-то недалеко от консерватории, Полина и увидела эту женщину.

Высокая, статная, в шубе и на каблуках, она стояла недалеко от входа, как будто ждала кого-то. Наверное, чья-то мама, подумала девушка, и прошла мимо, кутаясь в свой пуховичок и пряча от ветра лицо в объёмный шарф.

Но всю следующую неделю женщина появлялась снова и снова. Она то стояла у самого входа, то ходила по парковке, то ждала на углу.

Как-то раз Полина забыла свои ноты в кабинете после занятия. Хорошо, что вспомнила она об этом, когда только вышла из консерватории.

Девушка быстро побежала обратно, но перед дверью класса скрипки услышала, что её преподаватель с кем-то разговаривает. Подумав, что будет невежливо прерывать беседу, Полина решила немного подождать. И тут она услышала из-за двери знакомые имя и фамилию:

- Лена Соловьёва? Да, ты тоже её видела?

- Ну конечно. Она вторую неделю сюда приходит, уже вся консерватория в курсе, что Ленка опять объявилась.

Полина, прекрасно осознавая, что подслушивать нехорошо, тем не менее прижалась ухом к двери. В пустом вечернем коридоре консерватории было тихо, и она отлично слышала весь разговор:

- Что она? Как обычно?

- Ага, опять просила устроить ей прослушивание или познакомить с известным дирижёром.

- Человеку уже за сорок, и такими глупостями занимается.

- Ну а ты помнишь, когда мы только учились, что она нам говорила?

- Да как такое забудешь... Для неё мы всегда были бездарностями.

- Странный она человек. Как вообще можно думать, что трудолюбие - это признак отсутствия таланта?

- Это ты у неё спроси. Но именно так она нас и подводила много раз: то сфальшивит, то забудет что-то прямо на выступлении.

- А главное, зачем ей это сейчас? Я слышала, она недавно опять замуж вышла. Вроде и одета неплохо...

- Она просто хочет стать звездой. И не понимает, что для этого нужны не самомнение или наглость, а совсем другое...

Полина стояла, оцепенев, потрясенная услышанным. То есть эта женщина у входа в консерваторию - её мама?.. Она живёт в Питере? У неё всё хорошо, но она ни разу даже не вспомнила о своих родителях и дочери? А думает только о том, как бы стать звездой?

Все эти мысли проносились со скоростью звука в голове девушки. В тот момент она разрывалась между двумя желаниями. С одной стороны, ей очень хотелось выбежать сейчас на улицу, подойти к этой женщине и задать ей множество очень важных для неё, Полины, вопросов.

Но с другой, наоборот, девушка хотела бы никогда в жизни не видеть этого человека и не слышать того, что она только что услышала.

Так она и стояла у двери, когда та внезапно открылась.

- О, Полина, а ты что тут делаешь? - спросила её преподаватель.

- Я... Я ноты забыла... - постепенно возвращаясь к реальности, пробормотала девушка.

- А, ну так беги, забирай скорее. Я уже уходить собиралась.

И пока юная скрипачка шла за нотами, она услышала, как её репетитор сказала своей собеседнице:

- Вот Полина - полная противоположность Ленки. Понимаешь, есть у них много общего. Бывает такое. Но у Полинки талант и трудолюбие. Беспроигрышный вариант. А у Ленки, к сожалению, только самомнение.

И почему-то после этих слов у девушки вмиг исчезли и шок, и гнев, и непонимание. Осталась только жалость. К человеку, который сам, собственноручно, выбрал себе такую судьбу.

На следующий год Полина поступила в консерваторию и через несколько лет закончила её с отличием. На третьем курсе она вышла замуж за Андрея, старшего сына Игоря Андреевича. Оксана, его жена, радовалась больше всех и даже проболталась, что с первого взгляда, как только увидела девушку, мечтала заполучить её к себе в невестки.

Полина никому не рассказывала про ту женщину у входа в консерваторию. А зачем? У Лены Соловьевой своя жизнь, а у Полины Смирновой - своя. И вряд ли они когда-либо пересекутся.

Благодарим за уделённое нам время! Поддержите нас подпиской и лайками и не забывайте оставить в комментариях свои отзывы и пожелания