Найти в Дзене
Подвал Истории

CXVIII. «Я только что узнала, что старуха Ментенон вчера вечером сдохла!»

Помимо визитов любимого Мэна, Франсуаза утешалась продолжающейся дружбой с Марией-Беатрис, которая была важна для них обеих. В 1715 году Джеймс Эдвард предпринял еще одну бесплодную попытку получить британский трон: регент Филипп позаботился о том, чтобы французы не поддержали его. Бывшей английской королеве оставалось наносить еженедельные визиты в Сен-Сир. Здесь обе женщины, сидевшие в одинаковых креслах, обслуживались молодыми дамами, причем Франсуаза для ускорения процесса звонила в колокольчик. После кофе дамы удалялись, а Франсуаза и Мария-Беатрис, — королева, которая никогда ею не была, и королева, которая когда-то была ею, общались наедине в течение двух или трех часов. Мария-Беатрис умерла в 1718 году в возрасте шестидесяти лет, окончательно проиграв битву с раком. Поэты прославляли ее: ирландский плач по «жене Якова II» был озаглавлен «Скорбная причина моих слез». Она начиналась словами: «Гэлы остались в унынии» в связи с потерей «женщины, щедрой на милостыню, красавицы, бл

Помимо визитов любимого Мэна, Франсуаза утешалась продолжающейся дружбой с Марией-Беатрис, которая была важна для них обеих. В 1715 году Джеймс Эдвард предпринял еще одну бесплодную попытку получить британский трон: регент Филипп позаботился о том, чтобы французы не поддержали его. Бывшей английской королеве оставалось наносить еженедельные визиты в Сен-Сир.

«Мадам де Ментенон, вдова» Мастерская Пьера Миньяра. Галерея Монбарон, Мадрид. Испания.
«Мадам де Ментенон, вдова» Мастерская Пьера Миньяра. Галерея Монбарон, Мадрид. Испания.

Здесь обе женщины, сидевшие в одинаковых креслах, обслуживались молодыми дамами, причем Франсуаза для ускорения процесса звонила в колокольчик. После кофе дамы удалялись, а Франсуаза и Мария-Беатрис, — королева, которая никогда ею не была, и королева, которая когда-то была ею, общались наедине в течение двух или трех часов.

 Портрет Джеймса Фрэнсиса Эдварда Стюарта, претендента.
Портрет Джеймса Фрэнсиса Эдварда Стюарта, претендента.

Мария-Беатрис умерла в 1718 году в возрасте шестидесяти лет, окончательно проиграв битву с раком. Поэты прославляли ее: ирландский плач по «жене Якова II» был озаглавлен «Скорбная причина моих слез». Она начиналась словами: «Гэлы остались в унынии» в связи с потерей «женщины, щедрой на милостыню, красавицы, благочестивой, щедрой и справедливой...».

Портрет Марии-Беатрис Моденской (1658-1718), жены Якова II, она изображена здесь, когда она была герцогиней Йоркской, около 1676-1685 гг.  Студия Виллема Виссинга (1656–1687).
Портрет Марии-Беатрис Моденской (1658-1718), жены Якова II, она изображена здесь, когда она была герцогиней Йоркской, около 1676-1685 гг. Студия Виллема Виссинга (1656–1687).

К началу весны 1719 года Франсуаза явно сдала: 13 марта она сказала одной из молодых дам: «Все кончено, милая, я уже в пути». Она умерла 15 апреля 1719 года. Ей шел восемьдесят четвертый год. Двор не обратил на это внимания, но, по крайней мере, Лизелотта осуществила свою давнюю мечту — пережила женщину, на которую так сильно обижалась.

Узнав новости, Лизелотта отреагировала с характерным для нее энтузиазмом: «Я только что узнала, что старуха Ментенон вчера вечером сдохла, — написала она с триумфом . — Если бы это случилось на тридцать лет раньше!»
Портрет Елизаветы-Шарлотты фон Пфальц, (Лизелотты), вдовствующей герцогини Орлеанской, написанный художником Гиацинтом Риго, 1713 год.
Портрет Елизаветы-Шарлотты фон Пфальц, (Лизелотты), вдовствующей герцогини Орлеанской, написанный художником Гиацинтом Риго, 1713 год.

На том свете, предположила она, Франсуазе пришлось бы выбирать между Полем Скарроном и Людовиком XIV.

Лизелотта не подвела и себя, когда в 1722 году пришел ее черед умирать: «Можете меня расцеловать, — сказала она санитару. — Я отправляюсь в страну, где все равны».

Принцессы следующего поколения, Мария-Анна принцесса де Конти, Луиза-Франсуаза мадам ла Герцогиня и Франсуаза-Мария герцогиня Орлеанская, дожили до семидесяти лет, умерев в 1739, 1743 и 1749 годах соответственно.

Бенедикта, герцогиня дю Мэн, с ее приятным и утонченным образом жизни в Ссо, пережила всех трех невесток, чье внебрачное рождение она имела обыкновение сравнивать со своим собственным: она умерла в 1753 году в возрасте семидесяти семи лет.

Луиза-Бенедикта де Бурбон, герцогиня Мэн (1676-1753).
Луиза-Бенедикта де Бурбон, герцогиня Мэн (1676-1753).
Ее невозмутимая королевская самоуверенность заставила мадам де Сталь написать, что герцогиня дю Мэн «верила в себя так же, как верила в Бога и Декарта, без объяснений и дискуссий».

Эта уверенность распространялась и на ее собственные актерские способности: никто из профессионалов, игравших с ней, не осмеливался упоминать о том, что миниатюрная герцогиня была до ужаса плохой, хотя и увлеченной актрисой.

Париж начала XVIII века. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Париж начала XVIII века. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Вольтер написал свои первые стихи во время пятилетнего пребывания в Ссо в молодости и нанес второй визит в конце долгой жизни герцогини, в 1746-1750 годах. Он назвал Бенедикту «духом Великого Конде» (ее дед - великий солдат) и с восхищением видел в ней истинную представительницу великого века. Вольтер считал, что прекрасная театральная постановка принесет умирающей герцогине больше пользы, чем Соборование, справедливо полагая, что Бенедикте был куда ближе светский дух Просвещения.

Среди этих долгих жизней было и исключение. Овдовевшая Мари-Элизабет герцогиня де Берри продолжала вести разгульное существование, одновременно аскетичное и безнравственное, и в следующее царствование, к отчаянию своего отца-регента. Весной 1719 года она родила мертвую дочь от своего любовника Риона. Ее здоровье, и без того ослабленное излишествами, так и не восстановилось полностью; Мари-Элизабет умерла в июле накануне своего двадцать четвертого дня рождения.

Мария-Луиза Элизабет д'Орлеан (1695-1719), герцогиня Берри. Приписывается Пьеру Гоберу.
Мария-Луиза Элизабет д'Орлеан (1695-1719), герцогиня Берри. Приписывается Пьеру Гоберу.

Потомки Луизы де Ла Вальер умерли бездетными; мадам де Ментенон не оставила ни одного. Именно плодовитый брак Франсуазы-Марии и Филиппа Орлеанского — шесть дочерей и один сын — распространил кровь Людовика XIV и Атенаис во все католические королевские семьи Европы. Законная кровь Людовика XIV по прямой мужской французской линии от его брака с Марией-Терезой угасла в 1883 году с графом де Шамбор (хотя существовали и существуют испанские Бурбоны).

Граф де Пари с семьей, 1956 год. Фотограф Слим Ааронс. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Граф де Пари с семьей, 1956 год. Фотограф Слим Ааронс. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Но потомки его и Атенаис процветали, и нынешний претендент на французский престол, граф де Пари, происходящий от Людовика XIV и фаворитки Атенаис, живое тому доказательство.

Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: