Найти в Дзене
Hélène Fourment

Разделение и приумножение живописи, теперь мы так можем!

Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас! Продолжаю рассказывать о Святой Евфросинии Полоцкой и о построенном ею Спасо-Преображенском храме, в котором сохранились фрески 12 века. Начало в статьях: В этой статье рассказывать буду не я. Предлагаю вам прочесть интервью с Владимиром Дмитриевичем Сарабьяновым, бригадиром художников-реставраторов, руководителем работ в Спасо-Преображенском храме, разработавшим эту уникальную методику по расслаиванию, снятию живописи со стены и переносу её на холст. Так понятно и просто, как делает это он, мне никогда не пересказать. ---------- «Владимир Дмитриевич Сарабьянов – это человек, которому провидением был дан великий дар таланта и простоты. Мне выпало огромное счастье работать в музеях, где хранили уникальные фрески, и куда приезжал работать Владимир Дмитриевич. Я благодарна судьбе, что на моем жизненном пути встретилась с человеком такого масштаба, такой глубины и такой силы.» Светлана Мельникова, генеральный директор Псковского музея-заповедни

Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!

Продолжаю рассказывать о Святой Евфросинии Полоцкой и о построенном ею Спасо-Преображенском храме, в котором сохранились фрески 12 века. Начало в статьях:

В этой статье рассказывать буду не я.

Предлагаю вам прочесть интервью с Владимиром Дмитриевичем Сарабьяновым, бригадиром художников-реставраторов, руководителем работ в Спасо-Преображенском храме, разработавшим эту уникальную методику по расслаиванию, снятию живописи со стены и переносу её на холст. Так понятно и просто, как делает это он, мне никогда не пересказать.

----------

«Владимир Дмитриевич Сарабьянов – это человек, которому провидением был дан великий дар таланта и простоты. Мне выпало огромное счастье работать в музеях, где хранили уникальные фрески, и куда приезжал работать Владимир Дмитриевич. Я благодарна судьбе, что на моем жизненном пути встретилась с человеком такого масштаба, такой глубины и такой силы.»

Светлана Мельникова, генеральный директор Псковского музея-заповедника.

----------

Интервью с художником-реставратором Владимиром Дмитриевичем Сарабьяновым,

рассказ об уникальной методике расслаивания живописи, снятия верхнего слоя и переносе его на холст, было записано летом 2013 года.

Владимир Дмитриевич Сарабьянов в своей реставрационной мастерской МНРХУ.
Владимир Дмитриевич Сарабьянов в своей реставрационной мастерской МНРХУ.

— В этом храме ваша бригада применила уникальную технологию отслоения поздних слоев росписей от первого, авторского слоя. Это сложно делать?

— Мы использовали опыт и наработки других реставраторов — иногда снимали такие записи со стен, но совсем небольшими фрагментиками по 5 — 10 квадратных дециметров. Мы подумали: «Почему нельзя сделать целиком, всю запись снять?» Довольно быстро придумали систему, как снимать большие площади записей целиком.

Сейчас Полоцкая картинная галерея имеет уже целую потенциальную выставку отслоенной живописи. И они думают, как все это экспонировать, так как им передали уже около 100 квадратных метров.

Полоцкая картинная галерея. В экспозиции представлены фрагменты отслоенной живописи.
Полоцкая картинная галерея. В экспозиции представлены фрагменты отслоенной живописи.

Мы три года этим занимаемся, и белорусы подключились активно к процессу отслоения, они всему научились. Это утомительный процесс, трудоемкий и очень вонючий, очень.

В.Д. Сарабьянов за работой
В.Д. Сарабьянов за работой

— Это какой-то химией делается?

— Да, это очень жесткие растворители, приходится работать буквально в респираторах. Это вредный процесс. Мы даже научились расслаивать эти два слоя записи: отделять слой 1833 года от слоя 1885. Есть несколько участков, на которых получилось так: одна древняя композиция остается на стене храма и две мы отслоили и монтировали на холст.

На лесах, под сводами Спасо-Преображенского храма Спасо-Ефросиниевского монастыря.
На лесах, под сводами Спасо-Преображенского храма Спасо-Ефросиниевского монастыря.

— То есть, получается даже не двойной, а тройной комплект росписи для одной и той же стены.

— Да. Два участка можно экспонировать отдельно.

— И в будущем, когда XIX век станет исследоваться глубоко, ученым будет, что изучать?

— Уже сейчас росписи XIX век — это ценность, и их надо исследовать. Теперь можно их таким способом сохранять. Раньше их просто счищали скальпелем.

Масляная живопись 19 века лежит на фреске 12 века. Теперь их можно разделить, вот такое приумножение делением разработали и осуществили наши реставраторы под руководством В.Д. Сарабьянова
Масляная живопись 19 века лежит на фреске 12 века. Теперь их можно разделить, вот такое приумножение делением разработали и осуществили наши реставраторы под руководством В.Д. Сарабьянова

— А где-то в мире что-то подобное делают?

— Я не знаю таких примеров. Обычно широко практикуются различные методы отслоения там, где авторская роспись была заштукатурена и поверх толстого слоя штукатурки расписали заново. Но это делается элементарно, верхний слой хорошо снимается, потому что он на штукатурке лежит. А у нас проблема в том, что масляная краска была положена прямо на фреску. Надо все так устроить, чтобы не повредить нижнюю фреску.

Реставраторы на лесах за работой
Реставраторы на лесах за работой

— Как это технически можно сделать?

— Сначала лицевая поверхность масляной живописи заклеивается марлей. Потом подбирается композиция растворителей так, чтобы она размягчала масляную запись, но не воздействовала на фреску. В полоцком храме фреска очень прочная — это нам облегчает работу. На участок стены наносится на строго определенное время компресс с растворителями. Время подбирается опытным путем.

Масляная живопись 19 века лежит на фреске 12 века.
Масляная живопись 19 века лежит на фреске 12 века.

Масляная запись размягчается, но остается приклеенной к марле. Потом этот размягченный участок начинают сверху аккуратненько подрезать скальпелем, постепенно отгибая от стены марлю вместе со срезанной масляной живописью и продвигаясь вниз. Это делают два человека, каждый со своей стороны. Похоже на процесс снятия шкуры с животного. Постепенно все отрезается от стены и сворачивается тут же в рулон.

Реставратор Дарья Скобцова подрезает скальпелем параллельно поверхности, постепенно отгибая от стены марлю вместе со срезанной масляной живописью и продвигаясь вниз.
Реставратор Дарья Скобцова подрезает скальпелем параллельно поверхности, постепенно отгибая от стены марлю вместе со срезанной масляной живописью и продвигаясь вниз.

Если композиция большая, то ее снятие может длиться месяц. Дальше очищается, выравнивается, пластифицируется тыльная сторона этой снятой живописи. Потом тыльной стороной живопись наклеивается на холст, после чего марлевая ткань с лицевой стороны удаляется. И — вуаля — получается картина маслом, но уже не на стене, а на холсте.

Реставратор работает с фрагментом композиции "Спас на троне" 1885 года.
Реставратор работает с фрагментом композиции "Спас на троне" 1885 года.

— А во всех храмах, где есть такие поздние росписи, можно таким методом их снимать? Есть какие-то условия?

— Думаю, это возможно практически везде, храмов таких много. Сейчас мы будем пробовать делать такую работу в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. В этом храме на росписях XVII века очень качественная масляная запись. Две трети площади записи давно счистили, и там ее больше нет, а на оставшейся площади она сохранилась, и мы попробуем сделать такое отслоение. На будущий год, может быть, удастся включить эти работы в программу реставрации, тогда там тоже появятся масляные картины, которые можно будет разместить в монастыре.

"Спас на троне" 1885 год, сюжет росписи 19 века снят со стены, сдублирован на холст и экспонируется в Полоцкой художественной галерее.
"Спас на троне" 1885 год, сюжет росписи 19 века снят со стены, сдублирован на холст и экспонируется в Полоцкой художественной галерее.

— Это может быть отдельным пунктом экскурсионной программы?

— Да, это и музейный объект и молельный образ. Чем плохо? Это перспективное дело. Я считаю, что главное наше достижение в том, что мы можем записи отделять от стен большими площадями. Когда снимают маленькими фрагментами и потом скрепляют их вместе, получаются швы, швы, швы, они мешают восприятию — единого впечатления не складывается.

Фрагмент настенной поздней живописи перенесен на холст.                                                                            "Спас на троне", 1885 года, правый нижний угол.     Официально из "памятника культуры недвижимого" стал "памятником культуры движимым"!
Фрагмент настенной поздней живописи перенесен на холст. "Спас на троне", 1885 года, правый нижний угол. Официально из "памятника культуры недвижимого" стал "памятником культуры движимым"!

— Храм Ефросиниевского монастыря действующий. Теперь, когда фрески раскрыты, нужны особые условия их хранения. Удалось выработать такой «режим пользования», с которым бы согласилась община, и который не нарушал бы сохранность росписи?

— Знаете, я должен сказать, что такого заботливого отношения со стороны духовенства к древним росписям, как к Спасо-Ефросиниевском монастыре, я не видел нигде и никогда. Всегда и везде приходилось убеждать священнослужителей, монахов, монахинь, что это ценность, что это драгоценность. На это уходили годы, пока пробьешься через какие-то стереотипы.

-12

В Полоцке все: весь монастырь, игумения, владыка, всё приезжающее духовенство (туда все время кто-то приезжает, это духовный центр и святыня всей страны, там толпы паломников) — все понимают, какая это ценность. Духовенство и монахини «дышат в полдыхания», они прекрасно осознают, что это надо беречь, что нельзя эксплуатировать этот храм «по полной». Сейчас там службы почти не ведутся, бывают молебны перед воссозданным крестом-реликварием.

Когда реставрация завершится, наверно, будут служить литургии. Но сестры согласились с требующимися условиями. А именно, что нельзя жечь свечи, потому что свечи — это смерть для фресок. Восковые, не восковые — неважно. Восковые — более медленная смерть, парафиновые — быстрая. Свечная копоть «съедает» живопись, так как она химически активна. От копоти краска выцветает. В Преображенском храме не жгут свечей, горит только лампадка, а в будущем будет одна общая свеча. Эту практику надо применять везде в древних храмах, где есть росписи.

— А климатические условия в этом районе не сильно вредят фрескам?

— Там вообще неплохой климат. Храм так устроен, что быстро просыхает. Сам по себе климат внутри храма хороший: сухо и тепло. Но, конечно, надо его контролировать. Нужно будет все рассчитать: параметры поддержания температуры и влажности. Община абсолютно на все это готова.

— Это уникальный случай взаимодействия?

— Нет, не такой уж уникальный. Просто надо правильно построить взаимоотношения. Надо, чтобы все было донесено до сознания священнослужителей не каким-то танковым наездом, не в приказном порядке. Нужно разъяснять. Все же люди, все всё могут понять. Если ласково и нежно повторять: «Смотрите, какие хорошие фрески здесь!», — любого проймет в конце концов.

В.Д.Сарабьянов за работой. Перенос рисунка фрески на лист полиэтилена (снятие кальки).
В.Д.Сарабьянов за работой. Перенос рисунка фрески на лист полиэтилена (снятие кальки).

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.

Фото обложки: вверху - 12 век, ниже, на нём - 19-й
Фото обложки: вверху - 12 век, ниже, на нём - 19-й