Найти тему
Максим Носко

Кто спасёт нас от Телеграма? Обзор российских мессенджеров

Оглавление

Недавний запрет на передачу персональных и платёжных данных через иностранные мессенджеры вызывает закономерный вопрос: а в чём общаться? Где же мессенджеры из России? Несмотря на существующие иностранные монополии, российские мессенджеры, тем не менее, существуют

Источник: https://market-sms.ru/marketing/cto-za-messendzer-tam-tam-ot-mailru-razbiraemsa-v-prilozenii.html
Источник: https://market-sms.ru/marketing/cto-za-messendzer-tam-tam-ot-mailru-razbiraemsa-v-prilozenii.html

Начну с того, что многие россияне, к моему удивлению, считают мессенджер Telegram российским. Это количество, конечно, меньше, чем количество людей, которые не знают, сколько в его названии букв "м", но давайте дадим определение: российский мессенджер - это мессенджер, который принадлежит российской компании. Даже если владельца зовут Иван Иванов, даже если в разработке участвуют россияне, и мессенджер не ввёл санкций против России, он вполне может быть иностранным.

Примеры иностранных мессенджеров

  1. Telegram — Великобритания, универсальный мессенджер
  2. WhatsApp — США, универсальный мессенджер
  3. Viber — Япония, универсальный мессенджер
  4. Discord — США, мессенджер, ориентированный на общение во время игры
  5. Microsoft Teams — США, корпоративный мессенджер
  6. Skype — США, универсальный мессенджер
  7. Snapchat — США, социальная сеть
  8. Threema — Швейцария, универсальный мессенджер
  9. WeChat — Китай, универсальный мессенджер

Что есть у нас?

ВКонтакте

Пожалуй, лучший российский мессенджер. Количество подключённых пользователей огромное

Источник: https://apps.rustore.ru/app/com.vkontakte.android
Источник: https://apps.rustore.ru/app/com.vkontakte.android

Можно скачать как социальную сеть, так и только мессенджер. Есть расшифровка голосовых, звонки, всё просто и стабильно. В качестве альтернативы, я бы выбрал именно его.

Одноклассники

Популярная соцсеть и мессенджер. Отличий от ВК не так много, тоже можно скачать только мессенджер.

Источник: https://apps.rustore.ru/app/ru.ok.android
Источник: https://apps.rustore.ru/app/ru.ok.android

ТамТам

Первый в списке чисто мессенджер. По функционалу, является Телеграмом на минималках, весь базовый функционал есть, и каналы, и группы, интерфейс правда не настолько дизайнерский, и стикеров не так много, но мессенджер достойный.

Источник: https://apps.rustore.ru/app/ru.ok.messages
Источник: https://apps.rustore.ru/app/ru.ok.messages

Справедливости ради, можно отметить, что разработчики активно добавляют новые функции, часто в чём-то, точечно, даже опережая иностранные аналоги.

Единственный недостаток - мало пользователей.

Яндекс.Мессенджер

Неплохой мессенджер от Яндекса. Тоже мало активных пользователей, но, зато не нужно дополнительно регистрироваться, аккаунта Яндекса достаточно.

Источник: https://360.yandex.ru/business/messenger/
Источник: https://360.yandex.ru/business/messenger/

Интересно, что Яндекс не особо продвигает свой мессенджер, поэтому людей в нём общается мало.

Из минусов - нет бесплатной веб-версии, её Яндекс предлагает покупать компаниям для внутреннего использования.

ICQ

Некогда популярный мессенджер после потери популярности приобрела компания VK (тогда ещё Mail.Ru). Базовый функционал есть. Ещё есть подсказки по быстрым ответам, типа "хорошо".

Источник: https://apps.rustore.ru/app/com.icq.mobile.client
Источник: https://apps.rustore.ru/app/com.icq.mobile.client

Главный минус всё тот же, мало аудитории

Compass (корпоративный)

Не очень хотелось включать в подборку корпоративные мессенджеры, но вот достаточно современный из них:

Источник: https://appgallery.huawei.com/app/C104435977
Источник: https://appgallery.huawei.com/app/C104435977

Неплохой функционал, но само по себе то, что это корпоративный мессенджер, мне кажется, большой минус. Мы видим, что у нас в топе общеупотребительные продукты. А в Компасе всё общение происходит в закрытых командах-организациях.

Заключение. Проблема российского рынка

Честно говоря, сделать хороший мессенджер — это, на сегодняшний день, не сложно. Но мессенджер, которым мало кто пользуется - не нужен. В отличие от электронной почты, мессенджер является не столько программой, сколько сообществом. А значит, на первом плане не разработка, а маркетинг. А с маркетингом у российских компаний наблюдаются системные проблемы, ведь среди россиян до сих пор сохранилось значительное отторжение российских продуктов. И, соответственно, крупной иностранной компании проще собрать в России сообщество лояльных продукту пользователей, чем российской.

Две монополии

Огромной проблемой является то, что в нише мессенджеров в России наблюдаются две монополии: общая иностранная и внутренняя российская:

Мы видим, что главными в нише мессенджеров сейчас являются иностранные продукты. Крупным иностранным компаниям удаётся собирать и удерживать достаточно большую аудиторию, а пользоваться российскими разработками в этой нише практически невозможно, ведь общаться через наши мессенджеры практически не с кем. Если рассматривать именно мессенджеры, где люди воспринимаются немного по-другому, нежели в социальных сетях, где есть друзья и подсписки.

С другой стороны, посмотрите на российские мессенджеры, среди них наблюдается определённый застой и монополизация: ВКонтакте, Одноклассники, ТамТам и ICQ — большая часть достойных российских продуктов, принадлежат одной компании — VK. Яндекс, вроде как, тоже крупный игрок, но свой мессенджер практически не продвигает, и, в итоге, на рынке мессенджеров, фактически, у нас только одна компания.

Что может исправить ситуацию?

Я вижу три варианта разрешения ситуации:

  1. Яндекс может сделать шаг в сторону рынка мессенджеров. Это было бы весьма неплохо, ведь иметь в одном месте уведомления от Еды, Лавки и прочих сервисов, одновременно с сообщениями от коллег и друзей было бы достаточно удобно.
  2. Крупная компания с развитыми ИТ может представить свежий продукт. В каждом крупном сервисе есть уведомления, а зачастую и чаты. А значит, есть маленький, но мессенджер. Если развить его, наполнить стандартным функционалом (а это легко, как мы видим по рынку), и, что главное — продвинуть на рынке, этот мессенджер вполне может взлететь. Ну а что, почему бы не общаться в Озоне, Дзене или даже в гипотетическом Альфа-(Банке)-Мессенджере, аудитория там уже есть.
  3. Государство может помочь с созданием протокола. Самый фантастический, но очень хороший вариант. Наподобие того, как СБП улучшило конкуренцию среди банков — теперь можно спокойно пользоваться любым, независимо от коллег и друзей — так и подобная система могла бы позволить людям пользоваться разными мессенджерами, и всё равно общаться — это бы сильно развило всю отрасль мессенджеров: разработчики бы получили возможность нормально зайти на рынок, а пользователи — совершенствующиеся в процессе конкуренции продукты.

Ставьте лайки, подписывайтесь, у меня много интересного о рунете, программах и электронике