Найти тему

Эти фразы употребляет каждый, но не задумывается о том, что это не очень грамотно. Плеоназмы

Плеоназм (от греческого "pleonasmós" — избыточность) — это стилистическая или грамматическая фигура, заключающаяся в использовании лишних, избыточных слов или выражений, которые не несут новой информации, а повторяют уже сказанное или подразумеваемое.

Молчать тихо

Фраза "молчать тихо" является плеоназмом, так как слово "молчать" уже означает отсутствие звуков или разговора. Добавление слова "тихо" лишний раз подчёркивает отсутствие звуковой активности.

  • Если тихо молчать, не показывать носа к востоку,
    Если громко кричать и не видеть того, что вокруг,
    Значит, то, что дано было Богом, то выйдет нам боком,
    И врагом нашим будет теперь нами преданный друг.

    Все мы были вначале, но мало кто видел конец.
    Там кончается тьма, но зовут-то всегда концом света.
    А для тех, кто увидел, узнал - начинается это
    Расторжение брака с Землёй, утопленье колец.

    Мы петляем в петле, даже вместо того, чтобы петь,
    И мы ставим стволы и спускаем навечно крючки,
    Невзирая на взор, что твердит нам, что надо успеть
    Хоть немного коснуться великой любимой руки.

    Раствориться настолько, чтоб больше нельзя не творить,
    И не просто простить, а проститься со всем, что умели,
    С тем, что договорились, что надо бы договорить,
    Что не смели все мели и что замести не успели.

Мёртвая холодность

Выражение "мёртвая холодность" включает в себя плеоназм, так как слово "мёртвая" уже описывает полное отсутствие жизни и активности. Добавление слова "холодность" усиливает характеристику, которая уже подразумевается в слове "мёртвая".

  • Роскошь так уж роскошь - истинно беспутная;
    Бедность так уж бедность - смерть ежеминутная;
    Голод так уж голод - областию целою,
    Пьянство так уж пьянство - всё с горячкой белою.

    Моды так уж моды - всё перемудренные;
    Дамы так уж дамы - полуобнаженные;
    Шлейфы так уж шлейфы - двух- и трёхсаженные;
    На пол нагло брошены камни драгоценные.

    Нечто лучше женщины в красоте искусственной,
    С шиком нарисованной, чувственно-бесчувственной;
    Обаянье демона, ангела незлобие -
    Во втором издании "божие подобие"

    Похоть так уж похоть - с роковою силою
    Деньгам, сердцу, разуму - всем грозит могилою;
    Старцы льнут и падают, как грудные деточки,
    И за ними дети их - плод от той же веточки.

    Воры так уж воры - крупные, с кокардами;
    Кражи так уж кражи - чуть не миллиардами;
    Жуликов-мазуриков в эту пору грозную -
    Как на небе звездочек в ноченьку морозную.

    Мелкие скандальчики с крупными беспутствами;
    Разоренья честные с злостными банкрутствами;
    Фокусы бумажные, из нулей могущества -
    И на каждой улице описи имущества.

    И на каждой улице, с музыкою, с плясками,
    Разоряют вежливо, обирают с ласками,
    И - притоны мрачные, кутежи с злодействами,
    И убийства зверские целыми семействами.

    И работа вечная и неугомонная,
    И холодность мертвая, строгость непреклонная,
    И с трибун словесников речь всегда медовая,
    И нужда молчащая, но на всё готовая.

    Скорбь так скорбь безмолвная. Горе, как нахлынуло,
    Всё существование разом опрокинуло;
    Знает погибающий, что никто не сжалится,
    И. как сноп бесчувственный, сам в могилу валится.

    Смех так смех насильственный, злобы не скрывающий,
    Или разухабистый и стыда не знающий,
    Или уж отчаянный, с умоисступлением -
    Над собой, над ближними и над всем творением.

Выше мы увидели примеры использования плеоназмом с целью усиления эмоционального воздействия на читателя. Однако плеоназмы появляются в нашей речи и по причине устойчивости некоторых выражений:

  • Нам нужно вернуться назад.
  • Прошлой осенью я впервые познакомился с её творчеством.
  • Поднимитесь вверх по лестнице и увидите красную дверь.
  • Актриса написала свою автобиографию.

Использование плеоназмов может снижать ясность высказывания и стилистическую выразительность текста, поэтому в художественной и официальной литературе и в научных текстах их следует избегать. Однако в разговорной речи плеоназмы могут использоваться для усиления эмоциональности высказывания или как характерная черта диалекта или стиля.