Самый интересный период творчества артиста — это его начало, когда он сам не знает, как должен звучать. Зачастую раннее творчество музыкантов слушается странно, но в ретроспективе очень интересно наблюдать первые шаги и к чему они привели. So-baka — совсем молодой артист, чей путь к поиску своего звучания только начался. В его пока небольшой дискографии можно отыскать как забойный синт-рок, так и абстрактный рэп. Новый макси-сингл «Планы на вчера» — это новый эксперимент по смешению панка и электроники.
«Главные условия лично для меня — динамичность, атмосферность и возможность исполнить это всё вживую. Эти факторы местами ставлю даже выше качества».
Новый релиз напоминает модный синт-панк, сделанный максимально правильно — где надо шумит громко, где надо тихо, создавая идеальную эмоциональную подложку к и так эмоциональной лирике. Такую музыку легко можно представить в лайнапе современных рэп-рок-фестивалей по типу «Будущее», где музыка нарочито соединяется в самые движняковые жанры, чтобы создавать агрессивные слэмы.
«Всё, что попадает в ноты, в ритм и оригинально — заслуживает моего внимания».
Но музыка «Собаки» всё-таки немного камернее рейвовых запилов своих вдохновителей. В ней есть движ, но ещё комнатный. Приоритет идёт не в пользу концертного разноса, а подъездной романтики, что вполне нормально для артиста, которому панельная теснота ближе клубной духоты.
Пока So-baka только разбирается, как звучит музыка в разных жанрах, и наблюдать за этим процессом искренне интересно. Когда артист созреет до дебютного альбома, ещё неясно, но если все его наработки органично соединятся в одну большую форму, то он будет обречён занять своё уникальное место на современной альтернативной сцене. Главное, чтобы эта юношеская наивность не подавилась амбициями большого музыканта, и тогда плейлист слушателя обновится новой уникальной музыкой.
«Синтетическое звучание в рок-инструментале, разгоны с прямой бочкой, постхардкорные брейкдауны в лиричных треках — всё будет».
— Проект появился только в этом году. Расскажите о том, как вы пришли к музыке.
— Путь к такому проекту сейчас кажется очевидным, но вышел далеко нелинейным. Проще всего, конечно, ответить, что в 13 лет я получил на день рождения свою первую электрогитару и всё началось именно с этого, но всё как обычно немного сложнее. Хотя интерес к созданию музыки действительно тянулся примерно с того возраста, тогда же, в 2013-м, я в первый раз установил FL studio (программа, в которой работаю над музыкой), но не особо разобрался, а из видеоуроков на YouTube лежал единственный обзор на испанском (смеётся — прим. ред.).
Следующие контакты с музыкой так же происходили исключительно из интереса, а не с целью связать с этим свою жизнь. Каверы на популярные песни, посиделки с гитарой во дворах, друзья-музыканты и попытки собраться в коллектив. Последние пару лет музыку исключительно слушал, до одного забавного переломного момента. Знакомый решил поделиться со мной своими фонк композициями, а я в тот момент пересматривал серию фильмов «Форсаж» и предложил вместе оформить трек на эту тему, чтобы в машине было что послушать, что-то в формате: «Представь, как пафосно было бы подвозить кого-то под свой трек на фоне». И, собственно, вон она, финишная прямая к проекту So-baka, через десятки демок в разных жанрах, пачку видеоуроков и разборов процесса создания музыки я вспомнил, что у меня всё ещё есть гитара.
— Пока вы не раскрываете свою личность. Когда планируете начать показывать себя?
— По поводу медийности и связывания музыки со своей личностью. Изначально хотелось полностью оставаться инкогнито, чтобы музыка ассоциировалась с персонажем, а не со мной лично, так как мы хоть и не сильно, но отличаемся. Но, как оказалось, сложно оставаться в полной анонимности, когда почти все сервисы требуют поставить в профиль фото, где чётко видно лицо артиста, любые рекламные компании сопровождаются видеонарезками с участием исполнителя, туда же и промо материалы. Плюс к этому последние лет пять я не то чтобы активно пополнял свои фотоальбомы, но сейчас всё-таки пришлось записаться на фотосессию (смеётся— прим. ред.). Скоро всё будет.
— «Планы на вчера» довольно эмоциональный релиз. Насколько лирический герой песен близок с вами?
— Все сюжеты из текстов песен сняты с реальных ситуаций, местами немного дополнены для более сочной картинки. Почему картинки? Практически все тексты — это фрагмент истории, часто с открытой завязкой и финалом, которую вполне можно визуализировать и погрузиться в эту атмосферу. Что до моралей этих историй — они так же открыты и не закладываются в строгом виде. Слушатель сам вправе решить, соглашаться с персонажем или противопоставить ему себя.
Близок ли образ лирического героя ко мне? Да, формально это я, без идеализации, прикрас и убеждений, что всё же лучше, чем на самом деле. Но так как в текстах ситуации часто преувеличены (иногда утянуты в крайность до абсурда), я в них так же абсурдизирован.
— Среди чисто рокерских треков можно найти и рэп. Какой жанр вам ближе?
— К вопросу о жанрах — проект открыт и не заключается в строгие рамки. Главные условия лично для меня — динамичность, атмосферность и возможность исполнить это всё вживую. Эти факторы местами ставлю даже выше качества. Стильно? Цепляет? Мурашки по спине пробежали? — одобрено. А рэп с роком в моём проекте связывает скорее приставка «андер», которая относится как к звучанию, так и к темам и настроению треков.
— С кем бы вы хотели записать фит?
— Фиты, ох, учитывая мою любовь к совершенно разным жанрам музыки, есть масса идей, как всё это можно интересно связать в цельную композицию. Если быть реалистом, первым в списке был бы Lida. Мальчик светлый, голосок ангельский (смеётся — прим. ред.). Ну а если губу раскатывать — я фанат ATL'a, и фит с ним скорее на полочке с мечтами, а не с целями.
— Расскажите о концерте мечты.
— Концерт мечты... Тут скорее цель не столько в массовости или прибыльности мероприятия, сколько в идейности. Очень хотелось бы сделать из этого метаироничный перформанс и устроить массовый андер-движ из фанатов уличной культуры, трёх полосок и районного звука, поклонников аниме культуры с их атмосферой отрешённости, постоянным желанием в самобытность.
По сути, две крайности общего субкультурного стремления к индивидуальности, которые объединила бы музыка/атмосфера. Суровые парни в спортивных костюмах на контрасте с девочками в кошачьих ушках. Если не это идеальный концерт, то какой (смеётся — прим. ред.)?
— Кого вы чаще всего сейчас слушаете?
— В ответах выше уже упоминал, что я действительно фанат музыки в целом, а не отдельных жанров. Всё, что попадает в ноты, в ритм и оригинально — заслуживает моего внимания. Прямо сейчас открываю свои аудио и выписываю подряд: Radiohead, Слава КПСС, The Adicts, Eminem, Lida, Hilight Tribe, Marilyn Manson, Daft Punk, Elvis Presley, Die Antwoord.
И сколько бы ни продолжал список, вряд ли какой-то жанр выйдет на первый план. Часто любовь к конкретному жанру обусловлена причислением себя к каким-то социальным группам или банально страхом признаться себе, что тебе может нравиться то, что не считается в обществе почитаемым. У меня таких загонов нет. Если трек «Заставлял» раскачивает, значит я выкручу его на максимум, не думая о том, кто как на меня посмотрит.
— Каким вы видите свой дебютный альбом?
— Альбом. Скорее всего, это будет развёрнутая версия того, что стараюсь выкатить в EP и синглах. Возможно, с бОльшим погружением, пересечением историй в рамках общей вселенной текстов, какие-то треки могут стать завязкой или финалом историй из прошлых текстов (поэтому есть смысл вслушаться в текст). И само собой — смешение жанров. Синтетическое звучание в рок-инструментале, разгоны с прямой бочкой, постхардкорные брейкдауны в лиричных треках — всё будет.