Глава 3
Мы в это время залазили на печь и там «дрожали» за маму. Много слез вылила мать за свою жизнь. Я только потом понял, что наша семья жила так бедно, наверное, потому, что отец много денег пропивал, и на этой почве, очевидно, были ссоры в семье.
Нас детей родители не обижали, но ласки много не видели, некогда им было заниматься этим делом. Разговор между ними всегда шел о нужде и как ее преодолеть.
До колхозов хлеба нам хватало только до марта месяца любого года, а затем ели в основном одну картошку с молоком, блины, кисель с крахмалом. На заработанные деньги отцом немного покупали муки, и ее тратила мать экономно, пекла ватрушки и лепешки.
Одевались мы, дети, во все самотканое, рубашки и штаны были из холста, на ногах сапоги, а зимой лапти. О ботинках, костюмах и пальто мы тогда и не думали, да и не знали, что есть такая одежда. Все жили тогда бедно. Семьи у всех были большие, а рабочих рук мало.
Наша деревня Корнеевка в народе еще называлась Новлянкой и Новой деревней т. к. она якобы недавно откуда-то переехала, со слов отца переселилась она с «окон», это с берега затона. Окнами назывались, они и сейчас существуют, это две глубоких впадины в водах затона, которые якобы подземно соединены со Святым озером. Легенда говорит, что окольцованную щуку пускали в Святое озеро, а рыбаки ее поймали в затоне. Вот отсюда и взялось название «окна».
Из переселившихся 14 хозяйств деревня выросла к 1941 году до 120 домов. Место очень красивое, кругом был лес, посредине протекает речка Кромка, которая впадает в затон. При моем детстве она была глубоководная и рыбная. Мы, детвора, в ней купались и ловили рыбу. Основной рыбой были летошники, так мы ее называли, серого пятнистого цвета рыба с усами как у сома, величиной не больше ладошки (без чешуи). Очень вкусная рыба.
Ловили мы ее обыкновенными корзинами. Поставишь корзину, придерживая рукой, ногами поболтаешь в воде, как бы загоняя рыбу в корзину, перевертываешь ее и смотришь, что и сколько попало, были случаи, даже щуки попадали. Зимой на этой речке на коньках катались, а коньки мы делали сами — это деревянное основание, которое привязывалось веревкой к лаптям, снизу обивали железом, чтоб лучше скользили по льду. Сейчас речка Кромка обмелела, превратившись в ручей, и рыбы в ней не стало.
Необходимо отметить и такое явление, характерное только для нашей деревни, на берегу речки Кромки в давние времена образовался так называемый святой родник, на месте которого потом сделали колодец.
Возле этого родника со святой водой была построена часовня, внутри ее было много всевозможных икон. Раз в году на девятую пятницу (религиозный праздник, 9-я пятница от пасхи) собиралась масса людей из всех окружающих деревень, люди ехали из более дальних мест, до 100 км. В этот день происходило богослужение со всеми религиозными ритуалами. В завершение церемониала люди окачивались этой святой водой (она очень холодная) и, заполняя сосуды, уносили, увозили с собой. Эта вода, по их мнению, придавала силу и бодрость, а главное, здоровье, не болеть. Я точно сейчас не знаю, то ли в ВОВ, то ли после нее часовню сожгли (она была деревянная). Причина поджога осталась тоже неизвестной, однако божественные обряды продолжаются до сего времени.