Найти тему

Очерк – многогранные возможности жанра.

«Очерк – 1. Небольшое повествовательное произведение, содержащее краткое описание реальных фактов, лиц. // Биографический очерк. Исторический очерк.
2. Описание, обзор, беглый набросок. // Очерк развития русской поэзии второй половины 19 века.
3. множественное число: -очерки, -очерков (Род. падеж) // Название научного труда.
4. «Очертание (1 зн.)» - Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт». 2001. – С. 489.
«Очерк – 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание чего-либо. // Военно-исторический очерк. Бытовой очерк.
2. Общее изложение какого-либо вопроса. // Очерк о русской истории.
Прилагательное: очерковый, -ая, -ое (к первому значению) // Очерковая тематика.
Очеркист – писатель, журналист, пишущий очерки (в 1 значении слова) // очеркистка (ж. род);
Прилагательное: очеркистский.»
- Словарь русского языка. Составитель – С. И. Ожегов. Издание третье / Под общей редакцией академика С. П. Обнорского. – Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: 1953. – С. 438.
Источник: https://www.freepik.com
Источник: https://www.freepik.com

Очерк – эпический, преимущественно прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные, не вымышленные факты и события реальной жизни. В этом заключается отличие очерка от жанра рассказа: в рассказе изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением автора.

Очерк включает в себя не только описания (пейзаж, портрет, вещный интерьер), но и повествование о действиях и поступках персонажей. Повествование и описание в очерке создаются на основе наблюдений рассказчика – автора очерка. При этом автор очерка сопоставляет или противопоставляет события, факты, явления, о которых в очерке идёт речь.

От жанра повести (повести, как правило, свойственна последовательность событий, связанных каким-либо противоречием между персонажами; в то же время события в повести сюжетно связаны, каждое событие логически продолжает предыдущее), очерк отличается свободной композицией.

Источник: https://www.freepik.com
Источник: https://www.freepik.com

Композиция – один из важных элементов художественной формы; построение художественного произведения, соотнесённость и последовательность в расположении его частей. Композиция всегда обусловлена содержанием и жанром произведения; композиция скрепляет элементы формы художественного произведения, соподчиняя их идее.

Композиция – это также внутренняя организация способов художественного изображения, которые выбирает автор произведения; кроме того, композиция – это внутренняя организация системы образов художественного произведения (система образов художественного произведения – это «расстановка» и группировка персонажей, явлений, сюжетных событий.)

Композиция – от латинского compositio – составление, соединение.

К основным способам художественного изображения в очерке относятся –

  1. Повествование – речь автора или рассказчика; изображение событий или действий главных персонажей очерка во времени;
  2. Описание – интерьер, пейзаж, портрет;
  3. Авторские рассуждения, прямое обращение автора к читателю;
  4. Самохарактеристика персонажа (фрагмент дневника; письмо; фрагмент путевых заметок.)

Использование тех или иных способов изображения зависит от жанра произведения; в эпических произведениях, к которым относится очерк, преобладают повествование и описание; широко используются авторские рассуждения, речь персонажей. Разумеется, выбор способов изображения в очерке зависит от творческого замысла автора.

Сочетание различных элементов композиции играет в очерке особую роль. Почему? Во-первых, сочетание различных элементов композиции очерка определяется авторским замыслом и идейным содержанием; во-вторых, именно сочетание различных элементов композиции в тексте очерка образует богатое разнообразие комбинаций и вариантов, и именно это делает каждый конкретный очерк самобытным и неповторимым.

Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными. В чём же заключается их отличие?... Как правило, в документальном очерке автором точно передаются события, их логическая последовательность; характеры действующих героев, их внешность и поведение. Автор документального очерка стремится быть максимально объективным и точным – он описывает характерные факты и явления в том виде, в каком они существуют в реальной действительности.

Очеркист – автор публицистического очерка – даёт оценку реальным явлениям жизни (о которых в очерке идёт речь) и обязательно выражает своё понимание этих жизненных явлений. Важно заметить: свою оценку и своё понимание очеркист выражает публицистическими средствами – языковыми и стилистическими. А что же такое публицистика?…

«Публицистика – от латинского publicus – публичный.
1. Совокупность произведений различных родов искусства и литературы, говорящих о злободневных вопросах жизни общества; открыто, напрямую выражающих общественно – политическую позицию своих авторов. //
Бурное развитие публицистики не только в журналистике, но и в кино, и на сцене было свойственно культуре Ленинграда конца 1980-х – начала 1990-х годов.
2. Собирательное значение (о публицистических произведениях): Читаю только публицистику.
3. Собирательное значение. (о характерных особенностях стиля таких произведений): В этих стихах - одна публицистика, а поэзии – ни на грош!
4. Имя прилагательное: Публицистический, - ая, - ое.
Публицистичный – проникнутый чертами, элементами публицистики. //
Публицистичная пьеса. Публицистичность прозаического произведения.»
- Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт». 2001. – С. 653.

Справедливо будет заметить следующее: в документальном публицистическом очерке зачастую поднимаются новые для общественного сознания проблемы, новые для литературы темы; в образной яркой форме передаётся автором очерка информация.

А что можно сказать о своеобразии художественного очерка?...

В литературоведении существует такая точка зрения: документальный очерк – единственно возможная форма очерка; документальность – основополагающий жанровый признак. Сторонники данной точки зрения отказываются признавать художественный очерк, как жанр.

Наверное, подобная точка зрения слишком резко ограничивает жанровые возможности очерка.

Разумеется, документальный публицистический очерк – более распространённая жанровая форма. Но нельзя отрицать следующий историко-литературный факт: документальный и художественный очерки, сохраняя свою самостоятельность, в историко-литературном процессе взаимообогащают и дополняют друг друга.

Предметом изображения в художественном очерке, как правило, являются уклад жизни той или иной социальной среды, устойчивые отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Автор художественного очерка стремится выявить и показать устойчивые, неизменяемые явления жизни, освящённые традицией.

Очеркиста может интересовать не только социальная среда в целом и её типичные представители; возможен художественный очерк – «портрет на фоне времени»: портрет яркой личности – особенности её внешности, характера, частной жизни. Яркая противоречивая личность, как правило, резко контрастирует со своей социальной средой и окружением – данный контраст интересует автора художественного очерка прежде всего.

Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов / под ред. Н. Некрасова, рис. В. Тимма и др. В 2 ч. Ч. 1-2. СПб.: Издание книгопродавца А. Иванова, 1845 год.
Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов / под ред. Н. Некрасова, рис. В. Тимма и др. В 2 ч. Ч. 1-2. СПб.: Издание книгопродавца А. Иванова, 1845 год.

В России очерк как самостоятельный жанр развивается во второй половине 19 века. В 1845 году в Петербурге выходит в свет книга, восторженно встреченная литературной критикой – сборник «Физиология Петербурга» (сборник состоял из двух частей, увидевших свет одна за другой). Сборник «Физиология Петербурга» стал ярким событием культурной жизни столицы. Казалось бы, откуда такое странное название? Ведь «физиология» - это наука о жизнедеятельности человеческого организма; причём здесь литература?... Но дело в том, что со словом «Физиология» связывается представление о научном, строгом и беспристрастном, описании реальных фактов; о постижении закономерностей.

В сборник «Физиология Петербурга» вошли произведения разных жанров – рассказы, драматические сценки, небольшие стихотворения, очерки. Авторы «Физиологии Петербурга» ставили перед собой непростую задачу – беспристрастно, добросовестно и честно изучить жизнь большого города. Каждый из авторов, чьи произведения вошли в сборник «Физиология Петербурга», внёс свою лепту в создание не просто интересной талантливой книги, но нового направления в русской литературе – натуральной школы. В книге «Физиология Петербурга» художественные принципы натуральной школы выражены ярко и отчётливо. Именно жанр очерка – и это далеко не случайно – сыграет особую роль в развитии нового направления русской литературы; появится даже разновидность художественного очерка натуральной школы, и литературоведы дадут ему чёткое название: «физиологический очерк». Полно, объективно и честно, на высоком художественном уровне описывать «историю внутренней жизни» большого города – именно эту цель поставили перед собой авторы «Физиологии Петербурга»; художественные и стилистические возможности жанра очерка как нельзя лучше помогли авторам сборника достигнуть поставленной цели.

Среди авторов сборника – Дмитрий Григорович (помещённый в «Физиологии Петербурга» очерк «Петербургские шарманщики» - один из первых литературных опытов писателя); Владимир Даль - его очерк «Петербургский дворник» создан задолго до того, как В. И. Даль составил свой знаменитый «Толковый словарь». Кроме того, на страницах сборника были напечатаны произведения Ивана Панаева, Александра Кульчицкого, Евгения Гребёнки.

В дальнейшем к жанру художественного очерка обращались такие разные писатели, как Иван Тургенев (Знаменитые «Записки охотника»); Глеб Успенский; Фёдор Решетников; Василий Слепцов; Николай Помяловский («Очерки бурсы»); граф Владимир Соллогуб.

Жанр очерка – и документального (публицистического), и художественного – не потерял актуальности и в наши дни. На страницах блога «Забытые страницы русской литературы…» мы постараемся обязательно вернуться к вопросу о бытовании жанра очерка в русской литературе 20 века; данная тема очень неоднозначна, и интересна именно своей неоднозначностью и глубиной – в разные периоды времени жанр очерка оказывается по-разному востребован; бывают периоды спада интереса к данному жанру, но в забвении он не пребывает никогда.

В блоге «Забытые страницы русской литературы…» уже были две публикации – «Зачем и кому нужен дневник читателя?» и «Неумирающий литературный жанр – путешествие.». В каждой из этих публикаций был упомянут жанр очерка, творческие возможности, которыми обладает этот жанр. Уважаемые читатели блога при желании смогут прочитать и сопоставить данные публикации; такое сопоставление даст возможность самостоятельно выявить и оценить значение жанра очерка для создания текстов читательского дневника, путевых заметок; оценить значение жанра очерка для открытия возможности письменно зафиксировать, осмыслить читательские впечатления или впечатления от встречи с незнакомым и новым пейзажным пространством.

Источник: https://freepik.com
Источник: https://freepik.com