Владимир Кирьянов
Очень интересно проследить эволюцию наземных транспортных средств, которые используются в Антарктиде на полярных станциях, в частности, и на наших российских. Долгое время основным транспортным средством передвижения в Антарктиде были собачьи упряжки. Именно на собаках Руал Амундсен достиг в 1911 году Южного полюса. Но уже в 1908 году в экспедиции Шеклтона, а чуть позднее – в 1911 году в экспедиции Роберта Скотта впервые был испробован механический наземный транспорт – автомобиль и мотосани. Ни то, ни другое не оправдало себя, поскольку колеса автомобиля и узкие полозья мотосаней проваливались глубоко в снег. Хотя, как совершенно верно заметил Скотт, несмотря на то, что машины не были приспособлены к таким суровым условиям, сам принцип механической тяги прекрасно выдержал испытания: на моторных санях тяжелый груз был перевезен по снежной поверхности шельфового ледника на расстояние более 80 километров.
В 1939 году в США специально для работ в Антарктиде была построена и испытана (1700 км по асфальтовой дороге) гигантская четырехколесная машина «Snow Cruiser» («Снежный крейсер»). Ее придумал полярный исследователь контр-адмирал Ричард Берд, который надеялся, что такой вездеход станет для полярников и теплым уютным домом, и надежным средством передвижения по льдам и снежным застругам. Идея была верной и спустя двадцать с лишним лет она частично воплотилась в советском гусеничном вездеходе «Харьковчанка». Американская же машина получилась огромной: 34-тонный гигант длиной 17 метров, высотой почти 5 метров и шириной 6 метров, на трехметровых колесах. Внешне она напоминала современные армейские тягачи, которые перевозят межконтинентальные баллистические ракеты.
Главным недостатком проекта была неповоротливость. Не прошел испытания и на глубоком снежном покрове, а самое главное – был колесным. Автомобиль, выкрашенный в красный цвет, чтобы его было хорошо видно на белых просторах Антарктиды, должен был пересечь весь континент, но смог проехать всего 148 км – от американской базы «Little America III» («Маленькая Америка-3») до первого поворота на маршруте, да и то лишь задним ходом. Колеса тяжелой машины, погружавшиеся в снег почти на метр, беспомощно прокручивались, а двигатели перегревались. Снег под колесами проминался, и они все время оказывались в яме. В результате крейсер встал на вечный прикол в качестве базы для полярников. Позднее его занесло снегом, и лишь длинный бамбуковый шест указывал место этой «подземной» базы.
В 1958 году ученые установили точное местонахождение «Крейсера», откопали машину, осмотрели ее и уехали. С тех пор ее никто больше не видел.
С появлением в Антарктиде гусеничного транспорта стали возможны длительные походы вглубь континента, а не только изучение ее прибрежной части. В 1956 году на первую Советскую станцию Мирный были завезены грузовики ЗИЛ-157 и обычные гусеничные тракторы ЧТЗ. Автомобили на колесах, как и во времена Шеклтона и Берда, сразу показали свою непригодность, застревая в глубоком снегу. А утепленные тракторы, которые должны были доставить груз и людей на станцию Пионерская, располагавшуюся в глубине материка, оказались слишком тихоходными и на них удалось пройти всего 450 километров.
Спустя год по Антарктиде совершили пробег тяжелые артиллерийские тягачи АТ-Т. Они показали лучшие результаты и совершили переход протяженностью 975 км до станции Восток. Правда, эти машины не смогли решить проблему комфорта внутри транспорта, о чем так беспокоился в свое время адмирал Берд.
Специально для походов между советскими антарктическими станциями в 1957 году на базе плавающего танка ПТ-76 и бронетранспортера БТР-50П был сконструирован вездеход, который назвали «Пингвином». Эти мощные машины позволили полярникам продвигаться вглубь континента. В настоящее время на станциях Мирный и Новолазаревская на вечную стоянку установлены два «Пингвина» – в качестве памятников первым советским покорителям ледяного континента.
Вездеход "Пингвин". Фото П. Коноплева
Начиная с 1959 года на наших антарктических станциях стали использовать сверхтяжелые тягачи «Харьковчанка», спроектированные на базе АТ-Т специально для Антарктиды. В утепленном кузове площадью 28 квадратных метров были оборудованы спальные места, небольшой камбуз, туалет, радиорубка и большая кабина водителя, снабженная всеми необходимыми в дальних походах штурманскими приборами. До сих пор в составе технического парка Российской антарктической экспедиции (РАЭ) трудятся также мощные двухзвенные вездеходы «Витязь» ДТ-30 Ишимбайского завода.
На зарубежных станциях работают специально переоборудованные под полярные условия тракторы «Caterpillar», вездеходы «Hagglunds», а также ратраки «Snowcat» на четырех гусеничных опорах, каждая из которых может работать независимо от других. Эти ратраки, например, могут добраться от американской станции Мак-Мердо до станции Амундсен-Скотт на Южном полюсе всего за 10 дней, преодолев расстояние 1450 км.
Вездеход "Snowcat"
В 2015 году участники экспедиции «Antarctica-2» стартовали от аэродрома станции Новолазаревская и, преодолев на колесном тракторе «Massey Ferguson 5610» нелегкий путь протяженностью 2500 км, через 16 дней достигли Южного полюса. Тем самым они повторили поход Эдмунда Хиллари, который в 1958 году первым совершил экспедицию к Южному полюсу на тракторах «Ferguson TE20». На этот раз к полюсу трактор вела 38-летняя голландка Мэнон Оссевоорт, известная всему миру как «Tractor Girl». В пути ей помогал французский механик Николя Бачелет. Покорение Южного полюса – не первый ее рекорд. В 2005 году она отправилась на тракторе из родной Голландии в Кейптаун, и это путешествие заняло у нее четыре года.
Поход трактора "Ferguson" к Южному полюсу в 2015 году
Начиная с 2008 года, на российских станциях, а также на индийской Мэйтри в Антарктиде начали использовать немецкие широкогусеничные ратраки «Pisten Bully», которые отличаются приличной скоростью (15 км в час), хорошей проходимостью, большой грузоподъемностью (на прицепе – до 35 тонн), и оборудованы съемным жилым модулем, который, в случае необходимости, можно быстро снять и отремонтировать. Благодаря широким гусеницам они менее чувствительны к ледниковым трещинам. В настоящее время этот ратрак стал главным транспортным средством для походов на станцию Восток со станции Прогресс. Расстояние в 1460 км он преодолевает за 7 суток и за летний сезон совершает два таких похода, доставляя необходимый груз и продовольствие на всю зимовку.
На нашем аэродроме и на станции Новолазаревская используются, кроме того, широкогусеничные итальянские ратраки «Эверест».
"Эверест". Фото С. Киппы
Кроме того, на аэродром станции Новолазаревская привезли из Исландии переоборудованные для полярных условий пикапы на шинах низкого давления «Toyota Hilux». На этих машинах различными экспедициями неоднократно совершались поездки от нашей аэродромной базы до Южного полюса, и занимали они от 5 до 7 дней в одну сторону. А три таких автомобиля приняли участие в беспримерном двойном трансконтинентальном пробеге «Extreme World Races», когда каждый из них прошел по 9500 километров. Это достижение считается рекордом, как самое длинное путешествие на колесном автомобиле по Антарктиде.
Таким образом, техника в Антарктиде менее чем за сто лет методом проб и ошибок прошла путь от собачьих упряжек, колесного транспорта и мотосаней до гусеничных вездеходов, а позднее – широкогусеничных ратраков, и, наконец, вновь частично вернулась к колесному транспорту.
Экспедиция Скотта использовалась для рекламы производителей какао