Доброй ночи, Империя.
Запад любит напоминать, что он несет свет демократии куда ни попадя - и раз уж мир жутко авторитарен, необходимо привить несознательному и бессовестному миру ряд принципов, согласно которым он (мир) войдет в дружную семью народов и стран, вкусивших демократию в полной мере.
Примерно так и думал Запад, начиная чуть более десяти лет назад свою Арабскую весну - дескать, все эти чумазые египтяне, ливийцы, алжирцы, тунисцы и даже персы быстро поймут всю прелесть демократического строя и стройными рядами пойдут к новым горизонтам.
Правда, с горизонтами как-то не задалось. В Египте, революционно и азартно снесшем Хосни Мубарака, быстро подняли головы исламисты в виде "Братьев-мусульман" - и военным пришлось сносить этот режим под ноль, чтобы страна хоть как-то пришла в чувство реальности. В Ливию демократия пришла вместе со смертью полковника Каддафи - и теперь в Ливии столько демократии, что не унесешь.
В стиле, похожем на стиль египтян, снесли демократию в Алжире и Тунисе - а в Сирии злобный Башар Асад так запугал бармалеев с помощью России, что что это вызвало бурю негодования в Белом доме - как это так, мы все силы положили на снос крававага диктатора, а он и в ус не дует!
Но этого оказалось мало - и вот уже Иран и Турция внезапно садятся за один стол переговоров. Неожиданно, больно, но пока еще терпимо для Запада, который сделал все возможное, чтобы на Ближнем Востоке и в Северной Африке царил хаос. Следующий удар наступил в марте 2023 года, когда, по примеру российского коллеги, пекинский диктатор и почетный автократ усадил за стол переговоров иранцев и саудитов - и только тут до Запада дошло, что сценарии, написанные им для Азии и Африки, кто-то нагло выбросил в мусорную корзину. Не будем показывать пальцем, ибо любой гей и демократический журналист заранее знает, кто виноват.
Мало кто знает, но во время переговоров с саудитами Тегеран налаживал отношения с Эмиратами - более того, отношения с Бахрейном тоже близки к нормализации, поскольку персы значительно снизили активность своих прокси в Йемене - а следом за Эмиратами и Бахрейном потянулся Оман: все таки 88 млн населения и первая экономика среди стран Залива - штука крайне притягательная в экономическом плане.
Пока в Заливе особняком стоит Катар, на который надули губы саудиты, но с ним совершенно иная история - это раньше Доха позволяла себе избить российского посла и сделать вид, что так и надо. Сегодня Доха не просто смотрит в рот Путину, ловя каждое его слово - Катар стал крупнейшим в истории наших взаимоотношений с Ближним Востоком инвестором в РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций). РФПИ же, в свою очередь, сейчас занимается развитием высокотехнологичной оборонки России - и Доху это ни капли не смущает, она активно и весело участвует своими 12 млрд долларов (злые языки говорят, что там уже более 15 млрд, но тьфу на них) в российском ВПК.
Мало того. Катарский эмир опять нагло открыл свои посольства в 2023 году в ОАЭ и Бахрейне - и кризис в Совете сотрудничества арабских государств Персидского Залива считается официально преодоленным.
А кого тогда поджигать в регионе, если все дружат, улыбаются в 32 зуба и приветливо спрашивают друг друга "Как дела?"? Получается, что поджечь вообще некого - и как тогда нести демократию в этот медвежий угол мира?
Короче, до Запада дошло, что на Большом Ближнем Востоке и в Африке авторитарист на авторитаристе, куда не плюнь - попадешь в диктатора. Нет, отдельные демократические люди пока там присутствуют, но их то пустят под фигурную резьбу бензопилой, как Хашогги, то просто снесут, как Мохаммеда Базума - глядь, а Нигер, вслед за ЦАР, Мали и Буркина-Фасо уже тоталитарный ад.
Казалось бы, добрым словом и револьвером можно добиться чего угодно. Но когда против револьвера на той стороне тебе грозят Калашниковым, в арсенале остается только доброе слово - а на слово Западу перестали верить уже давно. Не то пальто, чтобы как раньше - Запад перестал угадывать и фасон, и цвет.
Кстати, о Нигере. О стране, а не о новом президенте - тут французы стали пугать власти Нигера, что Нигер ой как просядет по экономике, если вдруг его уран и золото не пойдут во Францию. Мол, кому вы еще нужны, кроме нас, заботливых?
Как оказалось, очень даже нужны. Практически весь свободный уран из Нигера пообещал выкупить Китай, а золото с удовольствием купят в ОАЭ - именно там посреди Дубая торчит Алмазная башня, в которой совершается львиная доля сделок с драгоценными камнями и золотом на всем Ближнем Востоке и Северной Африке.
Но тут на горизонте возникла еще одна опасность. Соглашения Авраама. Эта штука, подписанная еще при Трампе, нормализует отношения между Израилем и Эмиратами - и благодаря этому соглашению, к процессу нормализации уже подключились Марокко и Бахрейн (кроме ОАЭ, естественно) - и теперь такой же процесс идет между Тель-Авивом и Эр-Риядом. Интересный процесс, скажу я вам.
Почему он так важен? Судите сами - пока у Большого Ближнего Востока и Северной Африки есть единый враг в виде Израиля, Ближним Востоком и Африкой очень легко управлять. Постоянный раздражитель - это основа для любой провокации, начиная с налетов на иранские ядерные объекты и заканчивая палестинской интифадой в самом Израиле. Как только уходит раздражитель, появляются причины для переговоров - и 9 млн населения Израиля никогда не сумеют устоять перед объединенным арабским миром. Единый арабский мир, да еще и с Ираном подмышкой - самый кошмарный сон Тель-Авива (или Иерусалима, если угодно).
И вот теперь очень уместна цитата:
Со временем демократические державы сократили свое присутствие в регионе или отказались от акцента на демократии и правах человека в пользу прагматизма. В условиях войны на Украине европейские страны стремились обеспечить свои энергетические потребности, обратившись к нефтяным королевствам арабского мира в качестве альтернативы России. При этом они упускают из виду плохие показатели в области прав человека. Соединенные Штаты также приостановили свою критику внутреннего поведения Саудовской Аравии, стремясь вместо этого убедить Эр-Рияд пересмотреть свои отношения с Россией и Китаем.
Между тем, растущее влияние Китая и России — двух основных недемократических держав — предоставило ближневосточным режимам альтернативу. Не стесненные предварительными условиями, связанными с правами человека или демократической практикой, эти восточные державы предложили региональным правительствам возможность укрепить свои авторитарные режимы, сохраняя при этом выгодные экономические и политические отношения.
Например, усиление авторитаризма в Иране, главным образом после президентских выборов 2021 года, привело к стратегическому сотрудничеству с Китаем и Россией, установив своего рода авторитарную эмпатию, которая стала краеугольным камнем его внешней политики. И Китай, и Россия чувствуют себя комфортно, работая с Ираном, лишенным какого-либо значительного присутствия реформистов, стремящихся улучшить отношения с Западом, и Тегеран, борющийся со своими напряженными отношениями с Западом, находит утешение в отношениях, которые он развил со своими восточными партнерами.
Диктатор диктатора видит издалека. Авторитарная эмпатия - это нечто совсем новенькое в международном сленге, но определение подходит, как нельзя лучше - между диктаторами почти всегда есть взаимопонимание, так как поведенческая модель, как правило, схожа.
Естественно, мы не берем в пример таких психопатов, как Пол Пот - между всеми остальными взаимопонимание есть практически всегда, особенно если проклятые тоталитаристы учитывают интересы другой стороны. И вот в этом главная притягательность "авторитарных редисок" для остального мира - эти люди просто держат данное кому-то слово или обещание. Да, не все и не всегда - но, как правило, они стараются не бросать слова на ветер.
Но вот в чем главная фишка - восточные монархии столетиями выживали только за счет правильного позиционирования своего носа по ветру - и исходя из этого, кто-то еще сомневается в их природном чутье, которое доведено до совершенства?
Но есть и еще один фактор, который является определяющим. Диктаторы - а пусть мы ими и будем, приятно же, когда враги нас боятся - обладают свойством не только держать данное слово, но и концентрировать ресурсы на стратегических направлениях. Это у Запада сегодня озоновые дыры, а завтра зеленая экономика - диктаторы же более консервативны и последовательны: заявил Путин в Мюнхене в 2007 году, что Западу будет очень больно - и вот на тебе, довел-таки почти весь Запад до истерики и экономических провалов.
И ведь говорил-то так открыто и искренне - дескать, давайте жить дружно, ребята. Ибо без дружбы начнется атата-менеджмент, а руководство России сердобольно и милостиво, особенно к прозревшим.
Не послушали, глупо хихикали всю речь Темнейшего - так чего сейчас по всему телу волосы рвать, если вас предупреждали?
Россия и Китай стали притягательными - в первую очередь потому, что никого не учат жизни. Нам фиолетово, с какой стороны арабы вилку берут - главное, чтобы жили сами и не мешали жить другим.