Давайте разберемся с определением SMART
SMART - это методика постановки целей и задач в управлении. Суть заключается в том, чтобы сделать сложные цели понятными, конкретными и достижимыми.
Теперь разберем каждую букву и поймем, что они означают.
S или же Specific - конкретная
Она означает, что цель должна быть изложена так, чтобы её понимал каждый практически одинаково. Для этого цель по SMART должны:
- Содержать конкретный ответ на вопрос "Что делать?" — например, повысить продажи своего товара через маркетплейс;
- Имеется ввиду один к результат: например, повысить продажи своего товара - это одна цель, а повысить продажи своего товара и больше зарабатывать - две разные цели.
M или же Measurable — измеримая
Результат должен иметь критерии для оценки — KPI. Например, увеличить продажи на 20%. Если продажи вырастут на 20%, то цель выполнена на все 100%, а если на 10% - то лишь наполовину. Это поможет оценить, насколько справились с задачей и приложить усилия, если такие потребуются.
A или же Achievable - достижимая
Она нам рассказывает что цель должна:
● Нужно не забывать об реалистичных сроках выполнения цели. Невозможно удвоить показатели всего отдела продаж за 3 недели, если раньше на это уходило 5 месяцев.
● Так же обязательно понимать объективные показатели: Например, прошлый опыт. Нет смысла ставить отделу продаж план в 4 раза больше, чем в предыдущих месяцах, если до этого их показатели росли примерно на 10-20% в месяц.
Если поставить нереалистичную цель, есть риск то что вы не добьётесь того результата которого ожидали, но и лишать команду мотивации не стоит иначе - в следующий раз у сотрудников будет меньше стимулов, чтобы стараться.
R или же Relevant - значимая
Цель должна соответствовать цели компании. Например, перед компанией стоит цель выйти на мировой рынок и стать номер 1 в своей сфере. Например сделать коллаборации с другими брендами, каждая выполненная микро цель двигает вас вперед.
Ну и наконец T или же Time bound — ограниченная во времени
Тут все просто это означает оптимальные сроки целей, такие как: 3, 4 или 8 месяцев. Но не стоит забывать о том что, ставить слишком короткий срок тоже не лучшая затея, за это время будет сложно достичь определенных результатов. Ну тогда надо ставить длинный срок чтобы все успеть, правильно? Не совсем потому что об этой цели можно легко забыть и она потеряет некий смысл. Если вы вдруг забыли обозначить срок, то постепенно цели будут откладываться и откладываться и будете переключатся на другие задачи с более приоритетными сроками по времени.
Стоит ли вам использовать SMART? Думаю попробовать стоит, ведь планирование своих целей и времени очень ценный ресурс. Потому что никто не знает сколько нам осталось и тратить время на бесполезные дела нет никакого смысла.
В следующих статьях я расскажу что такое тайм-менеджмент и с чем его едят.
Так же существует еще одна система GROW. Она немного похожа на SMART, но это уже тема для следующего раза.
Если появились вопросы, смело задавайте, отвечу каждому.