Найти тему

Светлогорск – одна из жемчужин Калининградской области. Начало. От железнодорожного вокзала и Охотничьего домика до сказочника Гофмана.

Оглавление
Все фото автора.
Все фото автора.

Здравствуйте все, кто зашел на мой канал! Сегодня я Вам расскажу о предпоследнем дне нашего калининградского путешествия, а провели мы этот день очень плодотворно и интересно в уютном балтийском городке, напоминающем декорации к какой-то сказке – Светлогорске. Старое немецкое его название – Раушен. Итак, утром 7 июня мы пришли на железнодорожный вокзал «Калининград Северный», тот, что недалеко от площади Победы и собора Христа Спасителя, купили билеты на «Ласточку» и поехали в Светлогорск.

Фото автора.
Фото автора.

Немного истории и географии.

Ехали мы туда недолго, минут сорок, и пока едем, коротко расскажу об истории и географии этого города. Первое упоминание о поселении пруссов на этом месте относится к 1258 году, тогда это поселение называлось Рузе-Мотер, а в XIV веке рыцари Тевтонского ордена назвали этот поселок Раушеном. Этот небольшой поселок, специализировавшийся тогда, в основном, на мельничном деле, в 1820 году стал официальным курортом Восточной Пруссии.

Фото автора.
Фото автора.

С тех пор, можно сказать, основным направлением этого небольшого города является курортная деятельность, сначала это был немецкий курорт, потом советский, а с 1999 года город Светлогорск, получивший такое название в 1947 году, стал курортом федерального значения Российской Федерации. Официально зарегистрированных жителей в нем чуть больше 16 тысяч человек, а туристов гораздо больше. Находится он на берегу Балтийского моря на северном побережье Калининградского полуострова (раньше его называли Самбийский или Земландский) в 35 километрах к северо-западу от Калининграда.

Фото автора.
Фото автора.

Город, как бы, разделен на две части: нижнюю (вокруг озера Тихого) и верхнюю (на морском побережье, на высоте примерно 60 метров от уровня моря). В городе, соответственно, два железнодорожных вокзала, Светлогорск 1 – в нижней части, а конечная станция Светлогорск 2 – в верхней, вот до нее мы и доехали.

Фото автора.
Фото автора.

Железнодорожный вокзал находится на улице Ленина, это центральная улица верхней части города. Рядом с вокзалом еще есть фуникулер, в кабинках которого можно спуститься на пляж и набережную, и соответственно, подняться оттуда, им мы еще воспользуемся, но позже. А пока мы выходим из «Ласточки» и топаем по улице Ленина до улицы, названной в честь его идейного вдохновителя – Карла Маркса.

Фото автора.
Фото автора.

По Ленина до Карла Маркса.

Первое, что бросается здесь в глаза, кроме обилия палаток и киосков с сувенирами, экскурсиями и различными перекусами, это дома на этой и примыкающей к ней улицам. Все дома здесь или отреставрированные старинные, построенные, в основном, в начале XX века, или современные, но построенные в том же стиле с элементами неоготики. Вот яркий представитель такой архитектуры – Дом охотничий, построенный в начале XX века.

А еще, здесь все просто утопает в зелени деревьев, иногда создается впечатление, что дома строили просто в лесу. Вот, например, как этот дом.

Фото автора.
Фото автора.

Еще не доходя до Карла Маркса, в этом районе расположились корпуса Военного санатория министерства обороны России. Кстати, военный санаторий здесь функционировал еще у немцев со времен Первой мировой войны. Сейчас корпусов этого санатория здесь несколько и все они построены в разное время, и выглядят по-разному, вот так выглядит симпатичное трехэтажное здание, видимо, довоенной постройки, с местами осыпавшейся штукатуркой, это лечебно-диагностический корпус №2.

Фото автора.
Фото автора.

Вниз по Карла Маркса.

Дойдя до, примыкающей справа, улицы Карла Маркса, мы сворачиваем на нее и спускаемся по этой улице вниз, в сторону Тихого озера, и здесь нам встречается вот такая трогательная скульптурная композиция «Утка с утенком».

Затем мы спускаемся дальше и справа, перед перекрестком с улицей Сказочника Гофмана, ненадолго заходим в небольшой сквер с теннисными столами и тренажерами, в котором тоже есть несколько симпатичных скульптурных композиций. Сначала это лягушка на камне, но мне больше понравился, спящий на камне кот, рядом с которым расположилась птичья семейка.

Стихи Горького, замочная скважина и почтовые ящики.

Повернув на улицу Гофмана, а повернули мы на нее, чтобы увидеть памятник самому сказочнику и многочисленные скульптуры его персонажам, мы пошли по ней, разглядывая причудливые дома, как старинной, так и современной постройки.

Здесь мы, честно говоря, немного заплутали. Надо было сворачивать в переулок Гофмана, а мы пошли прямо до улицы Горького, за то увидели еще кое-что интересное. На одном современном семиэтажном здании (такие здесь тоже есть) мы увидели бюст А.М. Горького в виде барельефа, а рядом лепнина в виде свитка, на котором написаны стихи писателя о Буревестнике.

Потом мы еще немного прошли по улице Горького и решили подняться по весьма колоритной каменной лестнице, в начале которой встретилась мозаичная инсталляция под названием «Замочная скважина».

Поднявшись по лестнице, мы дошли до двух старинных вилл, построенных в начале XX века: здание «Вилла К. Кюна» и здание пансионата «Балдур». Сейчас в этих домах располагаются отели. Но они не были целью нашего путешествия, к тому же, мы поняли, что еще чуть-чуть и мы выйдем опять на улицу Ленина. Поэтому мы пошли обратно.

А на обратном пути я обратил внимание на почтовые ящики перед воротами вилл и коттеджей. Это не просто почтовые ящики, а настоящие произведения искусства, посмотрите сами на некоторые из них. Создалось впечатление, что хозяева этих домов просто соревнуются друг с другом, у кого почтовый ящик будет самый необычный.

Ну и ограды у домов встречаются тоже причудливые, в общем, не зря заблудились.

Фото автора.
Фото автора.

Дом сказочника.

Вернувшись к Гофману, вернее, свернув с улицы в переулок его же имени, мы наконец подошли к зданию, которое называется «Дом сказочника». В самом здании, по виду, старинном, ничего особенного, это просто небольшой отель, а вот вокруг него расположилась целая выставка скульптур, посвященных персонажам сказок Гофмана.

Скажу честно, о некоторых персонажах его сказок, как и о самих сказках, я до этого момента ни разу не слышал, кроме, пожалуй, сказки о Щелкунчике и Мышином короле, на основе которой наш Чайковский сотворил свое бессмертное произведение.

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился в Кенигсберге в 1776 году и работал, после окончания Юридического факультета Кенигсбергского университета, юристом, но прославил он себя и свой край не усердием юриста, а сочинением сказок и музыки. Мы еще увидим скульптуру, посвященную двойственности жизни юриста-сказочника, а пока продолжаем рассматривать скульптуры персонажей его сказок. Выполнены они, как здесь написано, калининградским мастером и являются оригинальными произведениями. Поэтому, и относиться к ним просят бережно!

Мы прошли по кругу, обойдя весь двор вокруг дома. Очень, я Вам скажу, необычные и интересные скульптуры получились у этого калининградского мастера, пожелавшего, почему-то, остаться инкогнито.

А все-таки, мне больше всего понравились скульптуры пса и кота.

Двойственность внутреннего мира и поляна сказок Гофмана.

Осмотрев все скульптуры в этом дворе, мы выходим оттуда, но на этом тема Гофмана и его сказок не заканчивается. Напротив «Дома сказочника» есть еще одна гостиница, но сама она нам не интересна, а вот скульптурная композиция рядом с ней впечатляет.

Называется она «Э.Т.А. Гофман. Двойственность внутреннего мира», она изображает две личности, казалось бы, несовместимые в одном человеке, как утверждают историки и биографы Гофмана, его метущееся творческое начало с неограниченной фантазией находилось в противоречии с сущностью дисциплинированного прусского чиновника. Здесь скульптор не пожелал остаться неизвестным, зовут его Усачев Сергей Николаевич. А мне, почему-то, сразу вспомнился «Двуликий Янус» в Летнем саду Санкт-Петербурга.

Но и это еще не все, дальше идет целая поляна сказок Гофмана. Здесь и Белоснежка с гномами, и другие персонажи его сказок.

Средневековый Кенигсберг в макете.

Сразу за поляной сказок другая поляна с уменьшенными в несколько раз домами, замками и соборами – это макет замка Кенигсберг и средневековых городов Альтштадта, Кнайпхофа и Лебенихта. Он посвящен последним десятилетиям рыцарской эпохи и охватывает период с 1511 по 1544 год. Я не считал, сколько там построили уменьшенных копий домов, но создатели утверждают, что их более 500. Некоторые из них еще не раскрашены. Я представляю, какая это непростая, кропотливая и требующая неординарного мастерства работа, раскрашивать тонкими кисточками малейшие детали разноцветных макетов.

Вот теперь, пожалуй, мы с Вами пока остановимся. Дальше мы спустимся к озеру, а потом опять поднимемся в верхнюю часть Светлогорска, но это уже другая история, не пропустите.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!